Этап урока | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, К, Р) | Личностные |
Мотивация к коррекционной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Приём «Объясни пословицу» | Приветствует учащихся. Организует проверку готовности к учебной деятельности. – Проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал. Демонстрирует пословицу на слайде. «Ученье свет, а не ученье – тьма». – Кто хочет прочитать пословицу? – Как вы понимаете её смысл? Организует самоопределение учащихся к предстоящей учебной деятельности через побуждающий вопрос. – К чему нужно стремиться на уроках русского языка? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Один учащийся читает пословицу. Высказывают свои предположения о её значении. Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. – Мы должны грамотно выражать свои мысли, рассуждать. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Словесный (беседа) Практический (минутка чистописания) Наглядный (показ) Словесный (беседа) Приём «Собери слово» | Проводит инструктаж по выполнению минутки чистописания. – Открывайте тетрадь. Записывайте число, «Классная работа». – Проведём минутку чистописания. бры ку Организует словарный диктант. – Сейчас напишем словарный диктант. Не забываем, что мы подчеркиваем орфограммы и ставим ударение. Антонимы, коллега, потому что, щавель, колхоз, извините, аллея, осина, диктант, лягушка, метель, молоток, подлежащее. Организует игру «Собери слово». - У вас на столах есть карточки с частями слов. – Кто сможет собрать слово? – Какие части слова вы видите? – Что такое корень? – Для чего нужны приставка и суффикс? – Как найти окончание? | Открывают тетрадь. Записывают число, «Классная работа». Выполняют минутку чистописания. Выполняют словарный диктант на листочках. Подснежник. Приставка, корень, суффикс, окончание. Главная часть слова. Образуют новые слова. Изменить слово. | Выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание; | Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. К: соблюдать правила ведения диалога. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Локализация индивидуальных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы урока. – Как будет звучать тема урока? Демонстрирует тему урока на слайде. Организует деятельность по постановке цели урока. – Какая будет цель урока? Демонстрирует цель урока на слайде. | Формулируют тему урока. – Тема урока: «Состав слова». Воспринимают информацию. С помощью педагога формулируют цель. – Цель урока: продолжить изучение состава слова. Воспринимают информацию. | | К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагога формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. – Чтобы достичь этой цели, какой план действий нам нужно выстроить? | Выстраивают последовательность выбранных действий. План урока: Вспомнить, из каких частей состоит слово. Научиться находить корень, подбирая однокоренные слова. Определять приставку, суффикс и окончание. Составить алгоритм разбора слова по составу. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Проводит инструктаж по выполнению упражнения. – Задание 1. «Разбери слово» (в парах) Но перед выполнением вспомним правила работы в парах. Даны слова: полотенце, пригородный, капуста, тракторист, подснежник, зеркало, зернышко, желтенький. – Разберите слова по составу, выделяя части. – Какой вывод можем сделать? Осуществляет проверку через слайд-эталон. Задание 2. «Составьте алгоритм» – Расположите шаги в правильном порядке: Алгоритм разбора слова по составу: ____ Определи приставку и суффикс, если они есть. ____ Найди корень, сравнив однокоренные слова. ____ Определи, изменяется ли слово (есть ли окончание). ____ Прочитай слово. ____ Выдели окончание. (Проверка, обсуждение, исправление ошибок.) | Воспринимают информацию. Рассказывают правила работы в паре. Выполняют задание. Делают вывод. Оценивают свою работу. ___ Прочитай слово. ___ Определи, изменяется ли слово (есть ли окончание). ___ Выдели окончание. ___ Найди корень, сравнив однокоренные слова. ___ Определи приставку и суффикс, если они есть. | Выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание. Применять алгоритм разбора слова по составу. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; делать вывод. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует задания в группах «Собери слово и докажи!». Ребята, сейчас мы с вами превратимся в настоящих исследователей слов! Я разделила класс на группы. Каждая группа получит волшебный конверт с карточками. На одних карточках написаны целые слова, а на других – их части: приставки, корни, суффиксы и окончания. Ваша задача – как настоящие учёные-лингвисты разобрать слова по составу. Например, вам попадётся слово "подводный". Сначала вы должны подумать, какие у него части. Потом найти среди карточек приставку "под-", корень "-вод-", суффикс "-н-" и окончание "-ый" и собрать слово, как пазл. Но это ещё не всё! Самое интересное – вам нужно будет доказать, почему вы так решили. Например: "Под- – это приставка, потому что она стоит перед корнем и придаёт слову значение 'находящийся под водой'". "-вод- – корень, это видно, по однокоренным словам, вода, водный, подводник". "-н- – суффикс, он помогает образовать признак предмета". После того как одна команда соберёт и объяснит своё слово, вторая команда проверит и может добавить что-то своё или задать вопросы. Например: "А почему вы решили, что в слове 'лисичка' суффикс '-ичк-', а не '-ич-' и '-к-' отдельно?" В конце мы все вместе обсудим, какие слова получились самые интересные и сложные. А я вам подскажу, если где-то будут трудности. Это задание поможет нам ещё лучше понять, как устроены слова, и научиться доказывать свою точку зрения. Готовы стать словесными детективами? Тогда начинаем! Слова для разбора: подводный, лисичка, перевозчик, снеговик. | Воспринимают информацию. Рассказывают правила работы в группе. | Выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание; Применять алгоритм разбора слова по составу; Подбирать однокоренные слова. | П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; делать вывод. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (самостоятельная работа) Наглядный (демонстрация) | Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы. – Сейчас проверим, как вы усвоили материал урока. Выполним задание индивидуально «Найди лишнее». В каждом ряду зачеркни слово, которое не подходит по составу. Объясни свой выбор. Подводный, подарок, подоконник, подушка Лишнее: _______, потому что _______________________________ Лисёнок, тигрёнок, пёсик, слонёнок Лишнее: _______, потому что _______________________________Организует взаимопроверку по слайду-эталону. - Поменяйтесь работами. Проверьте и оцените тест соседа. | Слушают учителя. Выполняют задания самостоятельной работы. Осуществляют взаимопроверку по слайду-эталону. | Выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание; Подбирать однокоренные слова. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Задаёт обобщающие вопросы. – Какую тему повторили? – Что мы сегодня вспомнили? – Какой алгоритм составили? – Где могут пригодиться знания, полученные сегодня? | Дают ответы на обобщающие вопросы. – Тема: «Состав слова». Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. | | К: соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует самооценку деятельности учащихся на урочном занятии. – Достигли ли вы цели урока? – Все ли пункты плана выполнили? – Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизмов. Работал в поте лица – если вы работали хорошо, было всё понятно; Слушал краем уха – если что-то не понимали, мало работали на уроке; Считал ворон – если не работали на уроке, ничего не было понятно. Организует запись домашнего задания. – Откройте дневники и запишите домашнее задание. Разобрать слова по составу: перелётный, берёзонька, подарок. Придумать 3 однокоренных слова, к слову, снег. | Устанавливают причины успеха/неудач в учебной деятельности. Определяют, достигли ли цель урока. Проверяют, все ли пункты планы выполнены. Осуществляют рефлексию деятельности. Осуществляют запись домашнего задания. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |