СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки как среда нравственного воспитания младших школьников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить место нравственного воспитания в системе музыкального образования младших школьников   

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки как среда нравственного воспитания младших школьников»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД  «Профессионально-педагогический колледж  имени М.М.Меджидова»   Выпускная квалификационная работа на тему: «Урок музыки как среда нравственного воспитания младших школьников» Выполнила: Идрисова Патимат Эльбрусовна, 4 «а» курс Специальность:  53.02.01 «Музыкальное образование» Руководитель: Ханча Дмитрий Дмитриевич

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова»

Выпускная квалификационная работа

на тему:

«Урок музыки как среда нравственного воспитания младших школьников»

Выполнила: Идрисова Патимат Эльбрусовна, 4 «а» курс

Специальность: 53.02.01 «Музыкальное образование»

Руководитель: Ханча Дмитрий Дмитриевич

«Если человека учат добру – в результате будет добро»  В. А. Сухомлинский

«Если человека учат добру –

в результате будет добро»

В. А. Сухомлинский

Цель исследования:   определить место нравственного воспитания в системе музыкального образования младших школьников 

Цель исследования:

  • определить место нравственного воспитания в системе музыкального образования младших школьников 
 Объект исследования : нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки  Предмет исследования: формы и методы нравственного воспитания младших школьников с использованием произведений музыкального искусства в соответствии с ФГОС НО О
  • Объект исследования : нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки

Предмет исследования: формы и методы нравственного воспитания младших школьников с использованием произведений музыкального искусства в соответствии с ФГОС НО О

Гипотеза  Нравственное воспитание школьников на уроках музыки будет эффективным, если:  - будет обобщен теоретический и передовой практический опыт решения проблемы нравственного воспитания школьников средствами музыки;  - будут сформулированы основные принципы целенаправленного осуществления нравственного воспитания на уроках музыки

Гипотеза

Нравственное воспитание школьников на уроках музыки будет эффективным, если:

- будет обобщен теоретический и передовой практический опыт решения проблемы нравственного воспитания школьников средствами музыки; - будут сформулированы основные принципы целенаправленного осуществления нравственного воспитания на уроках музыки

Задачи исследования :   - проанализировать состояние проблемы в музыкально-педагогической литературе, раскрыть содержательные основы нравственного воспитания;  - выявить условия нравственного воспитания и диагностировать уровень воспитанности школьников;  - определить эффективные методы и формы работы, направленные на музыкально- нравственное развитие школьников;  - проверить эффективность методов и педагогических условий нравственного воспитания школьников в ходе опытно-экспериментального исследования; обобщить и проанализировать полученные в ходе исследования результаты

Задачи исследования :

- проанализировать состояние проблемы в музыкально-педагогической литературе, раскрыть содержательные основы нравственного воспитания;

- выявить условия нравственного воспитания и диагностировать уровень воспитанности школьников;

- определить эффективные методы и формы работы, направленные на музыкально- нравственное развитие школьников; 

- проверить эффективность методов и педагогических условий нравственного воспитания школьников в ходе опытно-экспериментального исследования;

  • обобщить и проанализировать полученные в ходе исследования результаты
Методы исследования : - анализ психолого-педагогической и методической литературы; методы теоретического обобщения, моделирования; педагогическое наблюдение; анкетирование и опрос,  педагогический эксперимент, анализ передового педагогического  опыта

Методы исследования :

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

  • методы теоретического обобщения, моделирования;
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование и опрос,
  • педагогический эксперимент,
  • анализ передового педагогического

опыта

1 глава  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали

1 глава

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали
  2 глава  ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  ПО  НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ  Цель опытно-экспериментальной работы: изучение и совершенствование педагогических условий в процессе нравственного воспитания младших школьников в музыкальной деятельности

2 глава ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Цель опытно-экспериментальной работы: изучение и совершенствование педагогических условий в процессе нравственного воспитания младших школьников в музыкальной деятельности

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ СОШ №8 города Избербаша Республики Дагестан    Методы исследования: - анализ литературы по исследуемой проблеме; - обобщение и систематизация теоретического материала; - изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки;  - диагностика уровня нравственной воспитанности школьников; - опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных качеств младших школьников в процессе восприятия музыки

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ СОШ №8 города Избербаша Республики Дагестан

Методы исследования:

- анализ литературы по исследуемой проблеме;

- обобщение и систематизация теоретического материала;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки;

- диагностика уровня нравственной воспитанности школьников;

- опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных качеств младших школьников в процессе восприятия музыки

Задачи на констатирующем  этапе исследования : 1. Определение изначального уровня нравственных представлений, нравственной воспитанности младших школьников 2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.

Задачи на констатирующем этапе исследования :

1. Определение изначального уровня нравственных представлений, нравственной воспитанности младших школьников

2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.

