СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Индийские касты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по предмету история на тему "Индицские касты". Урок ОНЗ для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Индийские касты"»

5 класс

Тип урока: ОНЗ

Тема: Индийские касты

Основные цели:

  • Обеспечить усвоение учащимися понятия касты;

  • Подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией;

  • Определить основные различия индийских каст;

  • тренировать коммуникативные и познавательные умения.

Оборудование: учебник, ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска,

рабочие листы, эталоны, раздаточный материал.

Ход урока.

День, в который вы не узнали для себя

ничего нового,

прошел впустую.

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии. Удивительная и загадочная эта страна, но мы с вами еще не все загадки разгадали, не на все вопросы ответили. Отправимся в путешествие по Индии!

(слайд «Социальная структура египетского общества»)

- Как вы думаете, что изображено на данном слайде? (Ответ: группы населения Древнего Египта)

- На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, жрецы, вельможи, писцы, воины, рабы)

- Вспомните было ли одинаковым положение этих групп в обществе? (Нет, существовало неравенство)

- Как вы думаете, такое деление общества на группы было характерно только для Египта? (Нет, и в других государствах Древнего Востока было подобное)

- А хотели бы вы узнать, так ли это?

- Сегодня вы узнаете что-то новое об Индии? Зачем нам это знать?

- Как вы это сделаете? (выясним, что еще не знаем и сами откроем новые знания)

- Я желаю вам удачи в получении этого нового знания, важного для дальнейшего изучения истории Древнего мира.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Для того, чтобы нам узнать, было ли в Древней Индии деление общества на группы, повторим некоторые известные нам знания.

- Индия расположена на юге материка ……





- Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название…..

- Берега Индии с запада, востока и юга омывает ……..

- Самые многоводные реки Индии – это…

- В каких богов верили древние индийцы?

(слайд – слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные воины, слуги, земледельцы, неприкасаемые)

- Выберите, к какой касте вы хотели бы принадлежать?

- Поднимите руку, кто не может выполнить задание? Почему? В чем ваше затруднение? (не знаем, что такое каста, их названия, положение, которое они занимают)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Что вы должны были сделать? (Выбрать свою принадлежность к какой-то касте)

- Почему вы не смогли этого сделать? (Ответы)



4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (узнать, что такое каста, сколько было и какие)

- Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке. Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты, сословия, группы)

- Сформулируйте тему нашего урока ( Индийские касты)

слайд (Цель: узнать, что такое касты, их виды и характерные признаки) Тема занятия: Индийские касты)

-Чем вы будете пользоваться для достижения цели? (имеющимися знаниями, справочными материалами, учебником, а я буду помогать и направлять ваши действия)

- Я предлагаю вам следующий план открытия нового знания.

слайд План открытия нового знания:

  1. Открыть учебник на стр. 100 – 101.

  2. Узнать определение термина «каста».

  3. Выяснить происхождение каст.

  4. Определить признаки каст.

  5. Сделать выводы.

5. Реализация построенного проекта

- Работаем по плану в парах.





- Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. Итак, что же такое каста? Найдите определение этого понятия на стр. 100



вашего учебника. Запишите его в тетрадь. (читают, записывают)

(слайд: Каста – группа людей, обладающая определенными правами и обязанностям, передающимися по наследству.)

- Итак, с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из четырех каст.



Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. В карточке № 1 вы должны записать, к какой части тела бога Брахмы принадлежала каждая каста.

Название касты

Происхождение

Брахманы (жрецы)


Воины (кшатрии)


Земледельцы (вайшьи)


Слуги (шудры)


- Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга, как животные разных пород. Ведь у коровы не может родиться жеребенок.

- В чем же отличия между индийскими кастами? Это мы выясним в результате работы в группах. (Каждая группа получает одну из каст, через 5 – 6 мин. Работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы, используя текст учебника стр. 101 – 104 и дополнительный материал, который имеется у вас на столах. Карточка № 2

Касты Древней Индии

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы

(жрецы)




Воины

(кшатрии)




Земледельцы (вайшьи)




Слуги

(шудры)





6. Первичное закрепление во внешней речи

- Каждая группа озвучивает свои работы

(слайд: отдельно по каждой касте и затем полная таблица)

- Какие выводы мы можем сделать? (Древнеиндийское общество делилось на касты, имели разные права и обязанности, самыми почтенными считались брахманы – жрецы, нельзя было перейти из одной касты в другую)

- Тяжелее всех было неприкасаемым. Знаете почему?



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Предлагаю сделать её по группам: вы заполните пропуски в таблице карточка № 3.

-Время выполнения работы закончилось. Возьмите карточки № 4 и проверьте правильность выполнения работы.

После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, исправляются ошибки.

- У кого есть ошибки, поставьте «?»

- Кто выполнил все без ошибок, поставьте «+».

-Итак. Поднимите руки, у кого есть ошибки. Почему возникла проблема? Что вам предстоит? (потренироваться дома)

-А теперь поднимите руки, кто выполнил все без ошибок.

- Что можете сказать? (Мы хорошо усвоили, характеристики каст)

Поставьте себе оценку «5».



8.Включение в систему знаний и повторение

Решение познавательных задач.

1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать

воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?

3. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?

(их создал Бог, значит так должно быть вечно)

- И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям. Это был Будда, основатель религии буддизма.

( Сообщение о нем)

- Будда – основатель одной из трех мировых религий буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. Я желаю, чтобы и вы оценивали друг друга по личным качествам.



9.Рефлексия учебной деятельности



-Давайте вспомним, какова была цель урока? (узнать, что такое индийские касты, их виды и признаки, особенности)

-Удалось достичь цели? (да)


- Как открывали новые знания? (проделали 2 шага: выяснили, что не знаем, сами нашли способ, как открыть новые знания)



-Ребята, кто считает, что полностью усвоил новые знания, полученные на уроке сегодня, поднимите руки (сосчитать, записать на доске)

- Почему вы так считаете?


- А кто считает, что недостаточно полно усвоил новые знания, поднимите руки, пожалуйста.


- Поясните, пожалуйста, что вам предстоит сделать дома? (изучить материал, потренироваться)


Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, прочтите ее.


Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!



-Откройте дневники и запишите

Домашнее задание: параграф 21, ответить на вопросы 1- 5.