ГБПОУ «МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по МР
______________ Л.В. Шовкун
«____» ______________202__ г.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
Открытого занятия
по учебной дисциплине
биология
Тема. Стресс
Группа ВД-222
Преподаватель : Браун Е.А.
| СОГЛАСОВАНО Протокол № _____ от «____» ____________ 202__ г. Председатель ЦК № 2 Куринская Т.С. | | ПОГОДЖЕНО Протокол № _____ від ____ _________ 201__ р. Голова ЦК № 6 _____________ В. М. Шпигунова |
Мелитополь, 2024 год
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Биология
Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Группа: ВД-222
Тема занятия: Стресс
Место проведения: Кабинет № 213
Тип занятия: Практическое занятие
Цель занятия:
дидактическая:
узнать о природе, механизмах и значении стресса;
сформировать общее представление о психическом здоровье человека;
воспитательная:
показать, что нервное напряжение и отрицательные эмоции могут приводить к нарушению всех органов и систем;
развивающая:
показать, что психическое состояние и здоровье человека тесно связаны между собой.
Место занятия в структурно-логической схеме:
Дисциплины, которые обеспечивают занятия: Биология
Дисциплины, которые обеспечивает занятие: Основы здоровья, психология, экология.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методическое обеспечение занятия
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Методические материалы-методические указания к выполнению практической работы.
Раздаточный материал: карточки заданий.
Список литературы
1. Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства
//Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени ВМ Бехтерева. –
1992. – №. 2.
2. Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной
экономики (на примере стратегий мигрантов и предпринимателей) // СоцИс.
М., 2002. – № 4.
3. Бильданова В. Р., Бисерова Г. К., Шагивалеева Г. Р. Психология
стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие //Елабуга:
Издательство ЕИ КФУ. – 2015.
4. Богомягкова Е. С. Потенциал социологии эмоций в исследовании
социальных проблем //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия
12. Социология. – 2016. – №. 4.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.:
ПЕР СЭ, 2006.
6. Василенко Е. А. Психологические механизмы воздействия
социального стресса на социально-психологическую адаптацию личности
//Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического
университета. – 2019. – №. 4.
7. Вахштайн В.С. Как эпидемии меняют нашу рутину и формируют
новые страхи в обществе? // Бумага URL: https://paperpaper.ru/campus/kakepidemii-menyayut-nashu-rutinu-i-form/
8. Вахштайн В.С. Пандемия, страх, солидарность // «Россия в
глобальной политике» URL: https://globalaffairs.ru/articles/pandemiya-strahsolidarnost/
9. Китаев-Смык Л. А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. М.: Смысл, 2012.
Ход занятия
Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Технико-методическое обеспечение занятия, приложения, замечания |
1. Организационный момент Проверка подготовки аудитории и студентов к занятию, обеспечение студентов необходимым дидактическим материалом. | |
2. Проверка домашнего задания На самостоятельное изучение вынесены вопросы: Что такое сон? Какие изменения в организме происходят во время медленного и быстрого сна? Какое значение имеет медленный и быстрый сон? Что является основой сновидений? Какие правила гигиены сна необходимо соблюдать и для чего? Студентам необходимо подготовить рефераты, обсудить в подгруппе, кто будет делать сообщения по этим вопросам. | Используются рефераты, мультимедийный проектор, интерактивная доска для показа презентаций. |
3. Актуализация опорных знаний Ежедневно наш организм подвергается действию факторов окружающей среды. Вопросы к учащимся: Как называются крайние, весьма жесткие факторы, действующие на организм? Оказывают ли они влияние на здоровье человека? Какая тема сегодняшнего урока? Какова цель нашего урока? | Используется раздаточный материал с тестовыми заданиями. |
| |
4. Сообщение темы занятия. Мотивация учебно-познавательной деятельности План. Стресс. Стадии стресса. Профилактика стресса. Рассказ учителя с частичными записями в тетради. Жизнь современного человека трудно представить без состояний напряжения. Особенно сильное напряжение регуляторных систем организма вызывают факторы социальной среды. Что такое стресс? В переводе с английского стресс - напряжение. Стресс - это общая неспецифичная нейрогуморальная реакция организма на влияние разных факторов - стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Наиболее частым стрессором являются эмоциональные раздражители. | |
5. Выполнение практической работы Студенты работают в группах. Находят ответы на вопросы. | Конспект лекции, методические рекомендации к выполнению практической работы. |
6. Подведение итогов занятия Анализ и самоанализ работы студентов на занятии. Оценивание работы студентов. | |
7. Домашнее задание Выучить записи в тетради. Индивидуальное задание: подготовить социальную рекламу «Стресс в жизни подростка, его профилактика». | Конспект лекции, методические рекомендации к выполнению практической работы. |
Практическое занятие
Стресс
Цель – узнать о природе, механизмах и значении стресса.
