СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Состав слова".

Категория: Русский язык
Тема: Слово

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Состав слова".»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Пистер Елизавета Эдуардовна.

Предмет: русский язык.

Класс: 2 «А».

Тема урока: «Состав слова».

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: совершенствование способов действий при изучении состава слова.

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

- выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;

- применять алгоритм разбора слова по составу;

- подбирать однокоренные слова.

Дидактические:

Формировать умения: выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание; применять алгоритм разбора слова по составу; подбирать однокоренные слова.

Метапредметные:

Познавательные:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать объекты.

Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

  1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



  1. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; определять существенный признак для классификации, классифицировать объекты.

  2. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;


- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: учебник «Русский язык». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс, 2 ч., учебная презентация, раздаточный материал.

Интерактивное оборудование: проектор, компьютер.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, К, Р)

Личностные

  1. Мотивация к коррекционной деятельности.

Словесный (беседа)





Наглядный (демонстрация)

Приём «Объясни пословицу»

Приветствует учащихся.

Организует проверку готовности к учебной деятельности.

– Проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал.

Демонстрирует пословицу на слайде.

«Ученье свет, а не ученье – тьма».

– Кто хочет прочитать пословицу?


– Как вы понимаете её смысл?



Организует самоопределение учащихся к предстоящей учебной деятельности через побуждающий вопрос.

– К чему нужно стремиться на уроках русского языка?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.





Один учащийся читает пословицу.

Высказывают свои предположения о её значении.

Корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

– Мы должны грамотно выражать свои мысли, рассуждать.












К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Словесный (беседа)



Практический (минутка чистописания)

Наглядный (показ)






Словесный (беседа)

Приём «Собери слово»

Проводит инструктаж по выполнению минутки чистописания.

– Открывайте тетрадь. Записывайте число, «Классная работа».

– Проведём минутку чистописания.

бры ку

Организует словарный диктант.

– Сейчас напишем словарный диктант. Не забываем, что мы подчеркиваем орфограммы и ставим ударение.

Антонимы, коллега, потому что, щавель, колхоз, извините, аллея, осина, диктант, лягушка, метель, молоток, подлежащее.

Организует игру «Собери слово».

- У вас на столах есть карточки с частями слов.

– Кто сможет собрать слово?

– Какие части слова вы видите?


– Что такое корень?

– Для чего нужны приставка и суффикс?

– Как найти окончание?



Открывают тетрадь. Записывают число, «Классная работа».

Выполняют минутку чистописания.


Выполняют словарный диктант на листочках.









Подснежник.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Главная часть слова.


Образуют новые слова.

Изменить слово.




















Выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
















Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

К: соблюдать правила ведения диалога.

К: соблюдать правила ведения диалога.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  1. Локализация индивидуальных затруднений.

Словесный (беседа)






Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы урока.

– Как будет звучать тема урока?


Демонстрирует тему урока на слайде.

Организует деятельность по постановке цели урока.

– Какая будет цель урока?



Демонстрирует цель урока на слайде.

Формулируют тему урока.

– Тема урока: «Состав слова».

Воспринимают информацию.

С помощью педагога формулируют цель.

– Цель урока: продолжить изучение состава слова.

Воспринимают информацию.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.


П: с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  1. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Словесный (беседа)



Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана урока.


– Чтобы достичь этой цели, какой план действий нам нужно выстроить?


Выстраивают последовательность выбранных действий.

План урока:

  1. Вспомнить, из каких частей состоит слово.

  2. Научиться находить корень, подбирая однокоренные слова.

  3. Определять приставку, суффикс и окончание.

  4. Составить алгоритм разбора слова по составу.


Р: выстраивать последовательность выбранных действий.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  1. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)





Практический (упражнение)


Проводит инструктаж по выполнению упражнения.

– Задание 1. «Разбери слово» (в парах)

Но перед выполнением вспомним правила работы в парах.

Даны слова: полотенце, пригородный, капуста, тракторист, подснежник, зеркало, зернышко, желтенький.

– Разберите слова по составу, выделяя части.

– Какой вывод можем сделать?

Осуществляет проверку через слайд-эталон.

Задание 2. «Составьте алгоритм»

– Расположите шаги в правильном порядке:

Алгоритм разбора слова по составу:

____ Определи приставку и суффикс, если они есть.

____ Найди корень, сравнив однокоренные слова.

____ Определи, изменяется ли слово (есть ли окончание).

____ Прочитай слово.

____ Выдели окончание.



(Проверка, обсуждение, исправление ошибок.)

