МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок музыки в 4 классе
Тема: «Зимнее утро. Зимний вечер».
Подготовил и провёл:
учитель музыки
Сервуля Л.Л.,
квалификационная категория:
учитель высшей категории
с. Яркое Поле
Тема: «Зимнее утро. Зимний вечер».
Цель: Сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.
Планируемые результаты:
1.Личностные: воспитывать потребность общения с музыкой, прививать любовь к природе, обогащать духовный мир учащихся.
2. Предметные: Познакомить с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С. Пушкина, произведениях русских композторов – П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева.
3.Метапредметные:
Рецептивные: развивать музыкальную и слушательскую культуру учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, вокально-хоровые навыки.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; уметь анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Познавательные: учиться строить речевое высказывание в устной форме: размышлять о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, фортепиано, портрет композитора П.И. Чайковского, поэта А.С. Пушкина, презентация, иллюстрационный, раздаточный, музыкальный, и нотный материал.
Ход урока:
I.Организационный момент: музыкальное приветствие по методу художественно-педагогической драматургии.
II. Мотивация учебной деятельности. Беседа с учащимися:
-С чего начинается зимний день для каждого человека? В чём особенности этого времени суток?
(С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека).
- А как заканчивается день?
(Вечером. Все возвращаются домой).
-Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?
III. Формирование темы и цели урока учащимися.
IV. Объявление темы урока учителем. Знакомство с эпиграфом к уроку:
Идет волшебница-зима,…
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.С.Пушкин
Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.
V. Знакомство с новым материалом:
-Вступительное слово учителя.
- Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?
( С помощью музыки, красок, поэзии).
-Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?
VI. Рассказ учителя по теме с опорой на презентацию:
Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
Представьте себе, вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, вы смотрите в эту маленькую проталинку, интересно, что каждый из вас увидел.
- За окошком красивое морозное утро?
VII. Просмотр иллюстраций зимнего пейзажа, беседа с учащимися по просмотру.
-Какие краски использовал художник, изображая зиму?
Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Какая зима на картине?
-Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и сравните образ зимы в стихотворении А.С. Пушкина с картиной природы.
VIII. Чтение фрагмента стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
-Беседа по прочтению стихотворения.
Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский, - уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
-Какое же зимнее утро?
(Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное).
-А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который композитор написал для своего племянника. Какие чувства, настроение передаёт музыка?
-Что общего между стихотворением А.С. Пушкина и музыкой П.И. Чайковского?
IХ. Слушание музыки: «Зимнее утро» П.Чайковский.
(Композитор и поэт в стихотворении и музыкальном произведении описали наступление нового дня).
-Беседа по прослушанной музыке.
-Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?
(Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено).
-Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.
Как зимой нам поиграть?
Будем мы снежки кидать.
Х. Физминутка. Пальчиковая игра «Играем в снежки».
ХI. Продолжение беседы.
-Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..
ХII. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…
Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер (холодный, метельный).
Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
-Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?
(Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно»).
-Ударения в словах падают, на звуки о, а, у, е, и.
-Что они изображают?
( Завывание вьюги).
- Давайте изобразим, завывание вьюги.
(учащиеся на гласные изображают завывание вьюги)
ХIII. Выполнение упражнения-попевки «Завывание вьюги».
Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
ХIV. Работа с карточками.
(Учащиеся зачитывают различные варианты ответов).
-Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев.
ХV. Слушание музыки: романс «Зимний вечер» М. Яковлева.
-Беседа по прослушиванию:
-Кто исполнял романс?
-Какой музыкальный инструмент сопровождал пение?
Определите характер и настроение романса.
Совпала ли ваша характеристика музыкального произведения по средствам музыкальной выразительности с музыкой композитора?
- Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
(Тема зимы).
-Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы
(С помощью музыки, живописи, поэзии).
ХVI. Хоровое исполнение: вокально-хоровая работа над песней.
ХVII. Итог урока: О чём мы беседовали сегодня на уроке?
-Что больше всего вам запомнилось?
Оценивание учащихся.
ХVIII. Рефлексия: «Гирлянда чувств».
Какой же зимний праздник без ёлки. Давайте зажжём на ней гирлянду, но необычную, а «Гирлянда чувств»:
Жёлтый – хорошо, комфортно.
Красный – радостно, восторженно.
Зелёный - спокойно.
Синий – грустно, тревожно.
Карточка
ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)
РЕГИСТР (низкий, средний,высокий)
Карточка
ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)
РЕГИСТР (низкий, средний,высокий)
Карточка
ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)
РЕГИСТР (низкий, средний,высокий)
«Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чем задумался поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…»