«Применение технологии 4к на уроках математики при изучении приёма вычисления вида 36-2, 36-20»
Автор проекта, место работы | Кучер Тамара Владимировна, МКОУ Шумская СОШ |
Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО | Концепция проекта ЛРОС в ОО как фактор мотивации достижений участников образовательных отношений |
Направление педагогического проекта | Разработка учебного занятия с акцентом на формирование компетенции «4к» |
Название (тема) педагогического проекта | Применение технологии 4к на уроках математики при изучении приёма вычисления вида 36-2, 36-20 |
Решаемая ключевая проблема | Недостаточный уровень развития креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации у учеников 2 класса |
Цель педагогического проекта | Формирование: - умения работать в группах - способности критического и творческого мышления |
Целевая группа(класс, возраст) | 2 класс, дети 8-9 лет |
Основная идея педагогического проекта | Применение технологий «4к» на уроках математики для формирования навыков кооперации, коммуникации, критического мышления, креатива |
2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности проекта | Технология проблемного обучения формирует у обучающихся критическое мышление. Технология разноуровнего обучения формирует у обучающихся навыки кооперации и кооперации. Дифференцируемые задания по уровню творчества развивают креативность у обучающихся. |
Используемые технологии/методики/приёмы/техники | Технология разноуровнего обучения, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, технология метода обучения в сотрудничестве Приемы контроля, самоконтроля и самообучения школьников, приемы управления в учебном процессе коллективными и личностными взаимоотношениями учащимися |
Значимые продукты педагогического проекта | Разработка нового типа урока, направленного на когнитивное развитие (Формирующих и развивающих 4К). Формирование у учащихся компетенции по системе 4К. |
Личный вклад педагога в изменения в ОО | Данный проект способствует внедрение в образовательный процесс технологии «4К» - одной из современных моделей уроков, направленных на формирование креативного и критического мышления, коммуникация, кооперации. |
Представление результатов педагогического проекта (выступление, занятие, публикация) | Выступление на педагогическом совете; проведение открытого урока, публикация в электронных СМИ. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Подготовка класса к уроку |
Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Давайте проверим, все ли готовы к уроку? Если у вас на столе есть учебник по математике – хлопните 1 раз! Если есть тетрадь в клетку – топните 2 раза! Если есть пенал и дневник – прыгните на месте! Молодцы! Садимся на свои места. | Слушают Выполняют задания |
2. устный счет с включение подготовки к ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36+2, 36+20 |
Открываем тетрадочки, записываем числа под диктовку: - три десятка и шесть единиц - восемь десятков и одна единица - шесть десятков и пять единиц - двадцать восемь - сорок девять - девяносто шесть Давайте проверим! Посмотрите на доску, все ли верно вы записали? Отлично. Назовите мне самое маленькое число? А самое большое? Здорово, а теперь запишите мне числа в порядке возрастания. Молодцы! Напомните мне, какие разряды встречаются у двухзначных чисел? Сейчас мы с вами разобьемся на группы. И так, первый ряд берет числа 28 и 36 и представляет их как сумму разрядных слагаемых, второй ряд – 49 и 65, третий ряд – 81 и 96! Смотрим на нашу презентацию. У кого все верно поднимите зеленые карточки, у кого есть одна или 2 ошибки поднимите красные. А сейчас мы с вами немного посчитаем. У вас на столах лежит номерок: 1, 2 или 3. Вам нужно сесть в группы по номерам. Я выдам вам карточки, и вы группой должны их решить. Желаю удачи. (приложение 1) Проверяем ответы! Смотрим на экран. Если все ответы вены, то группа поднимает зеленые карточки, если есть один или два неверных – желтые, два или более – красные. А теперь вспомним нашу недавно изученную тему! Посмотрите на примеры 40+6+20+4= 50+2+10+6= Какой теме посвящены примеры? Отлично! Решаем у доски и в тетради. К доске выходит Ваня. Как ты будешь решать данный пример? Молодец! Записывай! Отлично, ты решил верно. Ребята, у кого получилось также, поднимите зеленые карточки, у кого была ошибка – красные | Записывают: 36, 81, 65, 28, 49,96 Отвечают на вопрос 36, 96 28, 36, 49, 65, 81, 96 Разряд десятков и единиц Выполняют задание 28=20+8, 36=30+6, 49=40+9, 65=60+6,81=80+1, 96=90+6 Поднимают карточки, проводят самооценку Сравнивают ответы и поднимают карточки, проводят самооценку Реши удобным способом. Я буду складывать десятки с десятками, единицы в единицы и объединять их в суммы 40+6+20+4=(40+20) + (6+4)= 60+10=70 50+2+10+8= (50+10) + (2+8) = 60+10=70 Поднимают карточки, производят самооценкку |
