Вхождение в тему, выяснение понимания обучающимися особенностей людей с ограниченными возможностями. Технология ситуативного обучения. Метод панельной дискуссии — обмен мнениями по обсуждаемым вопросам; преподаватель по очереди демонстрирует обсуждаемые вопросы, выслушивает мнение обучающихся, даёт рекомендации по решению дискуссионных вопросов, направляет ход дискуссии | Обсуждение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью впоследствии травм и дефектов на примере Александра Урванцева (Синдром Дауна) (Просмотр ролика о Саше https://www.youtube.com/watch?v=idmjTa2NBDE) Содержание ролика: У Саши непростой диагноз — синдром Дауна. Чтобы увлечь Сашу, так как родители понимают, что с работой у нее будет проблематично, родители стараются окружить ее любовью и заботой, увлечь, найти дело, которое ей понравится. Саша умеет делать всё: и по дому — моет полы, гуляет с собакой, уже пять лет занимается мыловарением (это ее работа). А сейчас у нее новое увлечение — она выкладывает технически непростые, но очень красивые алмазные мозаики. Также Саша занимается в студии Константина Юрьевича Хабенского «Оперения»: там существует группа для детей с инвалидностью уже несколько лет. А еще она занимаемся в студии при нашей организации «Содействие»: здесь помогают семьям, в которых рождаются дети с инвалидностью. Саша рисует платья, и Башкирский педагогический университет, их «Театр мод», хочет отшить модели по этим эскизам и организовать показ. Стоит отметить, что для детей с синдромом Дауна монотонный тру очень утомителен, им трудно усидеть на одном месте более 30 минут, быстрая смена настроения, улыбка на лице и сразу же сменяется на легкую грусть. Но благодаря любви семьи, её заботе и терпению Саша добивается успеха в жизни. Параолимпийская чемпионка по плаванию Олеся Владыкина. (Просмотр танца Олеси Владыкиной и Максима Маринина (https://www.youtube.com/watch?v=27-qgpsaQgI) После просмотра ролика преподаватель читает под тихую музыку историю Олеси Владыкиной). Олеся Владыкина родилась абсолютно здоровой, в Москве, в 1988 году. С раннего детства она занималась плаванием в спортивной школе, демонстрируя успехи. Стала мастером спорта. Но после поступления в университет спорт отошел на второй план. В 2008 году с девушкой произошла ужасная трагедия. Она вместе с подругой отдыхала в Таиланде. Их экскурсионный автобус попал в аварию. Подруга погибла на месте. В одно мгновение жизнь буквально перевернулась. Однако с первых же минут Олеся дала себе установку не сдаваться. Впоследствии ее тренер по плаванию восхищался, что девушка держалась тогда невероятно мужественно и до приезда врачей сама пережимала изувеченную руку, чтобы остановить сильную кровопотерю. В течение месяца Олеся Владыкина проходила курс реабилитации в Бангкоке. По возвращении же в Москву уже буквально через месяц девушка возобновила спортивные тренировки. В тот период поддержка мамы и верных друзей помогла Олесе смириться с произошедшими переменами и принять, что жизнь ее теперь просто стала другой, но не стала хуже. В своих интервью спортсменка не раз будет подчеркивать, что именно благодаря многим неравнодушным людям и особенно близким, которые всегда были рядом, у нее было больше сил для борьбы с новыми сложными обстоятельствами. А возвращение в спорт открыло перед Олесей новые горизонты и помогло увидеть, что она может поставить перед собой и достичь еще многие хорошие цели. Уже после пяти месяцев тренировок Олеся прошла отбор на Летние Паралимпийские игры в Пекине. Достичь этого тоже было непросто. Сборная России была укомплектована, казалось, Олесе, спортсменке, которую еще никто не знал, туда не пробиться. И все же Владыкиной удалось то, что считали невозможным. Отправившись за свои личные средства на Кубок Европы, проходивший в Чехии, девушка завоевала сразу три золотые медали, показав всем свой огромный потенциал и стремление к победе. Так юную спортсменку заметили, а затем по стечению обстоятельств как раз освободилось место в сборной, и Олеся попала на Паралимпиаду. Здесь в финальном заплыве брасом на 100-метровую дистанцию целеустремленная девушка завоевала золотую медаль и установила новый мировой рекорд. Панельная дискуссия по вопросам 1. В чём проявилась поддержка близкого окружения, а в чем проявились личные качества героинь? 2. Как вы думаете, смогли бы они достигнуть таких результатов, если бы их не поддержали близкие и знакомые? 3. Можем ли мы сказать, что люди, которых мы видели на экране, такие, как мы, или, может быть, даже лучше нас и нам следует брать с них пример стойкости и упорства? | У обучающихся создаётся психологическая основа для формирования ценностно-смысловых установок, отражающих личную позицию в отношении к обсуждаемому вопросу |
Этап активного формирования мнения. Технология проблемного диалога: побуждающий диалог. | Обучающимся предлагается выполнить задание, результаты которого оформляют в интерактивной форме. Обучающимся раздают сигнальные символы — ладошки разного цвета, которые соответствуют выбору а), б) и в). Обучающиеся поднимают в зависимости от выбора «ладошку», затем поднявшие ладошки одного цвета объединяются во временные группы, обсуждают аргументацию своего выбора и обосновывают своё мнение. Так обсуждают все три задания Содержание задания 1. Что такое инвалидность? а) Физическое увечье; б) нарушение здоровья, которое ограничивает круг того, что эти люди могут делать; в) нарушения, которые создают физические, организационные или отношенческие барьеры из-за предрассудков и стереотипов. 2. Какова причина рождения детей с ОВЗ? а) вредные привычки, наследственность, болезни матери б) травмы, ушибы, несвоевременная или неквалифицированная помощь после них, неправильно принятые роды в) появление ОВЗ у ребенка не предсказуемо 3. Должно ли общество поддерживать семьи детей с ОВЗ? а) это проблема родителей б) поддерживать должно государство в) поддержка должна быть не только со стороны государства, но и со стороны каждого человека Обучающимся предлагается рассказать о детях с ОВЗ, с которыми им приходилось общаться, об их родителях и о собственном отношении и окружающих к ним. | У обучающихся формируется готовность к личностному самоопределению; происходит развитие ценностно-смысловых установок, отражающих личную позицию в отношении к обсуждаемому вопросу. У обучающихся происходит формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем инвалидности как социальной проблемы, а не как свойства человека |
Формулировка выводов. Рефлексивная самооценка | Обучающимся предлагается ответить на вопрос, что нового для себя они узнали, как изменилось их отношение к детям с ОВЗ и их родителям. Вывод: необходимо с уважением и милосердием, принимать как равных в обществе людей с нарушением здоровья и инвалидностью. В конце беседы предлагается дать определение словам милосердие, гуманность, эмпатия и сострадание. МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п. ЭМПАТИЯ - ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека. СОСТРАДАНИЕ - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. ГУМАННОСТЬ - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. Ориентиром достижения цели мероприятия могут быть слова в ответах обучающихся: Сочувствие, уважение, сопереживание, желание помогать другим. | Формируется психологическая готовность к личностному самоопределению по отношению к людям с ОВЗ с личной стороны и со стороны общества. Формируются ценностно смысловые установки, отражающие личную позицию к обсуждаемому вопросу. Формируется осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и индивидуальности. Осваиваются социальные нормы, оказывающие влияние на взаимодействие личности и социума |