Урок математики в 4 классе.
- способствовать формированию компонентов учебной деятельности, приёмам рефлексии и самооценки.
Содержание деятельности. Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. ( 2 мин) Цель: - выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. Управляет ситуацией самооценки. Устанавливает тематические рамки. (Слайд 2) -Предлагаю фиксировать свои успехи и достижения в листе самооценки. (Слайд 3) | Слушают | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. (5мин) Цель: - подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Устный счёт Б) Весь класс считает устно (Слайд 4) В) Совместная проверка задания А (Проверка решения по группам ). (Слайд 5) -Опираясь на эти знания, заполним таблицу: а 5190 336 б 205 48 а:б 30 183 (Слайд 6) 5190:30=173 -Какими умениями надо владеть, чтобы произвести данные вычисления? 183 х 205=28290 -Какими умениями надо владеть, чтобы произвести данные вычисления? 336 : 48=7 - В чём отличие данного выражения от тех, которые мы уже умеем вычислять? -Умеем решать такие примеры? -А хотите научиться? | А) Один ученик самостоятельно решает у доски 32꞉16= 2 30꞉15=2 99꞉11=9 36꞉18=2 85꞉17=5 75꞉25=3 48꞉24=2 66꞉11=6 - ОЦЕНИ СЕБЯ (Слайд 3) Учащиеся отвечают Вычисляют - Письменное деление многозначного числа на число, оканчивающееся нулями. Вычисляют - Письменное умножение многозначных чисел. Вычисляют - Деление многозначного числа на двузначное число. -Нет -Да | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
III. Этап выявления места и причины затруднения. (3 мин) Цель: - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
| -Поставьте перед собой цель - чему надо научиться? - Какую цель себе поставим? - Предложите вариант формулировки темы урока. (Деление многозначных чисел на двузначное число). (Слайд 7) | - Научиться выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число. -Деление многозначного числа на двузначное в столбик. | Познавательные: - умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
IV Построение проекта выхода из затруднения (10 мин) Цель: -постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | -Найдём сами способ решения или заглянем в учебник? -Что нужно знать, чтобы решить такие выражения? -Напомните алгоритм деления многозначного числа на однозначное число. (На доске открываются пункты алгоритма) (Слайд 8) -Как вы думаете, данный алгоритм нам пригодится, поможет? Или нужен другой алгоритм? -Я предлагаю вам в группах решить пример и, если потребуется, изменить алгоритм (учитель выдаёт каждой группе карточку с примером) 492 : 82 (6) | -План-алгоритм. Анализируют, обсуждают, сравнивают с алгоритмом деления на числа, оканчивающиеся нулями Дети решают пример. (Если дети затрудняются, можно найти подсказку в учебнике с.46) -Да Обсуждают в группах. Сверяют свои выводы с текстом учебника. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
V Реализация построенного проекта (5 мин) Цель: - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Какое открытие сделали? -У кого какие ответы? (Ответы не у всех одинаковые) -Может быть нужен другой алгоритм? -Почему пример вызвал затруднение? - Сложно и долго подбирать нужный ответ. (Учитель показывает эталон ) -Сделаем вывод. (Слайд 9) | -Для решения данных выражений нужен алгоритм, в который мы добавим ещё один пункт. - Чтобы легче было найти цифру частного, округлим делитель до десятков (Дети дописывают в алгоритме) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Физминутка (3 мин) | | |
VI. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 230 : 46 162:54 252:63 (Слайд 10) Контролирует деятельность учеников | Проверяют работу полученного алгоритма (решение примеров с объяснением). Из каждой группы по одному представителю (у доски). - ОЦЕНИ СЕБЯ (Слайд 3) | Коммуникативные: - управление поведением партнера; - умение выражать свои мысли. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 7 мин) Цель: - интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | № 216 (1-3 столбики) Контролирует деятельность учеников - Уложились ли вы во времени? - Насколько у вас сформированы вычислительные навыки? | Выполняют работу (на время). Проверяют по эталону. - ОЦЕНИ СЕБЯ (Слайд 3) | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выполнять математические вычисления |
VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин) Цель: - закрепить ранее изученное и подготовить к изучению следующих разделов курса, выявить границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. | Задача. За какое время поезд проедет 510 км, если средняя скорость его движения 85 км/ч? За какое время автомобиль проедет 332 км, если средняя скорость его движения 83 км/ч? (Слайд 11) Задаёт уточняющие вопросы. Контролирует деятельность учеников | Рассматривают слайд. Составляют задачу. Проверяют и оценивают работу соседа (взаимопроверка) | Регулятивные: прогнозирование . |
IX. Рефлексия учебной деятельности (3 мин) Цель: - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Что нового узнали на уроке? - Вернёмся к девизу нашего урока. С малой удачи начинается большой успех. - Какова была цель урока? - Удалось ли вам достичь цели? - Оцените свою работу на уроке. Поясняет задания для домашней работы. Повторить алгоритм деления на двузначное число. № 219 - Благодарю за хорошую работу. | -Познакомились с алгоритмом деления многозначного числа на двузначное -Научиться делить многозначное число на двузначное. (Слайд12) Учащиеся оценивают свою работу на уроке. На листе самооценки обводят в кружок соответствующую букву. - Почему выбрал эту букву? -Что на уроке не получилось? - Чем доволен? | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |