Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова»
Выпускная квалификационная работа
на тему:
«Урок музыки как среда нравственного воспитания младших школьников»
Выполнила: Идрисова Патимат Эльбрусовна, 4 «а» курс
Специальность: 53.02.01 «Музыкальное образование»
Руководитель: Ханча Дмитрий Дмитриевич
«Если человека учат добру –
в результате будет добро»
В. А. Сухомлинский
Цель исследования:
- определить место нравственного воспитания в системе музыкального образования младших школьников
- Объект исследования : нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки
Предмет исследования: формы и методы нравственного воспитания младших школьников с использованием произведений музыкального искусства в соответствии с ФГОС НО О
Гипотеза
Нравственное воспитание школьников на уроках музыки будет эффективным, если:
- будет обобщен теоретический и передовой практический опыт решения проблемы нравственного воспитания школьников средствами музыки; - будут сформулированы основные принципы целенаправленного осуществления нравственного воспитания на уроках музыки
Задачи исследования :
- проанализировать состояние проблемы в музыкально-педагогической литературе, раскрыть содержательные основы нравственного воспитания;
- выявить условия нравственного воспитания и диагностировать уровень воспитанности школьников;
- определить эффективные методы и формы работы, направленные на музыкально- нравственное развитие школьников;
- проверить эффективность методов и педагогических условий нравственного воспитания школьников в ходе опытно-экспериментального исследования;
- обобщить и проанализировать полученные в ходе исследования результаты
Методы исследования :
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- методы теоретического обобщения, моделирования;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование и опрос,
- педагогический эксперимент,
- анализ передового педагогического
опыта
1 глава
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали
2 глава ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Цель опытно-экспериментальной работы: изучение и совершенствование педагогических условий в процессе нравственного воспитания младших школьников в музыкальной деятельности
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ СОШ №8 города Избербаша Республики Дагестан
Методы исследования:
- анализ литературы по исследуемой проблеме;
- обобщение и систематизация теоретического материала;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки;
- диагностика уровня нравственной воспитанности школьников;
- опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных качеств младших школьников в процессе восприятия музыки
Задачи на констатирующем этапе исследования :
1. Определение изначального уровня нравственных представлений, нравственной воспитанности младших школьников
2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.
Распределение учащихся по уровням нравственного опыта на констатирующем этапе Таблица 1
Уровни
сформированности нравственного опыта
Экспериментальная группа
Низкий
Контрольная группа
44% (12 уч-ся)
Средний
50% (13 уч-ся)
40% (12 уч-ся)
Высокий
53% (16 уч-ся)
6% (2 уч-ся)
7% (2 уч-ся)
Распределение учащихся по уровням нравственного опыта на констатирующем этапе Диаграмма 1
Формирующий эксперимент
- Цель: разработать и апробировать систему работы
по нравственному воспитанию младших школьников при создании определенных педагогических условий
Нравственные качества формировались следующим образом:
классической музыки;
- народной музыки;
- музыки природы;
- организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;
- систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время музыкальной деятельности.
Контрольный этап эксперимента
Цель: выявить уровень нравственного воспитания младших школьников после проведения формирующего эксперимента
Методики:
-анкета «Нравственные понятия»
-тест «Размышляем о жизненном опыте»
-анкета "Уровень сформированности нравственной культуры школьников "
Распределение учащихся по уровням нравственного опыта на итоговом этапе исследования Таблица 2
Уровни
сформированности нравственного опыта
Экспериментальная группа
Низкий
Контрольная группа
16% (5 уч-ся)
Средний
57% (15уч-ся)
38% (11 уч-ся)
Высокий
50% (15 уч-ся)
27% (7 уч-ся)
12% (4 уч-ся)
Диаграмма 2
Сравнительная таблица динамики развития нравственного опыта школьников в процессе исследования Таблица 2
Уровни сформированности
нравственного опыта
По данным
Низкий
констатирующего эксперимента
После обучения,
44% (12 уч-ся)
Средний
по данным итогового
50% (13 уч-ся)
16% (5 уч-ся)
Высокий
эксперимента
57% (15 уч-ся)
6% (2 уч-ся)
27% (7 уч-ся)
Диаграмма 3
1. Результаты экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе музыкального обучения младших школьников целенаправленная работа положительно влияет на формирование нравственных качеств личности детей. -
Выводы
2. Урок музыки является средой
нравственного воспитания младших школьников
Заключение
Урок музыки -познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.
Урок музыки - нравственная атмосфера, которая формирует нравственные ориентации школьников.
Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих педагогических условий :
1.В содержание работы учителя музыки
включены компоненты, способствующие
формированию нравственного
сознания, чувств.
2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания.
3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности.
Спасибо за внимание!!