СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Колокольный звон на Руси"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Колокольный звон на Руси"»

Тема урока: Колокольный звон на Руси.

Класс: 8

Тип урока: Урок - исследование.

Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.

Задачи урока:

- познакомить с историей появления колоколов, разновидностями колокольных звонов;

- доказать важное значение колокола в жизни России;

- развивать способности к исследовательской деятельности;

- воспитывать уважение к явлениям русской духовной культуры.



Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомить учащихся с историей колокольного звона на Руси, обратить внимание на особенность его звучания, научить детей слушать музыкальные произведения разных жанров, ввести учащихся в мир инструментальной музыки.

Личностные: пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре. 

Метапредметные: вырабатывать у учащихся умение вслушиваться в разные виды колокольных звонов, сравнивать и анализировать музыкальные фрагменты, способствовать эмоциональному восприятию колокольного звона, развивать у учащихся освоение навыков анализа музыкального произведения, эстетические чувства, развивать слушательскую культуру.

Музыкальный материал: разные виды колокольных звонов, Н. А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (фрагмент). Песня «Колокола России.»

Ход урока

1.Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть! Садитесь.

(СЛАЙД 1: Фраза) - Прочитайте фразу на экране и продолжите её. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- Кто желает поделиться своими мыслями? (ответы детей)

- Я продолжу так: я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активности, плодотворной и интересной работы.

2. Мотивация. Постановка цели урока.

- Сегодня мы вновь обратимся к теме года «Традиция и современность в музыке».

- Музыка рассказывает нам о многом. Благодаря своим возможностям она открывает нам целый мир: переносит в далёкие времена, повествует о героических событиях и битвах, показывает красоту природы.

- Послушайте стихотворение «Колокольчик». (СЛАЙД 2: Цветы)

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон.

Может быть, звонишь ты тоже

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчёлам

Роще, травам и цветам.

- О каком поющем цветке шла речь? (колокол) (СЛАЙД 3: Колокол)

- Какой приятный звук он издаёт? (звон)

- Как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

(О колоколах и колокольных звонах).

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Колокольный звон на Руси)

- Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Колокольный звон на Руси». (СЛАЙД 4: Тема)

- А где в жизни можно услышать звучание колокола? (На улице, в храме, по телевизору)

- Можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? (Да)

- Почему? (Потому что, когда звонят колокола, можно услышать в их звоне мелодию)

- Исходя из темы, которую мы обозначили, что бы вы хотели узнать, открыть на нашем уроке? (Нам хотелось бы узнать об истории появления колоколов, о материалах, из которых они были изготовлены и при каких событиях в жизни они звучали?)

- Да, именно об этом мы и будем говорить на уроке.

- Итак, наша с вами цель: (СЛАЙД 5: Цель) «Раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа».

3. Постановка проблемы.

- Чтобы реализовать поставленную цель, обратимся к экспертам: это – историки, звонари, литераторы, искусствоведы. Они заранее получили кейсы с заданиями, с определённой проблемой, над которой должны были поработать.

4. Реализация построенного проекта.

1) – Знаете ли вы, зачем человек придумал колокол? Для какой цели?

Это очень интересная история… и расскажут нам о ней историки.

Историки

1 историк. Наша группа работала над проблемой: «История создания колоколов».

Когда-то давно люди жили общинами, каждая из которых представляла собой большую семью – род. Члены рода совместно добывали себе пропитание, воспитывали детей. И когда кто-то далеко уходил в лес, надо было подать сигнал, чтобы человек по звуку мог найти свой дом.

2 историк. А когда роду грозила опасность, они звали на помощь людей из соседнего рода. Сначала люди стучали палкой по дереву, жгли костры, но потом они научились выплавлять металлы и стали использовать их для сигналов, звук которых был неизмеримо громче.

3 историк. А позднее кто-то догадался сделать вместо простого бруска изогнутую полую форму. А для получения звука, привесил внутрь маленький брусочек. Такой инструмент назвали колокол. От слова «КОЛО», что означает «КРУГ». Ведь широкая часть колокола имеет именно такую форму. Каждый из нас на бумаге попробовал изобразить колокол. Вот, что у нас получилось… ( НА ДОСКЕ)

4 историк. В конце 4 века епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики. (СЛАЙД 6: Колокольчики) От дуновения ветра, которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. (СЛАЙД 7: Храм)

5. Историк. С принятием Христианства на Руси пришли колокола. Впервые они появились в 13 веке в Новгороде и сразу стали символом державы и мощи духа русского народа. Колокольный звон – это целая наука, а колокол – это ударный музыкальный инструмент, высота звучания которого зависит от величины, формы, материала, из которого они были изготовлены, поэтому большие колокола издают низкие тяжелые звуки, малые отличаются более высоким светлым звучанием.

- Спасибо вам, историки! Садитесь.

2) - В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества.

- Как вы думаете, различается ли колокольный звон, в зависимости от того или оного события?

- Да, вы правы. И об этом нам расскажет следующая группа экспертов…

- Слово звонарям.