Краткая теория
Жизнь современного человека трудно представить без состояний напряжения. Особенно сильное напряжение регуляторных систем организма вызывают факторы социальной среды.
Что такое стресс? В переводе с английского стресс - напряжение. Стресс - это общая неспецифичная нейрогуморальная реакция организма на влияние разных факторов - стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Наиболее частым стрессором являются эмоциональные раздражители (Слайд 2).
В 1936 г Ганс Селье ввёл понятие «стресс» и сформулировал концепцию стресса (Слайд 3).
Какие виды стресса выделяют? Выделяют:
Эмоциональный стресс (возникает при переживаниях унижения, вины, гнева и обиды и т.д.);
Физический стресс (жара, холод, воздействие шума, вибраций и т.д.);
Психологический стресс (информационная перегрузка, конфликты с родителями, одноклассниками и т.д.);
Профессиональный (перегрузка работой, отсутствие четких обязанностей, некорректное поведение коллег и т.д.);
Операционный стресс (реакция организма на хирургическую операцию, роды);
Посттравматический стресс (после перенесения травмы, тяжелого заболевания) (Слайд 4).
Выделяют полезный и вредный стресс (дистресс). Полезный стресс мобилизирует возможности организма, повышает устойчивость к различным заболеваниям. Например, закаливание. Дистресс в свою очередь снижает сопротивляемость организма, вызывает ухудшение здоровья.
Как развивается дистресс? Дистресс развивается в три стадии:
Тревога - состояние настороженности и напряженности (Слайд 6).
Сопротивление - сбалансированное расходование адаптационных возможностей организма (Слайд 7).
Истощение - организм не способен к сопротивлению и взывает о помощи (Слайд 8).
Можно ли защитить свой организм от стресса? Существует ряд рекомендаций для профилактики стресса:
Успешная деятельность;
Любимая музыка;
Общение с природой;
Общение с близкими людьми;
Общение с домашними животными;
Режим дня; полноценный сон;
Юмор, смех;
Вкусная еда;
Массаж;
Баня;
Танцы;
Йога.
Практические задания
I. Работа в группах.
I-я группа
1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.
2. Найдите материал: а) учение канадского исследователя Ганса Селье;
б) что такое стресс? Дайте определение;
в) назовите стрессорные факторы и реакции подростков на них.
II-я группа
Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.
Определите: а) признаки стресса;
б) его симптомы;
в) стадии стресса и состояние организма.
III-я группа
Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.
Назовите: а) приемы нейтрализации стресса;
б) методы релаксации ( покажите их, предложите сделать за вами);
в) что такое стрессоустойчивость?
II Общие задания для групп:
Оформите конспект (5 мин.) на А3.
Подготовьтесь к презентации (3 мин.)
Подготовьте материал для бюллетеня ЗОЖ и отдайте группе по оформлению.
В ведомости открытого учета знаний проставьте оценки обучающимся.
Тесты по теме «Стресс»
Теорию стресса создал ученый а) Грегор Мендель; б) Ганс Селье; в) Гюго де Фриз; г) томас Морган.
Верны ли следующие суждения о стрессе: А. Стрессы бывают вредные и полезные. Б. Дистресс может повышать адаптационные возможности организма. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.
Вторая стадия дистресса называется а) мобилизация; б) тревога; в) сопротивление; г) истощение.
Что из перечисленного относят к эмоциональному стрессу а) сильный холод; б) конфликты с родителями; в) чувство обиды; г) перегрузка на работе.
Что из перечисленного относят к психологическому стрессу а) послеродовой стресс; б) жара; в) тревога перед контрольной; г) конфликт с родителями.
Что не относится к профилактике стресса а) апатия; б) занятия спортом; в) активный отдых; г) танцы.
Что будет способствовать противостоянию стресса а) высокая раздражительность; б) успешная деятельность; в) повышенное сердцебиение; г) гнев.