Урок музыки по теме
«Музыка и осень»
Цель:
активизировать воображение нравственно – эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы
Задачи:
обобщить представления детей о характерных признаках осенних месяцев; формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению; способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах музыкальной деятельности; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность; формировать у детей художественно – творческие способности;
Ход урока.
Вход.
П.И.Чайковского «Осенняя песня».
Учитель: Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот?
Дети: Осень.
Учитель: Правильно, и тема сегодняшнего урока – «Музыка осени».
Я вам предлагаю добрым словом вспомнить осень. А знаете ли вы, что бывает три осени?
Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье.
Вторая приходится на октябрь – глубокая осень.
И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень.
сейчас мы поговорим о сентябре – период золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября.(ответы детей)
Рассматривают картину И.Левитана «Золотая осень».
Учитель: Озолотились березы, раскалились докрасна рябины и дубы, зардели клёны. Настал карнавал листвы, или листопад.
Теперь покажите движением этот карнавал листвы.
Звучит песня «Падают листья», музыка М.Красева, слова М.Ивенсен.
Учитель. Какая музыка?
Дети. (ответы)
Учитель. Правильно, и движения вы передали, соответствующие характеру музыки. А какими красками пользуется художник для изображения осени?
Дети. (ответы).
Учитель. Не только художники, но и поэты выражают свое настроение по поводу осени. Сейчас я вам предлагаю послушать, как поэт А.Кокойти изобразил осень в своем стихотворении. (а/у запись стихотворения «Осень»)
А сейчас мы споем песню о листопаде композитора Т.А. Попатенко,
которая выражает свое отношение к листопаду и свое настроение.
Дети поют.
Игра «Кузовок». (Дети называют грибы и «складывают» в воображаемый или бутафорский кузовок.)
Учитель. Много грибов набрали в кузовок? Хочу предложить вам исполнить песню «Попадайся, грибок!», музыка и слова В. Герчик.
Исполнение песни «Попадайся, грибок!». Музыка и слова В. Герчик.
Подберёзовый грибок, тоненькая ножка,
Попадайся поскорей на моей дорожке!
Попадайся поскорей на моей дорожке!
2. Подосиновый грибок, красная головка,
В длинной травке под кустом
Прячешься ты ловко!
Самый вкусный белый гриб, толстенькая ножка!
Попадайся поскорей ты в моё лукошко!
Попадайся поскорей ты в моё лукошко!
Учитель. А сейчас поговорим об октябре и ноябре.
Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят: октябрь – грязник Почему его так называют? (Часто идут моросящие дожди, на улице грязно и неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная.)
Послушаем в исполнении симфонического оркестра музыкальный отрывок «Осенняя песнь. Октябрь.» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и услышим, как он изобразил в музыке характер октября. (Звучит грамзапись.)
А сейчас мы с вами нарисуем кистями и красками подберём фон октября. Фон октября должен соответствовать услышанной вами музыке. (Дети работают.)
В каких тонах вы изобразили фон октября? (ответы детей)
Какое произведение у П.И. Чайковского по характеру? (ответы детей)
Учитель: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень…
(А.С. Пушкин)
Ребята, вы догадались, о каком месяце мы будем говорить?
Дети. ответ)
Учитель. В ноябре деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.
(Дети рассматривают картину )
Учитель: предлагаю немного отдохнуть
физкультминутка. « руки,ноги»
Учитель. А теперь послушайте, как композитор Ц. Кюи изобразил ноябрь в своей песне «Осень».
Звучит песня «Осень», музыка Ц.Кюи, слова А.Плещеева.
1.Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях
2.Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края.
Какое настроение в этой песне? (Грустное, печальное, тоскливое…)
Дети, а вы знаете, что осень – это сказка, потому что каждый месяц приносит нам волшебные превращения природы?
Звучит грамзапись рассказа «Осень»,автор Э. Шим.
Учитель. почему мы не радуемся осени? (Дождик, холодно, дни короткие, тепло одеваемся, солнышко не греет…)
И всё-таки осень, ребята, это и хорошо и плохо; как любое время года, оно приносит нам и радость, и грусть.
Обобщение пройденного.
Выход из класса под музыку П.И. Чайковского «Осень».