План - урока по обществознанию в 8 классе.
Тема урока: Мораль
Цель урока:
1) сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах,
2) добро и зло как этические категории морали.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
Воспитательные:
воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
План урока.
Мораль, нравственность.
Добро и зло.
Эпиграф урока: (1 слайд)
Проверка домашнего задания.
Индивидуальные задания для учеников на соотношение терминов и сфер общественной жизни; (6 -8 учен)
« Горячий стул» - 1 ученик выходит к доске и садится на «горячий стул» , остальные задают вопросы из домашнего задания ,
«Горячий стул»:
-Какие сферы общественной жизни мы знаем?
-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, мысли, картина (мысли относятся к внутренней культуре, а что еще …?)
- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.
-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученики предполагают следующие темы: Поведение человека, культура поведения, как правильно себя вести в обществе и т.д.
II.Объявление темы и целей урока
.-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.
(В тетради записать тему и план урока)
III. Знакомство с новым материалом.
-Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль»
-Какие ассоциации у вас возникли?
Называют такие понятия, как: культура человека, поведение, совесть и т.д.
Вывод:
Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.
Сравним мораль и право и обратимся к таблице на доске
Мораль и право
Вопросы для сравнения | Право | Мораль |
Кто вырабатывает | Государство | Общество |
Где закреплено? | В законах государства | Нет письменного закрепления |
Каковы последствия нарушения? | Наступает юрид. ответственность | Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести |
Выполнение | Обязательно | Не обязательно |
Что регулирует? | служат для регулирования и оценки поступков человека. |
-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)
Каково происхождение морали?
-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:
«Не делай другому того, чего себе не желаешь»
2.Мораль, нравственность.
-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.
-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.
Мораль | Нравственность |
правила поведения (как надо поступать) | практические поступки людей |
-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?
Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло
3.Стимулы нравственного поведения.
-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.
- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)
-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.
IV. Добро и зло.
Работа в группах
Составляем синквейн к словам «Добро» (1 группа) и «Зло» (2 группа)
- Что вкладывается в понятие добра и зла-
- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).
V.Закрепление изученного материала.
.
-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
-В чем смысл этой притчи?
3.Портрет доброго человека.
- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?
4. Домашнее задание
-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).
Д/З на выбор:
VI.Подведение итогов. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!