СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Великие идеологии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Великие идеологии»



Тема: Великие идеологии

Цель урока: характеризовать учения, выделять их особенности, акцентировать внимание на то, что ни одно политическое учение не может быть идеальным и единственно верным, критически подходить к любому учению:

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения, взгляды на устройство государства.

Метапредметные: развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником, сравнительной таблицей

Личностные: понимать, за что боролись либералы, консерваторы,  социалисты, насколько оправданы методы борьбы Межпредметные связи: обществознание

Форма работы: индивидуальная, в паре, фронтальная



Ход урока


Организационный момент.

Изучение нового материала. Мотивация учащихся к работе.


В 19 в. Оформились три основных общественно-политических учения: либерализм, консерватизм, социализм. Каждое из них имело свои взгляды на общество и государство. Прочитайте пункт 1 стр.29 и ответьте на вопросы – почему в 19 веке возникли идеологии, как с 18 века делится основной спектр идеологий?

Задание: Изучите в параграфе материал и таблицу( стр. 36): Учащиеся делятся на 5 групп и заполняют «свою» часть таблицы

Таблица. Идеологии XIX века.

идеология

анархизм

Марксизм (коммунизм)

Социализм

Либерализм

Консерватизм

Происхождение названия

Греч. «безвластие»

Лат. «общий»

Лат. «общественный»

Лат. «касающийся свободы», свободный

Лат. «сохранять»

Имена представителей

П-Ж. Прудон,

М.А. Бакунин,

П.А. Кропоткин

К. Маркс,

Ф. Энгельс,

Э. Бернштейн

Ш. Фурье,

А. де Сен-Симон,

Р. Оуэн

Дж. С. Милль,

Б. Констант


Ж. де Местр,

Э. Бёрк

Основные идеи

Отрицание всякого насилия над личностью, устранение эксплуатации человека человеком; уничтожение государственной власти и создание федерации ассоциаций мелких производителей.

Положение рабочего класса будет постоянно ухудшаться, в ходе классовой борьбы общество перейдёт к коммунизму, при котором деление на классы исчезнет, люди получат возможности полного и гармоничного развития.

Общество устроено не справедливо; небольшой класс капиталистов угнетает большинство населения; создание общества социальной справедливости, без богатых и бедных

Все люди от рождения равны и действуют для собственного блага; свобода предпринимательства; гражданские права и свободы личности: избирательное право на основе имущественного ценза.

Принцип порядка; защита традиционных основ общества и государства (религия и церковь, семья, монархия, общественные различия), проверенных опытом многих поколений.

Методы, формы достижения цели, реальные действия

Осуществление революции; мирные преобразования (реформы)

Создание революционных партий; объединение рабочих в I и II Интернационалы. Пролетарская (социалистическая) революция и установление диктатуры пролетариата; постепенные реформы (ревизионистское направление)

Убеждение: создание образцовых производств.

Введение конституций; контроль над королевской властью через парламент. Разделение властей4 проведение реформ.

Сохранение старого порядка; умеренные реформы, не меняющие основ общества.


Первичное усвоение новых знаний



Каждая группа рассказывает об определённой идеологии, в процессе заполняется вся таблица.

Первичное осмысление новых знаний

Итак, какие вопросы волновали философов?

Философов- мыслителей XIX века волновали вопросы:

1) Как развивается общество?

2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

3) Куда движется история?

- Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

Какие методы, согласно таблице, выбирали представители идеологических течений? Какие методы вы считаете наиболее приемлемыми? Почему?

 Своё развитие либерализм получил в XIX веке, как в теории, так и практике.

- Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

- Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

 -  А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция?  

- В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее  значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

- Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

от латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм - учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

- Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип -   сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

-  поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения  « охранительных» социальных         реформ только как самое  крайнее средство.  Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

 Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

- общественный и государственный строй, принципами которого являются:

        1) установление политические свобод;

        2) равенство в правах;

        3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

        4) обязанность государства регулировать экономику.

- Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а  кто ко второй?

- К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

- Ко второй группе (96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное  неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим  членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

Роберт Оуэн  в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.

- прочитать о марксизме и выделить их основные положения

Ревизионизм — идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра  какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

- Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими  объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

 Анархизм (- от греч. аnarcia ) – безвластие.

- Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские (террористические акты) и кооператоров

Работа с историческим источником стр.38. Ответьте на вопрос к источнику.

Первичная проверка понимания. Почему нет идеальной идеологии?

Заполнение таблицы.



Вопросы

Либерализм

Консерватизм

Социализм (Ш. Фцрье, А. Сен-Симон,

Р. Оуэн, К. Маркс, Ф.Энгельс)

Роль государства в экономической жизни

  • Главная ценность – свобода.

  • Идеал экономики – рыночная экономика свободной конкуренции.

  • Государство не должно вмешиваться в экономику.

  • Деятельность государства должна быть ограничена законом.

  • Для этого нужен принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная

  • Государство имеет право на вмешательство в экономику, если это нужно для сохранения традиционных ценностей.

  • Власть государства никем и ничем не ограничена, она направлена на сохранение традиционных ценностей: религии, монархии и порядка.

  • Идеал – абсолютная монархия

Идеалы экономической жизни:

  • Уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции.

  • Государство полностью контролирует экономическую жизнь., помогает неимущим

МАРКСИЗМ:

  • Неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата (власти рабочих)

АНАРХИЗМ:

  • Государство осуществляет насилие над личностью, его нужно уничтожить

Позиция по социальному вопросу.

  • личность свободна и сама несет ответственность за свое благосостояние.

  • Все люди равны и имеют равные возможности достигать благополучия.

  • Сохранение старого сословного порядка, сословных и классовых различий.

  • Не верят в возможность социального равенства

  • Все люди должны иметь равные права и блага.

  • Государство само решает все социальные вопросы, обеспечивая трудящимся их политические и личные права

Пути решения социальных проблем

  • Реформы, проводимые властью

  • НОВЫЕ либералы признали, что государство должно проводить реформы, чтобы защитить малообеспеченные слои населения, предотвратить революцию.

  • Народ должен подчиняться своим правителям. Государство может применять насилие против революций.

  • Реформы – как крайнее средство, для предотвращения социальных взрывов.

  • Решение социальных проблем – путем социалистической революции во главе с коммунистической партией.

  • Уничтожение неравенства и класса собственников

Пределы индивидуальной свободы

  • Человек от рождения обладает неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу и т.д.

  • «Разрешено все, что не запрещено законом» - полная свобода во всем.

  • Свободным может быть только тот, кто может нести ответственность за свои решения, т. е. Собственник или образованный человек.

  • Государство подчиняет себе личность

  • Свобода человека выражается в соблюдении традиций, религиозном смирении.


  • Свобода личности достигается обеспечением всех социальных прав и ограничивается государством.

  • Труд обязателен для всех

  • Предпринимательство и частная собственность запрещены.



Ответьте на вопрос стр.29

Домашнее задание. Параграф 3. Выпишите основные термины к параграфу.