3. Постановка проблемной ситуации. Ознакомление с темой урока, целеполагание |
Ребята, я уверена, что проведя такую разминку, посмотрев на ваши результаты, мы справимся с любым примером, вы согласны? Нам тут в конвертике директор прислал письмо и просил помочь ему решить примеры. Поможем? Я запишу эти примеры на доску. 36+2= 36+20= Посмотрите, здесь всего 2 примера! Мы быстро поможем директору и дадим ему ответы. Вы готовы? Как будем решать эти примеры? И вправду, так давайте научимся и поможем, вы согласны? Какая цель у нас на уроке? А задачи? | Да Конечно! Мы не знакомы с таким видом примеров Дети формулируют учебные задачи, определяют цель урока |
4. Ознакомление с новым вычислительным приемом вида 36+2, 36+20 |
Мы с вами столкнулись с трудностью в решении примера 36+2, может быть, у кого-нибудь есть предложения как решать такой пример? Как нам разобраться какое решение верное? Ведь везде разные ответы получились Сколько в числе 36 десятков? Выложите количество десятков перед собой Сколько в этом числе единиц? Выложите количество единиц перед собой Сколько нам нужно прибавить к 36? Так давайте же это сделаем с помощью наших палочек. Сколько единиц стало? А с десятками что-нибудь произошло? Так какое число у нас получилось после сложения? Давайте посмотрим, как нам нужно записывать решение такого примера: 36+2=30+(6+2)= 30+8=38 И так, давайте же сформулируем правило, как мы будем решать примеры такого вида Молодцы! Давайте разберемся с примером 36+20. Есть у какие-нибудь варианты? Отлично! Снова обратимся к нашим счетным палочкам. Давайте рассмотрим пример 36+20= Сколько в числе 36 десятков и единиц? Выложите перед собой количество десятков и единиц с помощью палочек. Сколько нам нужно прибавить к 36? Сколько в 20 десятков и единиц? Давайте прибавим 2 десятка к нашему числу. Сколько десятков стало? Что нам нужно еще добавить? Какое число скрывают за собой палочки? Давайте посмотрим, как нужно записывать решение данного примеры: 36+20=30+6+20=(30+20)+6=56 Сформулируйте пожалуйста правило, как мы выполняем сложение. Молодцы! Я запишу на листочке ответы и отправлю директору! А пока мы с вами откроем страницу 58 и посмотрим, верно ли сделали вывод. Давайте прочитаем хором! Составим план действий, чтобы нам было проще решать примеры такого вида. Что мы будем делать? | Дети записывают на доске: 36+2=30+2+6=56 36+2=3+6+2=11 36+2=(6+2)+30=38 Мы можем взять счетные палочки и проверить 3 десятка, три пучка 6 единиц Нам нужно прибавить 2 единицы Стало 8 единиц Нет, их так и осталось 3 Получилось 38 Смотрят, записывают Единицы складываем с единицами, а затем прибавляем десятки Дети записывают на доске: 36+20=30+20+6=38 36+20=3+6+20=29 36+20=(30+20)+6=36 3 десятка и 6 единиц Нам нужно прибавить 20 2 десятка Стало 5 десятков Нужно добавить 6 единиц 56 Смотрят, записывают Десятки складываем с десятками, а затем прибавляем единицы Дети читают хором: Единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками. 1. разобьём число на сумму разрядных слагаемых 2. единицы сложим с единицами / десятки сложим с десятками 3. полученные единицы складываем с десятками / полученные десятки складываем с единицами |
5. Закрепление работы на вычислительным приемом вида 36-2, 36-20 |
Прочитайте, что нужно сделать в первом задании? Отлично. И так, план действий мы с вами составили, так давайте же им воспользуемся! 37-2= Сколько в числе 37 десятков? А единиц? Сколько мы должны прибавить? Сколько единиц получается? Какой ответ? 46-30= Сколько в числе 56 десятков? А единиц? Сколько мы должны прибавить? Сколько десятков получается? Какой ответ? 3+46= Сколько в числе 46 десятков? А единиц? Сколько мы должны отнять ? Сколько единиц получается? Какой ответ? 18+60= Сколько в числе 18 десятков? А единиц? Сколько мы должны прибавить? Сколько десятков получается? Какой ответ? Молодцы! Мы справились с эти заданием. Смотрим на задание под номером 2. Что нам нужно сделать? Верно! Сейчас мы с вами проговаривали решение устно, а теперь будем записывать решение в тетрадь. Будем выполнять как в тетрадке, так и у доски. К доске идет Мария и записывает первый столбик. Как ты будешь решать? 