СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему сплавы и смеси

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкционная карта урока по теме:«Решение задач на смеси и сплавы»

1. Установите соответствие между  процентом  и записью в виде дроби

5%

 

17%

 

123%

 

0,3%

 

25%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,003

 

0,25

 

0,05

 

0,17

 

1,23

2. Основные понятия на уроке:

 

М – масса раствора

α – концентрация раствора

 

m – масса основного вещества растворе

Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества  m в смеси к общей массе смеси M:

 

 

3.  Табличный способ решения задач на смеси и сплавы

Таблица для решения задач имеет вид.

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

 

 

 

 

Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение:

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание меди (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Первый сплав

 

 

 

Второй сплав

 

 

 

Получившийся сплав

 

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:__________

4. Решение задач с помощью модели-схемы

Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение:

Рассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели.   

 

  1. Над каждым прямоугольником («маленьким») указываем соответствующие компоненты сплава. Удобно сохранять порядок в обозначениях.
  2. Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание (или часть) соответствующего компонента. Понятно, что если раствор состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них. В этом случае процентное содержание второго компонента равно разности 100% и процентного содержания первого.
  3. Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего раствор (или компонента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

=

Решение:

 

 

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________

5. Старинный способ решения задач на смеси и сплавы (диагональная схема, «метод рыбки»)

Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

 

 

Параметры конечного раствора

Параметры исходных растворов

Доли исходных растворов в конечном растворе

Решение:

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:____________

 

Теория метода.

М1 – масса первого раствора

α1 концентрация первого раствора

М2 – масса второго раствора

α2 концентрация второго раствора

М1+ М2 – масса конечного раствора

α3 - концентрация конечного раствора

α132

m1 = α1× М1  – масса основного вещества в первом растворе

m2 = α2× М2  – масса основного вещества во втором растворе

m3 = α3×12) – масса основного вещества в конечном растворе

с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем

 

α3×12) = α1× М1  + α2× М2;

α3× М1  + α3× М2 = α1× М1  + α2× М2;

α3× М1  – α1× М1  = α2× М2 – α3× М2;

М1×( α3 – α1) = М2×( α2 – α3);

 

 

 

Задача №2 (смешивание двух веществ, предлагалась на экзамене в 2006 году).  Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота? Решение:

 

 

 

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:______________

 

 

Задача №3 (8.21 Сборник для подготовки к ГИА под ред. Л.В.Кузнецовой) Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько граммов сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

Задача №4.  Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300 г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

6. Дополнительные задачи.

Задача №5. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.

 

 

 

 

Задача №6. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%?

 

 

 

 

 

 

 

Задача для самостоятельного решения   (Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22). Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?

Первый способ:

 

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х г

 

 

 

 

 

+

=

Второй способ:

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________

 

Третий способ:

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

 

Задача для самостоятельного решения   (Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22). Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?

Первый способ:

 

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х г

 

 

 

 

 

+

=

Второй способ:

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________

 

Третий способ:

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему сплавы и смеси»

Инструкционная карта урока по теме:«Решение задач на смеси и сплавы»

1. Установите соответствие между процентом и записью в виде дроби

5%


17%


123%


0,3%


25%










0,003


0,25


0,05


0,17


1,23

2. Основные понятия на уроке:

М – масса раствора

α – концентрация раствора

m – масса основного вещества растворе

Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m в смеси к общей массе смеси M:

   


3. Табличный способ решения задач на смеси и сплавы

Таблица для решения задач имеет вид.

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества





Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение:

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание меди (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Первый сплав




Второй сплав




Получившийся сплав




_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:__________

4. Решение задач с помощью модели-схемы

Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение:

Р ассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели.



  1. Над каждым прямоугольником («маленьким») указываем соответствующие компоненты сплава. Удобно сохранять порядок в обозначениях.

  2. Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание (или часть) соответствующего компонента. Понятно, что если раствор состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них. В этом случае процентное содержание второго компонента равно разности 100% и процентного содержания первого.

  3. Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего раствор (или компонента).


Р ешение:




___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________

5. Старинный способ решения задач на смеси и сплавы (диагональная схема, «метод рыбки»)

Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Р ешение:









__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:____________


Теория метода.

М1 – масса первого раствора

α1 концентрация первого раствора

М2 – масса второго раствора

α2 концентрация второго раствора

М1+ М2 – масса конечного раствора

α3 - концентрация конечного раствора

α1 3 2

m1 = α1 М1 – масса основного вещества в первом растворе

m2 = α2 М2 – масса основного вещества во втором растворе

m3 = α312) – масса основного вещества в конечном растворе

с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем

α312) = α1 М1 + α2 М2;

α3 М1 + α3 М2 = α1 М1 + α2 М2;

α3 М1 – α1 М1 = α2 М2 – α3 М2;

М1( α3 – α1) = М2( α2 – α3);

З адача №2 (смешивание двух веществ, предлагалась на экзамене в 2006 году). Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
Решение:







_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:______________

З адача №3 (8.21 Сборник для подготовки к ГИА под ред. Л.В.Кузнецовой) Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько граммов сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?





__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

Задача №4. Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300 г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.









__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

6. Дополнительные задачи.

Задача №5. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.









Задача №6. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%?















Задача для самостоятельного решения
(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?

Первый способ:


Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества













____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В торой способ:





______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________


Третий способ:








__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________


Задача для самостоятельного решения
(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?

Первый способ:


Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества













____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В торой способ:





______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________


Третий способ:








__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!