Звонари

1 звонарь. Мы вас познакомим с разновидностями колокольных звонов. Звон сопровождал всю жизнь человека. С колокольным звоном рождался ребенок, совершалось таинство крещения, венчание, отпевание. Люди верили в лечебную силу колокола. Сравнивая с человеком, колоколу давались разные имена: Лебедь, Медведь…

Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире нет столько звонниц, как у нас. В народе говорили, если икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол – молитва в звуке!

2 звонарь. Набат. (СЛАЙД 8: Набат) Набат – это колокольный звон, который звучит, предупреждая об опасности. Набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро. Такому колоколу даже поставили памятник, тем самым подчеркнув значение этого колокольного звона для русского человека. Звучал он тревожно, сурово, резко.

3 звонарь. Благовест. (СЛАЙД 9: Благовест) Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается радостная весть о начале богослужения в храме. Звучит он медленно, четко, неторопливо.

4 звонарь. Трезвон. (СЛАЙД 10: Трезвон). Это звон, когда все колокола звучат вместе, после начала службы.

5 звонарь. Перезвон. (СЛАЙД 11: Перезвон) На большой праздник «Крещение», когда совершается водосвятие – звучит Перезвон. Это звон, когда колокола звучат во все голоса, но по очереди.

6 звонарь. Красный звон. (СЛАЙД 12: Красный звон) На большие праздники «Рождество», «Крещение», «Пасху» звучит Красный звон. Это звон, когда много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника, звучат колокола целый день.

- Спасибо, молодцы!

- Многие русские композиторы воспроизводили звучание колокола в музыкальных произведениях. (СЛАЙД 13: Композитор) Одно из таких произведений – опера Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

В её основе лежат древние сказания о чудесном спасении града Китеже от нашествия татар – погружении его под воду озера Светлояр.

Один из ярких эпизодов оперы – «Вхождение в невидимый град», в котором слышится звон колоколов церквей невидимого города, отражённого в озере.

- Мы сейчас послушаем фрагмент из этой оперы. Слушайте и думайте, какое состояние передаёт колокольный звон в этой опере. (СЛУШАНИЕ)

- Что вы здесь услышали? Как звучали колокола? (Веселье, радость, ликование, торжество, ощущение праздника).

- Настоящие ли колокола звучат в оркестре? (нет)

- Конечно же нет. (СЛАЙД 14: Инструмент) Роль колоколов в оркестре выполняют оркестровые колокола - идиофон, свободно подвешенные металлические пластинки, брусья или трубки.

3) Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам, и поэты посвящали им свои проникновенные строки.

4) – А сейчас пришло время дать слово искусствоведам.

Искусствоведы

1 искусствовед.  Перед нами стояла проблема: «Изучение памятников искусства связанных с колоколами». Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почетом и уважением. Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные памятники православия, декоративно-прикладного искусства и, наконец, литейного мастерства. Мы вам сегодня готовы рассказать о самом большом колоколе не только в России, но и в мире, который недаром называют Царь-колокол. (СЛАЙД 16: Царь-колокол).

Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Этот колокол никогда не звонил. Посмотрите на экран. Мы видим, что один кусок от него откололся.

2 искусствовед. А случилось это давно. В 1812 году, когда на Россию напало французская армия под командованием Наполеона. Враг подступил к Москве. В городе начались пожары и люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду.

От перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

3 искусствовед. (СЛАЙД 17: Музей) Также на территории России с 1995 года в Новгородской области, в городе Валдае, в церкви Великомученицы Екатерины 18 был открыт музей колоколов (СЛАЙД 18: Экспозиция). В экспозиции широко представлен материал по истории как самих колоколов, так и технологиям колокольного литья в России и других странах. Рассказывается о различных приёмах звонарного мастерства. После экскурсии по волдайскому музею, посетителям разрешается звонить в некоторые из колоколов.

- Спасибо искусствоведы за интересную информацию.
Физкультминутка
Слово настоятелю храма отцу Андрею.
Исполнение песни.

5. Первичное закрепление.

- Сейчас, ребята, проверим знания, полученные на уроке. Я предлагаю вам небольшую викторину. (СЛАЙД 19: Викторина)

1. С каким цветком связана легенда появления колокола? (Колокольчик)

2. Где и когда появились первые колокола? (г. Новгород, 13 век)

3. Этот колокольный звон предупреждал людей об опасности, а колоколу, его издававшему, поставили памятник. Что это за колокол? (Набатный колокол)

4. История этого колокола связана с числом 200, а также с двумя пожарами. (Царь-колокол)

5. Кто из русских композиторов в своём творчестве обращался к теме колоколов? (Н. А. Римский-Корсаков)

6. Итог урока.

- Сегодня вы были внимательны, вместе мы слушали выступления наших экспертов, восхищались прекрасным звучанием колоколов – символом нашей Родины.

- Я ставлю «5» тем, кто подготовил прекрасные выступления, тем кто проникновенно читал стихи замечательных русских поэтов и тем, кто активно работал на уроке с места.

7. Домашнее задание. (СЛАЙД 20)

Подготовить материал о том, как русские художники в своём творчестве используют тему колоколов.

8. Рефлексия. (СЛАЙД 21)

- А сейчас внимательно посмотрите на экран, выберите фразу и продолжите её.

- Спасибо вам за хорошую работу. Наш урок окончен. До свидания.