13-6= 81-5= Молодец Мария! Ты верно справилась с первым столбиком. Полина, выйди к доске и реши столбик под номером 2. 42+6= 30+24= Как ты будешь рассуждать? Молодец! Все верно! Ребята, у вас перед глазами есть образцы оформления записи решения примеров, план выполнения решения у нас есть. Постарайтесь самостоятельно выполнить 3 и 4 столбик, на это у вас есть пара минут. Если у вас осталось время, запишите ответы примеров в порядке возрастания. Молодцы! Поднимите глаза на доску и сравните ваши ответы. Если все верно – поднимите зеленую карточку, если есть 1 ошибка – желтую, 2 и более – красную | Вычисли устно с объяснениями 2 десятка, 7 единиц, должн 2 единицы, единицы складываем с единицами, получается 9 единиц, и ответ 29 4десятка, 6 единиц, должны отнять 3 десятка, десятки складываем с десятками, получается 8 десятков, и ответ 86 4 десятка, 6 единиц, должны прибавить 3 единицы, единицы складываем с единицами, получается 9 единиц, и ответ 49 1 десяток, 8 единиц, должны прибавить 6 десятка, десятки складываем с десятками, получается 7 десятков, и ответ 78 Решить примеры. 13+6. Разбиваем число 13 на разрядные слагаемые, это 10 и 3, нам нужно прибавить 6, складываем единицы с единицами и получаем 10+(3+6)=10+9=19 81+5. Разбиваем число 81 на разрядные слагаемые, это 80 и 1, нам нужно прибавить 5, складываем единицы с единицами и получаем 80+(1+5)=80+6=86 42+6. Разбиваем число 42 на разрядные слагаемые, это 40 и 2, нам нужно прибавить 6, складываем единицы с единицами и получаем 40+(2+6)=40+8=48 30+24. Разбиваем число 24 на разрядные слагаемые, это 20 и 4, нам нужно прибавить 30, складываем десятки с десятками и получаем (30+20)+4=50+4=54 Выполняют задание Поднимают карточки, выполняют самооценку |
6. Проведение физкультминутки для снятия общей усталости |
Ребята, мы с вами так постарались, помогли директору, изучили новую тему, мне кажется, нам пора немного отдохнуть. Давайте встанем со своих мест. Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) - Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) . За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) | Выполняют задания |
7. Организация дифференцированной работа над текстовой задачей по уровню творчества |
Молодцы! Переходим к следующему заданию под цифрой 3. Читаем задачу. Кристина прочитай задачу для класса. Ребята, прочитайте пожалуйста условие задачи, а теперь вопрос. О чем говорится в этой задаче? Что мы узнали из условия? Что мы должны узнать в этой задаче? Запишем краткое условие Что мы должны найти в задаче? Чтобы нам узнать, сколько салфеток осталось у девочки, что мы должны знать? Во сколько действий будет решаться задача? Что мы найдем первым действием? Что мы найдем вторым действием? Молодцы! Но мы не все будем решать эту задачу в таком виде. Сейчас я вам раздам карточки, где для вас будут написаны задания. Мы разделимся на маленькие группы по 3 человека и выполним задание. (приложение 2) Давайте посмотрим на доску и сравним ваши ответы. Если у вас все сошлось – встаньте со своего места. Молодцы! | Дети читают задачу про себя. Ученица читает задачу для всего класса Читают О больших и маленьких салфетках Что больших было 3, а маленьких – 6. Затем девочка подарила 2 салфетки Сколько салфеток осталось Было – 3м. и 6б. Подарила – 2 с. Осталось - ?с. Сколько салфеток осталось Сколько всего салфеток у девочки было до того, как она подарила 2 маме В 2 действия Сколько всего салфеток было Сколько салфеток осталось Дети выполняют задание, производят самооценку |
8. Организация фронтальной работы над заданием на отработку знаний об арифметических действиях |
Давайте обратим внимание на номер 5. Прочитайте, что нам нужно сделать? Давайте запишем первый пример 4+9+6= Скажите пожалуйста, на каком правиле базируется этот номер? Верно! И так как удобно нам считать? Почему нам так удобно считать? Молодцы! Сколько получится? Отлично, следующий пример 12+3+7= Как здесь нам удобно считать? Какой получится ответ? Отлично! И последний пример 8+11+2= Какой получится ответ? | Вычисли удобным способом Результат сложения не изменится если соседние слагаемые заменить суммой 4+9+6=(4+6)+9= Сначала мы добираем до одного десятка, а затем прибавляем единицы Получится 19 Здесь удобней сначала добрать до 1 десятка, затем мы выполняем план действий, который мы составили на этом уроке: разбиваем число 12 на разрядные слагаемые, это 10 и 2, а затем складываем десятки с десятками и приписываем оставшиеся единицы 12+3+7=(3+7)+12=10+12= (10+10)+2 20+2=22 Сначала набираем до 10, затем выполняем план действий, который мы составили на уроке: разбиваем число 11 на разрядные слагаемые, это 10 и 1, затем складываем десятки с десятками и приписываем оставшиеся единицы 8+11+2=(8+2)+11=10+11=(10+10)+1=20+1 20+1=21 |
