Инструкционная карта урока по теме:«Решение задач на смеси и сплавы»
1. Установите соответствие между процентом и записью в виде дроби
5%
|
|
17%
|
|
123%
|
|
0,3%
|
|
25%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,003
|
|
0,25
|
|
0,05
|
|
0,17
|
|
1,23
|
2. Основные понятия на уроке:
М – масса раствора
α – концентрация раствора
m – масса основного вещества растворе
Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m в смеси к общей массе смеси M:
3. Табличный способ решения задач на смеси и сплавы
Таблица для решения задач имеет вид.
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
|
% содержание вещества (доля содержания вещества)
|
Масса раствора (смеси, сплава)
|
Масса вещества
|
|
|
|
|
Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Решение:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
|
% содержание меди (доля содержания вещества)
|
Масса раствора (смеси, сплава)
|
Масса вещества
|
Первый сплав
|
|
|
|
Второй сплав
|
|
|
|
Получившийся сплав
|
|
|
|
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:__________
4. Решение задач с помощью модели-схемы
Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Решение:
Рассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели.
- Над каждым прямоугольником («маленьким») указываем соответствующие компоненты сплава. Удобно сохранять порядок в обозначениях.
- Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание (или часть) соответствующего компонента. Понятно, что если раствор состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них. В этом случае процентное содержание второго компонента равно разности 100% и процентного содержания первого.
- Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего раствор (или компонента).
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________
5. Старинный способ решения задач на смеси и сплавы (диагональная схема, «метод рыбки»)
Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Параметры конечного раствора
|
Параметры исходных растворов
|
Доли исходных растворов в конечном растворе
|
Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:____________
Теория метода.
М1 – масса первого раствора
α1 концентрация первого раствора
М2 – масса второго раствора
α2 концентрация второго раствора
М1+ М2 – масса конечного раствора
α3 - концентрация конечного раствора
α1 <α3 <α2
m1 = α1× М1 – масса основного вещества в первом растворе
m2 = α2× М2 – масса основного вещества во втором растворе
m3 = α3× (М1+М2) – масса основного вещества в конечном растворе
с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем
α3× (М1+М2) = α1× М1 + α2× М2;
α3× М1 + α3× М2 = α1× М1 + α2× М2;
α3× М1 – α1× М1 = α2× М2 – α3× М2;
М1×( α3 – α1) = М2×( α2 – α3);
Задача №2 (смешивание двух веществ, предлагалась на экзамене в 2006 году). Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
Решение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:______________
Задача №3 (8.21 Сборник для подготовки к ГИА под ред. Л.В.Кузнецовой) Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько граммов сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
Задача №4. Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300 г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
6. Дополнительные задачи.
Задача №5. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.
Задача №6. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%?
Задача для самостоятельного решения
(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Первый способ:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
|
% содержание вещества (доля содержания вещества)
|
Масса раствора (смеси, сплава)
|
Масса вещества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй способ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________
Третий способ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
Задача для самостоятельного решения
(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Первый способ:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов
|
% содержание вещества (доля содержания вещества)
|
Масса раствора (смеси, сплава)
|
Масса вещества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй способ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________
Третий способ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему сплавы и смеси»
Инструкционная карта урока по теме:«Решение задач на смеси и сплавы»
1. Установите соответствие между процентом и записью в виде дроби
5% | | 17% | | 123% | | 0,3% | | 25% |
| | | | | | | | |
0,003 | | 0,25 | | 0,05 | | 0,17 | | 1,23 |
2. Основные понятия на уроке:
М – масса раствора
α – концентрация раствора
m – масса основного вещества растворе
Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m в смеси к общей массе смеси M:
3. Табличный способ решения задач на смеси и сплавы
Таблица для решения задач имеет вид.
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов | % содержание вещества (доля содержания вещества) | Масса раствора (смеси, сплава) | Масса вещества |
| | | |
Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Решение:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов | % содержание меди (доля содержания вещества) | Масса раствора (смеси, сплава) | Масса вещества |
Первый сплав | | | |
Второй сплав | | | |
Получившийся сплав | | | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:__________
4. Решение задач с помощью модели-схемы
Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Решение:
Р ассмотрим решение этой же задачи с помощью следующей модели.
Над каждым прямоугольником («маленьким») указываем соответствующие компоненты сплава. Удобно сохранять порядок в обозначениях.
Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание (или часть) соответствующего компонента. Понятно, что если раствор состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них. В этом случае процентное содержание второго компонента равно разности 100% и процентного содержания первого.
Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего раствор (или компонента).
Р ешение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________
5. Старинный способ решения задач на смеси и сплавы (диагональная схема, «метод рыбки»)
Задача №1. Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Р ешение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:____________
Теория метода.
М1 – масса первого раствора
α1 концентрация первого раствора
М2 – масса второго раствора
α2 концентрация второго раствора
М1+ М2 – масса конечного раствора
α3 - концентрация конечного раствора
α1 3 2
m1 = α1 М1 – масса основного вещества в первом растворе
m2 = α2 М2 – масса основного вещества во втором растворе
m3 = α3 (М1+М2) – масса основного вещества в конечном растворе
с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем
α3 (М1+М2) = α1 М1 + α2 М2;
α3 М1 + α3 М2 = α1 М1 + α2 М2;
α3 М1 – α1 М1 = α2 М2 – α3 М2;
М1( α3 – α1) = М2( α2 – α3);
З адача №2 (смешивание двух веществ, предлагалась на экзамене в 2006 году). Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
Решение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:______________
З адача №3 (8.21 Сборник для подготовки к ГИА под ред. Л.В.Кузнецовой) Влажность свежих грибов 90%, а сухих 15%. Сколько граммов сухих грибов получится из 1,7 кг свежих?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
Задача №4. Имеется склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го раствора кислоты. Смешали 200 г раствора из первой склянки и 300 г из второй. Определите массу кислоты и её концентрацию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
6. Дополнительные задачи.
Задача №5. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.
Задача №6. В 4кг сплава меди и олова содержится 40% олова. Сколько килограммов олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание в новом сплаве стало равным 70%?
Задача для самостоятельного решения
(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Первый способ:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов | % содержание вещества (доля содержания вещества) | Масса раствора (смеси, сплава) | Масса вещества |
| | | |
| | | |
| | | |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В торой способ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________
Третий способ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
Задача для самостоятельного решения
(Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, 8.22).
Сколько граммов воды нужно добавить к 180 г сиропа, содержащего 25% сахара, чтобы получить сироп, концентрация которого равна 20%?
Первый способ:
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов | % содержание вещества (доля содержания вещества) | Масса раствора (смеси, сплава) | Масса вещества |
| | | |
| | | |
| | | |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В торой способ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________
Третий способ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________
1