Распределение учащихся по уровням нравственного опыта на  констатирующем этапе     Таблица 1 Уровни сформированности нравственного опыта Экспериментальная группа  Низкий Контрольная группа 44% (12 уч-ся) Средний 50% (13 уч-ся) 40% (12 уч-ся) Высокий 53% (16 уч-ся) 6% (2 уч-ся) 7% (2 уч-ся)

Распределение учащихся по уровням нравственного опыта на констатирующем этапе Таблица 1

Уровни

сформированности нравственного опыта

Экспериментальная группа

Низкий

Контрольная группа

44% (12 уч-ся)

Средний

50% (13 уч-ся)

40% (12 уч-ся)

Высокий

53% (16 уч-ся)

6% (2 уч-ся)

7% (2 уч-ся)

Распределение учащихся по уровням нравственного опыта на  констатирующем этапе  Диаграмма 1

Распределение учащихся по уровням нравственного опыта на констатирующем этапе Диаграмма 1

Формирующий эксперимент   Цель: разработать и апробировать систему работы  по нравственному воспитанию младших школьников при создании определенных педагогических условий

Формирующий эксперимент

  • Цель: разработать и апробировать систему работы

по нравственному воспитанию младших школьников при создании определенных педагогических условий

Нравственные качества формировались следующим образом: восприятие и исполнение  классической музыки; народной музыки; музыки природы; организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий; систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время музыкальной деятельности. 

Нравственные качества формировались следующим образом:

  • восприятие и исполнение

классической музыки;

  • народной музыки;
  • музыки природы;
  • организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;
  • систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время музыкальной деятельности. 
Контрольный этап эксперимента  Цель: выявить уровень нравственного воспитания младших школьников после проведения формирующего эксперимента Методики: -анкета «Нравственные понятия» -тест «Размышляем о жизненном опыте» -анкета

Контрольный этап эксперимента

Цель: выявить уровень нравственного воспитания младших школьников после проведения формирующего эксперимента

Методики:

-анкета «Нравственные понятия»

-тест «Размышляем о жизненном опыте»

-анкета "Уровень сформированности нравственной культуры школьников "

 Распределение учащихся по уровням нравственного опыта  на итоговом этапе исследования   Таблица 2   Уровни сформированности нравственного опыта Экспериментальная группа Низкий Контрольная группа 16% (5 уч-ся) Средний 57% (15уч-ся) 38% (11 уч-ся) Высокий 50% (15 уч-ся) 27% (7 уч-ся) 12% (4 уч-ся)

Распределение учащихся по уровням нравственного опыта на итоговом этапе исследования Таблица 2

Уровни

сформированности нравственного опыта

Экспериментальная группа

Низкий

Контрольная группа

16% (5 уч-ся)

Средний

57% (15уч-ся)

38% (11 уч-ся)

Высокий

50% (15 уч-ся)

27% (7 уч-ся)

12% (4 уч-ся)

 Диаграмма 2

Диаграмма 2

    Сравнительная таблица динамики развития нравственного опыта школьников в процессе исследования   Таблица 2    Уровни сформированности нравственного опыта По данным Низкий констатирующего эксперимента После обучения, 44% (12 уч-ся) Средний по данным итогового 50% (13 уч-ся) 16% (5 уч-ся) Высокий эксперимента 57% (15 уч-ся) 6% (2 уч-ся) 27% (7 уч-ся)

Сравнительная таблица динамики развития нравственного опыта школьников в процессе исследования Таблица 2

Уровни сформированности

нравственного опыта

По данным

Низкий

констатирующего эксперимента

После обучения,

44% (12 уч-ся)

Средний

по данным итогового

50% (13 уч-ся)

16% (5 уч-ся)

Высокий

эксперимента

57% (15 уч-ся)

6% (2 уч-ся)

27% (7 уч-ся)

 Диаграмма 3

Диаграмма 3

1. Результаты экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе музыкального обучения младших школьников целенаправленная работа положительно влияет на формирование нравственных качеств личности детей.  - Выводы 2. Урок музыки является средой нравственного воспитания младших школьников

1. Результаты экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе музыкального обучения младших школьников целенаправленная работа положительно влияет на формирование нравственных качеств личности детей.  -

Выводы

2. Урок музыки является средой

нравственного воспитания младших школьников

 Заключение    Урок музыки -познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.    Урок музыки - нравственная атмосфера, которая формирует нравственные ориентации школьников.

Заключение

Урок музыки -познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.

Урок музыки - нравственная атмосфера, которая формирует нравственные ориентации школьников.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих педагогических условий :    1.В содержание работы учителя музыки включены компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств. 2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания. 3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих педагогических условий :

1.В содержание работы учителя музыки

включены компоненты, способствующие

формированию нравственного

сознания, чувств.

2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания.

3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности.

Спасибо за внимание!!

Спасибо за внимание!!