9. организация самостоятельной работы над текстовой задачей |
Отлично! Переходим к номеру 4. И это снова задача. Давайте ее прочитаем. Ребята, эту задачу нам нужно решить самостоятельно. А пока вы решаете ее у себя в тетрадках, я попрошу выйти к доске Алену и решить ее. Молодец, Алена! Ты все верно выполнила. Ребята, посмотрите на доску и сравните. Если вы все сделали так, то поднимите зеленую карточку, если были ошибки – красную. | Читают задачу Выполняют задания в тетрадях Проводят самооценку |
10. Организация дифференцированной работы по уровню трудности |
Перейдем к 7 номеру. Прочитайте про себя задание. Дима, прочитай задание для всех. Что нам нужно сделать? Какая длинна у первого отрезка? Какая длинна у второго отрезка? Как мы найдем, сколько см второй отрезок? Сколько в одном см мм? А в 3? Молодцы! Сейчас я вам раздам карточки, и вы решите данное задание по группам. (приложение 3) Поднимите глаза на доску и сравните свои ответы. Если нет ошибки – поднимите зеленые карточки, ели есть – красные. | Читают про себя Ученик читает, все слушают Нам нужно начертить 2 отрезка 3 см Нам не известна, но сказано что на 3 мм меньше Сначала переведем 3 см в мм, затем вычтем 3 мм, так как сказано что короче 1 см =10 мм, 3 см = 30 мм Понимают карточки, проводят самооценку |
11. Подведение итогов урока: рефлексивный этап с проведением самооценки |
какие же вы молодцы. Наш урок движется к концу. Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали? Отлично, а кроме этого, чем мы еще занимались? Молодцы! А теперь каждый оцените свою работу с помощью наших табличек. Проверьте, они лежат на ваших партах. | узнали, как работать с новым видом вычислений. Решали задачи Выполняют самооценку |
12. Выдача домашнего задания |
Наш урок почти закончен, осталось лишь только записать домашнее задание. Откройте дневнички, найдите завтрашний день, урок математики и запишите домашнее задание, которое написано на доске. - ваше домашнее задание, это номер 6 и задание на полях. Спасибо вам за этот урок. Урок закончен. | Наш урок почти закончен, осталось лишь только записать домашнее задание. Откройте дневнички, найдите завтрашний день, урок математики и запишите домашнее задание, которое написано на доске. - ваше домашнее задание, это номер 6 и задание на полях. Спасибо вам за этот урок. Урок закончен. |
На современном этапе в сфере образования важно реализовывать такие учебные задачи, решение которых помогает не только формировать знания, уметь добывать информацию, но и применять знания и информацию на практике, в жизненных ситуациях. Модель уроков 4-К: креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, кооперация - одна из современных моделей уроков, направленных на формирование необходимых компетенций. Наиболее важными становятся социальные умения, умения решать проблемы разного характера, поэтому когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей неотделимы друг от друга. Формируя компетенции по системе 4К, учитель формирует такие необходимые качества характера как инициативность, настойчивость, лидерство, адаптивность. Поэтому тема моего проекта актуальна.
1. Разработать уроки нового типа, направленные на когнитивное развитие учащихся
2. Составить листы групповой работы, которые организует работу групп на уроке и обеспечивает ученикам возможность проявлять и развивать учебную самостоятельность
3. После проведения урока для оценки того, насколько на нем было создано пространство для формирования и развития «4К», использовать оценочные листы и листы наблюдения.
Планируемые результаты: формирование у детей компетенций 4к, которые вырабатывают необходимые качества характера у детей как инициативность, настойчивость, лидерство, адаптивность
- приемы управления в учебном процессе коллективными и личностными взаимоотношениями учащимися
В данном проекте используются листы оценивания для учеников и учителя.
Для учеников: «Самооценки работы в группе», «Самооценка критического и креативного мышления», «Оценка умения работать с данными», «Самооценка умения решать проблемы».
Для учителя: «Лист наблюдения», «Исследование урока. Наблюдение».