СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Сила трения. Трение в природе и технике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный урок проходил в рамках районного методического объединения учителей физики.Тип урока комбинированный. Данный урок на тему " Сила трения" тесно связан с предыдущими уроками по данной теме, поэтому одной из задач урока была закрепить уже полученные знания и, конечно же, получить новые.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Сила трения. Трение в природе и технике"»









Открытый урок по физике на РМО учителей физики в 7 классе с презентацией.


Урок подготовил и провел учитель физики МКОУ Суторминской ООШ Жаров А.Н.

Продолжительность урока: 45 мин.



Слайд №1.

Тема урока: «Сила трения. Трение в природе и технике».


Слайд №2.

Цели урока:


- выяснить значение силы трения в жизни человека, природе, технике;


- определить способы увеличения и уменьшения силы трения;


- продолжить формирование умений пользоваться приборами, мультимедийным оборудованием;


- совершенствовать навыки работы в парах.

Задачи:

Образовательные

  • способы увеличения и уменьшения силы трения, полезное и вредное значение;

  • проверить и закрепить полученные знания

Развивающие

  • формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления, делать выводы и обобщения

  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные

  • воспитание убежденности в возможности познания природы.

  • развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.




Тип урока: комбинированный.


Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация урока, презентация детей (исследовательская работа), набор подшипников, лабораторная тележка, гиря 32 кг, лист фанеры 30×70 см., динамометры, тестовые задания на каждого ученика.


Учебник: Пёрышкин А.В. «Физика-7».







Ход урока

I. Организационный момент урока. 1 (минута).

Приветствие. Настройка на урок.


II. Проверка домашнего задания. 12 минут.

Слайд №3.

Фронтальная беседа с учащимися. 2 минуты.

Учитель: Объясните смысл поговорок с точки зрения физики:

  • пошло дело как по маслу;

  • угря в руках не удержишь;

  • лыжи скользят по погоде;

  • ржавый плуг только на пахоте очищается.

Учащиеся предлагают свои ответы - рассуждения.

Слайд №4.

Проверка знаний по теме «Силы трения» с помощью тестовых заданий. 7 минут.

Учитель раздаёт приготовленные тестовые задания учащимся.

1. Сила — причина …

  • A … только изменения скорости тела. Б. … только деформации тела.

  • B. … изменения скорости и деформации тела. Г. … движения тела.

  • 2. Силой трения называют силу …

  • A… с которой Земля притягивает к себе тела.

  • Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.

  • B. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.

  • Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.

  • 3. Сила трения всегда направлена …

  • A. … противоположно движению тела. Б. … противоположно деформирующей силе.

  • B. … вертикально вниз. Г. … влево или вправо.

  • 4. Сила трения зависит от …

  • A. … нагрузки

  • Б. … шероховатости поверхностей.

  • B. … вида материала контактирующих поверхностей

  • .Г. … всех вышеперечисленных факторов.

  • 5. Силу трения можно измерить с помощью …

  • А. … спидометра. Б. … динамометра. В. … тахометра. Г. … термометра.

  • 6. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

  • А….сила трения качения Б….сила трения скольжения

  • В….сила трения покоя Г….все силы трения

  • 7. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

  • А….увеличивается Б…. не изменяется В….уменьшается Г….нет верного ответа

  • 8. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?

A. 350 Н. Б. 700 Н. B. 70 Н. Г. Среди ответов А — В нет правильного.

После истечения времени учащиеся меняются заполненными бланками тестовых заданий, и осуществляют взаимную проверку с использованием ключа на слайде.

Слайд № 5.

По критериям на слайде дети самостоятельно выставляют напарнику оценку.

Поменяв бланки обратно, дети на обратной стороне выполняют решение задачи по условиям на слайде 6.

Слайд №6.

На решение задачи учитель отводит 3 минуты после чего собирает выполненные задания.

Подведение итого подготовки домашнего задания.


III. Выведение вместе с учащимися темы урока, постановка целей и задач урока.

2 минуты.

Фронтальная беседа с детьми.

Учитель: Всем вам, ребята, известны изученные силы трения, и перед нами возникает задача: какую пользу или вред оказывают силы трения в жизнедеятельности человека. (Краткое вступление учителя).


3.1. Выдвижение детьми гипотез о влиянии сил трения в живой природе. 5 минут.

Просмотр слайдов № 7-11с комментарием.



3.2. Выдвижение детьми гипотез о пользе или вреде сил трения шин транспортных средств. 3 минут.

Просмотр и разбор слайдов № 15-20.



Выводы учащихся об использовании в технике шин с различным рисунком протектора.

Задания учителя с использованием качественных задач.


3.3. Учитель перед учащимися ставит проблему: какими способами человек научился уменьшать силу трения? 3 минут.

Учащиеся перечисляют виды сил трения и предлагают способы их уменьшения.

Способы снижения сил трения в жизнедеятельности человека в быту, технике.

Просмотр и разбор слайдов № 21-23.


Краткий комментарий слайдов.


IV. Демонстрация исследовательской работы учащихся. (7 минут).

Группа учащихся демонстрирует с помощью мультимедийной презентации исследовательской работы на тему: «Из истории подшипников».

Рефлексия. Учащиеся подводят итоги своей работы. Результативность выполнения поставленных перед данной работой целей и задач. Проведение самооценки.


V. Демонстрация образцов подшипников. 5 (минут)

Учитель раздаёт учащимся на парты подшипники различных видов для детального их изучения.

Фронтальная беседа с учащимися о деталях подшипников, размерах подшипников, назначении, о производстве. Слайды № 23-26.


VI. Демонстрация учителем важности подшипника в снижении силы трения. 2 минуты.

На стол учитель размещает фанеру размером 30×70 см. на которую ставит лабораторную тележку которая передвигается на шариковых подшипниках. На тележку устанавливается гиря массой 32 кг. и прицепляют её к динамометру. Передвигая тележку с гирей по поверхности фанеры, акцентируется внимание на то, что с использованием подшипников качения можно прикладывая силу 5 Н, перемешать груз весом 370 Н.


VII. Рефлексия. 3 минуты.

Учащиеся задают дополнительные, интересующие их вопросы, проводят самооценку полученной информации, анализируют и делают выводы о значении сил трения в жизнедеятельности человека.

Подведение итогов урока учителем. Выставление оценок.


VIII. Домашнее задание. 1 минута.

На экран выводится слайд презентации №28 с указанием домашнего задания.

Домашнее задание § 32. Подготовить в тетради рассказ – сочинение на тему: «Сила трение – друг человеку или враг».