Воспринимают информацию.

Рассказывают правила работы в паре.

Выполняют задание.





Делают вывод.

Оценивают свою работу.





___ Прочитай слово.

___ Определи, изменяется ли слово (есть ли окончание).

___ Выдели окончание.

___ Найди корень, сравнив однокоренные слова.

___ Определи приставку и суффикс, если они есть.



Выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание.












Применять алгоритм разбора слова по составу.



Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; делать вывод.

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

  1. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.





Словесный (беседа)

Практический (упражнение)


Организует задания в группах «Собери слово и докажи!».

Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих исследователей слов! Я разделила класс на группы. Каждая группа получит волшебный конверт с карточками. На одних карточках написаны целые слова, а на других – их части: приставки, корни, суффиксы и окончания.

Ваша задача – как настоящие учёные-лингвисты разобрать слова по составу. Например, вам попадётся слово "подводный". Сначала вы должны подумать, какие у него части. Потом найти среди карточек приставку "под-", корень "-вод-", суффикс "-н-" и окончание "-ый" и собрать слово, как пазл.

Но это ещё не всё! Самое интересное – вам нужно будет доказать, почему вы так решили. Например:

"Под- – это приставка, потому что она стоит перед корнем и придаёт слову значение 'находящийся под водой'".

"-вод- – корень, это видно, по однокоренным словам, вода, водный, подводник".

"-н- – суффикс, он помогает образовать признак предмета".

После того как одна команда соберёт и объяснит своё слово, вторая команда проверит и может добавить что-то своё или задать вопросы. Например:

"А почему вы решили, что в слове 'лисичка' суффикс '-ичк-', а не '-ич-' и '-к-' отдельно?"

В конце мы все вместе обсудим, какие слова получились самые интересные и сложные. А я вам подскажу, если где-то будут трудности.

Это задание поможет нам ещё лучше понять, как устроены слова, и научиться доказывать свою точку зрения. Готовы стать словесными детективами? Тогда начинаем!

Слова для разбора: подводный, лисичка, перевозчик, снеговик.

Воспринимают информацию.

Рассказывают правила работы в группе.















Выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;


Применять алгоритм разбора слова по составу;



Подбирать однокоренные слова.














П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;

делать вывод.




Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.






Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.







Словесный (беседа)

Практический (самостоятельная работа)









Наглядный (демонстрация)

Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы.

– Сейчас проверим, как вы усвоили материал урока. Выполним задание индивидуально «Найди лишнее».

В каждом ряду зачеркни слово, которое не подходит по составу. Объясни свой выбор.

Подводный, подарок, подоконник, подушка

Лишнее: _______, потому что _______________________________


Лисёнок, тигрёнок, пёсик, слонёнок

Лишнее: _______, потому что _______________________________Организует взаимопроверку по слайду-эталону.

- Поменяйтесь работами. Проверьте и оцените тест соседа.

Слушают учителя.



Выполняют задания самостоятельной работы.













Осуществляют взаимопроверку по слайду-эталону.





Выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;

Подбирать однокоренные слова.









П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.




Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Задаёт обобщающие вопросы.


– Какую тему повторили?

– Что мы сегодня вспомнили?

– Какой алгоритм составили?

– Где могут пригодиться знания, полученные сегодня?

Дают ответы на обобщающие вопросы.

– Тема: «Состав слова».

Корректно и аргументированно высказывают своё мнение.








К: соблюдать правила ведения диалога;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)








Организует самооценку деятельности учащихся на урочном занятии.


– Достигли ли вы цели урока?


– Все ли пункты плана выполнили?



– Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизмов.

Работал в поте лица – если вы работали хорошо, было всё понятно;

Слушал краем уха – если что-то не понимали, мало работали на уроке;

Считал ворон – если не работали на уроке, ничего не было понятно. Организует запись домашнего задания.

– Откройте дневники и запишите домашнее задание.

  • Разобрать слова по составу: перелётный, берёзонька, подарок.

  • Придумать 3 однокоренных слова, к слову, снег.

Устанавливают причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Определяют, достигли ли цель урока.

Проверяют, все ли пункты планы выполнены.

Осуществляют рефлексию деятельности.






Осуществляют запись домашнего задания.



Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.