СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Музыкальное путешествие (Тембр)"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока "Музыкальное путешествие (Тембр)

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Музыкальное путешествие (Тембр)"»

Открытый урок: «Музыкальные инструменты (Тембр)»

Подготовил учитель музыки МКОУ «СОШ№2»

Нагметов Р.Н.

2019г

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: тематический.

Цели:

Воспитательные:

1) воспитание культуры слушания классической музыки для детей;

2) духовно-нравственное воспитание через произведения

инструментальной музыки;

Обучающие: 1 ) расширение знаний учащихся в области инструментальной музыки;

2) формирование понятий об элементах вокально-певческих

навыков;

Развивающие: 1) развитие музыкальных навыков и компонентов музыкального

слуха, музыкального мышления;

2) развитие умения высказываться о прослушанной музыке, вы

ражать полученные от прослушанной музыки эмоции и впечат-

ления.

Задачи:

  1. познакомить с инструментами симфонического оркестра и их звучанием;

  2. дать понятие о группах инструментов симфонического оркестра;

  3. познакомить с звучанием инструментов на примере фрагментов симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

  4. познакомить с понятием «тембр» как характерной окраской голоса человека и музыкальных инструментов.



Универсальные учебные действия

Регулятивные:

- планировать деятельность с учётом поставленной цели, действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала;

- осуществлять контроль своей образовательной деятельности.

Познавательные:

анализировать информацию, замечать изменения, происходящие с объектом

- решать творческие задачи на уровне импровизаций;

- аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные:

- высказывать свою точку зрения участвовать в обсуждении вопросов в паре и коллективе;

- проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению;

Планируемые результаты:

Предметные:

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пластике, пении, рисунке;

- различать кульминацию произведения, мелодию песенного характера;

- сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.

Личностные

принять на себя роли ученика и слушателя

- проявлять интерес к теме

- осознавать неполноту собственных знаний.



Методы:

- Словесные (рассказ, пояснение);

- Наглядные (иллюстрации, презентация);

- Практические (упражнения);

- Самостоятельная работа (устного и самоконтроля);

- Слуховые и др.



Оборудование к уроку:

  1. компьютер, мультимедийный проектор;

  2. музыкальный центр;

  3. плакаты с изображением групп инструментов симфонического оркестра;

  4. портрет С.С. Прокофьева;

  5. CD-диск «Музыкальный класс».

Музыкальный материал:

  1. ноты песни С. Соснина «Солнечная капель»;

  2. текст песни «Солнечная капель» для каждого ученика;

  3. запись симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

  4. Рабочей тетради с изображением инструментов симфонического оркестра для каждого учащегося.



Ход урока:



  1. Организационный момент: Приветствие.

  2. Объявление темы урока: «Тембр»

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое «тембр»? Значит, наша с вами цель:

Дети: Узнать, что такое «тембр».

  1. Введение в тему урока

А я вас приглашаю в концертный зал. Зачем? Из вас был кто-нибудь в концертном зале? А что люди делают в концертном зале?

(Предполагаемые ответы детей)

Мы с вами сейчас будем сначала слушателями и зрителями. Ведь наша цель — узнать….

Дети: узнать, что такое «Тембр»

Учитель: А вы знаете какие-нибудь инструменты?

(Ответы детей)





  1. Изучение нового материала.

Учитель: Мы сейчас посмотрим фрагмент из истории появления некоторых инструментов симфонического оркестра.

Цель наша будет (формулируют дети ) Познакомиться с инструментами симфонического оркестра, с их звучанием

Просмотр фрагментов из цикла «Музыкальный класс»:

  1. Просмотрели фрагмента о группе струнных смычковых инструментов, закрепление знаний об инструментах этой группы с помощью плаката.

  2. Знакомство с группой деревянных духовых инструментов. Закрепление.

  3. Знакомство с валторной из группы духовых медных инструментов. Закрепление.

  4. Знакомство с литаврами и барабаном из группы ударных инструментов. Закрепление.

Учитель: Какие же группы инструментов существуют? Какие инструменты в этих группах существуют? Перечислите, пожалуйста.

(Ответы детей)

А если инструменты звучат вместе, коллективом исполнителей, как называется такой коллектив?

  1. Знакомство с оркестром как коллективом исполнителей на разных инструментах

  2. Роль дирижёра.

Закрепление: кто такой дирижёр? Какими коллективами он управляет?

(Ответы детей)

  1. Постановка новой задачи:

Учитель: В концертном зале есть не только слушатели, но и исполнители. А теперь вы станете исполнителями.

Кто такой исполнитель? Но, прежде всего, нам надо приготовиться. Ведь мы собираемся в концертный зал.

Упражнение на дыхание (стоя): вдыхаем аромат цветка

Распевание (предварительно говорю о правильном формировании звука):

1) А – О – У: по ступеням III – II – I «Я по-ю»

2) «Здравствуй, Родина моя!» V – V – V – IV – III – II – I.

6Работа над песней: Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой «Солнечная капель».

Задачи: 1) обратить внимание на лёгкость исполнения;

2) четкость произнесения текста при напевности мелодии;



7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Дружно вместе мы шагаем,

Дружно руки поднимаем,

Опускаем тоже дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот.

Повернулись влево, вправо,

Отдохнули мы на славу.

А теперь садимся дружно,

 Нам, друзья, учиться нужно.



8. Игра «Дирижёр».

Учитель: Кто такой дирижёр? Дети сидят на своих местах. Один играющий стоит к ним спиной, другой – лицом. Он – дирижер. «Дирижер» показывает на одного их сидящих детей, и тот поет фразу из песни «Солнечная капель». Игрок, стоящий спиной, должен узнать по голосу поющего одноклассника.

Учитель: Как вы узнали, кто поёт?

Дети: По голосу

Учитель: А что такого особенного в ваших голосах?

(Ответы детей)

Подведение к конечному результату: Что такое «тембр»?

Если дети ещё не придут к понятию окраска голоса, учитель может дать подсказку в виде картинок с овощами: на одной картинке бесцветные овощи, на другой – окрашенные.

Учитель: Мы узнали с вами, что такое «тембр»?

Если нет, где можно ещё узнать? Может где-то посмотреть?

(Ответы детей)

Учитель: Мы сейчас отправим двух учеников поработать со словарём, а сами продолжим игру.

9. Закрепление учебного материала.

Приглашаются дети, работавшие со словарём.

Учитель: Что же такое «тембр»?

Дети читают определение по словарю. Учитель показывает определение на карточке.

Учитель: С. С. Прокофьев написал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк», где каждый из персонажей имеет свой музыкальный образ, переданный с помощью инструмента симфонического оркестра, свой тембр соответственно. У вас на столах лежат листочки, где нарисованы эти инструменты, но нет героев. Возьмите карандаши и запишите их.

10. Рефлексия. Какой герой или герои вам больше всего запомнились? На обратной стороне задания запишите их. Почему?

ИТОГ: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с новым понятием «тембр». Это средство музыкальной выразительности, которое помогает произведению прозвучать наиболее интересно, ярко. А если инструменты звучат не по одному, а вместе, то это звучит оркестр.

Урок окончен. ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!