СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Стресс"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Узнать о природе, механизмах и значении стресса. 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Стресс"»

ГБПОУ «МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

______________ Л.В. Шовкун

«____» ______________202__ г.





ПЛАН – КОНСПЕКТ


Открытого занятия


по учебной дисциплине

биология


Тема. Стресс


Группа ВД-222


Преподаватель : Браун Е.А.






СОГЛАСОВАНО

Протокол № _____

от «____» ____________ 202__ г.


Председатель ЦК № 2

Куринская Т.С.








ПОГОДЖЕНО

Протокол № _____

від ____ _________ 201__ р.

Голова ЦК № 6

_____________ В. М. Шпигунова





Мелитополь, 2024 год

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ


Дисциплина: Биология

Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Группа: ВД-222

Тема занятия: Стресс

Место проведения: Кабинет № 213

Тип занятия: Практическое занятие

Цель занятия:

дидактическая:

  • узнать о природе, механизмах и значении стресса;

  • сформировать общее представление о психическом здоровье человека;

воспитательная:

  • показать, что нервное напряжение и отрицательные эмоции могут приводить к нарушению всех органов и систем;

развивающая:

  • показать, что психическое состояние и здоровье человека тесно связаны между собой.

Место занятия в структурно-логической схеме:

Дисциплины, которые обеспечивают занятия: Биология

Дисциплины, которые обеспечивает занятие: Основы здоровья, психология, экология.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методическое обеспечение занятия

  1. Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  2. Методические материалы-методические указания к выполнению практической работы.

  3. Раздаточный материал: карточки заданий.


Список литературы


1. Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства

//Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени ВМ Бехтерева. –

1992. – №. 2.

2. Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной

экономики (на примере стратегий мигрантов и предпринимателей) // СоцИс.

М., 2002. – № 4.

3. Бильданова В. Р., Бисерова Г. К., Шагивалеева Г. Р. Психология

стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие //Елабуга:

Издательство ЕИ КФУ. – 2015.

4. Богомягкова Е. С. Потенциал социологии эмоций в исследовании

социальных проблем //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия

12. Социология. – 2016. – №. 4.

5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.:

ПЕР СЭ, 2006.

6. Василенко Е. А. Психологические механизмы воздействия

социального стресса на социально-психологическую адаптацию личности

//Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического

университета. – 2019. – №. 4.

7. Вахштайн В.С. Как эпидемии меняют нашу рутину и формируют

новые страхи в обществе? // Бумага URL: https://paperpaper.ru/campus/kakepidemii-menyayut-nashu-rutinu-i-form/

8. Вахштайн В.С. Пандемия, страх, солидарность // «Россия в

глобальной политике» URL: https://globalaffairs.ru/articles/pandemiya-strahsolidarnost/

9. Китаев-Смык Л. А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. М.: Смысл, 2012.

Ход занятия


Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Технико-методическое обеспечение занятия, приложения, замечания

1. Организационный момент

Проверка подготовки аудитории и студентов к занятию, обеспечение студентов необходимым дидактическим материалом.


2. Проверка домашнего задания

На самостоятельное изучение вынесены вопросы:

  1. Что такое сон?

  2. Какие изменения в организме происходят во время медленного и быстрого сна?

  3. Какое значение имеет медленный и быстрый сон?

  4. Что является основой сновидений?

  5. Какие правила гигиены сна необходимо соблюдать и для чего?



Студентам необходимо подготовить рефераты, обсудить в подгруппе, кто будет делать сообщения по этим вопросам.

Используются рефераты, мультимедийный проектор, интерактивная доска для показа презентаций.

3. Актуализация опорных знаний

Ежедневно наш организм подвергается действию факторов окружающей среды.

Вопросы к учащимся:

  1. Как называются крайние, весьма жесткие факторы, действующие на организм?

  2. Оказывают ли они влияние на здоровье человека?

  3. Какая тема сегодняшнего урока?

  4. Какова цель нашего урока?


Используется раздаточный материал с тестовыми заданиями.



4. Сообщение темы занятия. Мотивация учебно-познавательной деятельности

План.

  1. Стресс.

  2. Стадии стресса.

  3. Профилактика стресса.

Рассказ учителя с частичными записями в тетради.

Жизнь современного человека трудно представить без состояний напряжения. Особенно сильное напряжение регуляторных систем организма вызывают факторы социальной среды.

Что такое стресс? В переводе с английского стресс - напряжение. 

Стресс - это общая неспецифичная нейрогуморальная реакция организма на влияние разных факторов - стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Наиболее частым стрессором являются эмоциональные раздражители.



5. Выполнение практической работы

Студенты работают в группах. Находят ответы на вопросы.

Конспект лекции, методические рекомендации к выполнению практической работы.

6. Подведение итогов занятия

Анализ и самоанализ работы студентов на занятии.

Оценивание работы студентов.


7. Домашнее задание

Выучить записи в тетради. Индивидуальное задание: подготовить социальную рекламу «Стресс в жизни подростка, его профилактика».

Конспект лекции, методические рекомендации к выполнению практической работы.



Практическое занятие


Стресс


Цель – узнать о природе, механизмах и значении стресса.


Краткая теория

Жизнь современного человека трудно представить без состояний напряжения. Особенно сильное напряжение регуляторных систем организма вызывают факторы социальной среды.

Что такое стресс? В переводе с английского стресс - напряжение. Стресс - это общая неспецифичная нейрогуморальная реакция организма на влияние разных факторов - стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Наиболее частым стрессором являются эмоциональные раздражители (Слайд 2).

В 1936 г Ганс Селье ввёл понятие «стресс» и сформулировал концепцию стресса (Слайд 3).

Какие виды стресса выделяют? Выделяют:

  • Эмоциональный стресс (возникает при переживаниях унижения, вины, гнева и обиды и т.д.);

  • Физический стресс (жара, холод, воздействие шума, вибраций и т.д.);

  • Психологический стресс (информационная перегрузка, конфликты с родителями, одноклассниками и т.д.);

  • Профессиональный (перегрузка работой, отсутствие четких обязанностей, некорректное поведение коллег и т.д.);

  • Операционный стресс (реакция организма на хирургическую операцию, роды);

  • Посттравматический стресс (после перенесения травмы, тяжелого заболевания) (Слайд 4).

Выделяют полезный и вредный стресс (дистресс). Полезный стресс мобилизирует возможности организма, повышает устойчивость к различным заболеваниям. Например, закаливание. Дистресс в свою очередь снижает сопротивляемость организма, вызывает ухудшение здоровья.

Как развивается дистресс? Дистресс развивается в три стадии:

Тревога - состояние настороженности и напряженности (Слайд 6).

Сопротивление - сбалансированное расходование адаптационных возможностей организма (Слайд 7).

Истощение - организм не способен к сопротивлению и взывает о помощи (Слайд 8).

Можно ли защитить свой организм от стресса? Существует ряд рекомендаций для профилактики стресса:

  • Успешная деятельность;

  • Любимая музыка;

  • Общение с природой;

  • Общение с близкими людьми;

  • Общение с домашними животными;

  • Режим дня; полноценный сон;

  • Юмор, смех;

  • Вкусная еда;

  • Массаж;

  • Баня;

  • Танцы;

  • Йога.



Практические задания


I. Работа в группах.

I-я группа

1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

2. Найдите материал: а) учение канадского исследователя Ганса Селье;

б) что такое стресс? Дайте определение;

в) назовите стрессорные факторы и реакции подростков на них.

II-я группа

  1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

  2. Определите: а) признаки стресса;

б) его симптомы;

в) стадии стресса и состояние организма.

III-я группа

  1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

  2. Назовите: а) приемы нейтрализации стресса;

б) методы релаксации ( покажите их, предложите сделать за вами);

в) что такое стрессоустойчивость?

II Общие задания для групп:

  1. Оформите конспект (5 мин.) на А3.

  2. Подготовьтесь к презентации (3 мин.)

  3. Подготовьте материал для бюллетеня ЗОЖ и отдайте группе по оформлению.

  4. В ведомости открытого учета знаний проставьте оценки обучающимся.




Тесты по теме «Стресс»



  1. Теорию стресса создал ученый а) Грегор Мендель; б) Ганс Селье; в) Гюго де Фриз; г) томас Морган.

  2. Верны ли следующие суждения о стрессе: А. Стрессы бывают вредные и полезные. Б. Дистресс может повышать адаптационные возможности организма. а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.

  3. Вторая стадия дистресса называется а) мобилизация; б) тревога; в) сопротивление; г) истощение.

  4. Что из перечисленного относят к эмоциональному стрессу а) сильный холод; б) конфликты с родителями; в) чувство обиды; г) перегрузка на работе.

  5. Что из перечисленного относят к психологическому стрессу а) послеродовой стресс; б) жара; в) тревога перед контрольной; г) конфликт с родителями.

  6. Что не относится к профилактике стресса а) апатия; б) занятия спортом; в) активный отдых; г) танцы.

  7. Что будет способствовать противостоянию стресса а) высокая раздражительность; б) успешная деятельность; в) повышенное сердцебиение; г) гнев.