МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок на тему:
«Музыка барокко»
(Программа Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Учитель МХК
Курбатова Г.Н.
2016 год
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Цели и задачи урока: систематизация и углубление знаний, обучение созданию наглядных пособий, которые могут быть использованы как в «предметную копилку», так и в исследовательских целях; развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных навыков; стимулирование мотивации к обучению; развитие вкуса и расширение кругозора; формирование потребностей самостоятельно совершенствовать ЗУНы продуктивным методом.
Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска и Microsoft PowerPoint 2010 (не ниже)4 Л.Г.Емохонова Мировая художественная культура, 11 класс, базовый уровень, М., 2012, учебник.
Межпредметные и внутрипредметные связи: МХК, история, литература, изобразительное искусство, музыка; музыка- архитектура – живопись – литература.
Тема «Музыка барокко» - интересна и богата разнообразным материалом. В рамках одного урока учащихся необходимо познакомить с выдающимися музыкальными образцами и вызвать в них творческий интерес к данной теме.
Систематизировать уже полученные знания помогут иллюстрации и творческие задания, в том числе «арочного»типа.
Структура урока:
Организационный момент (приветствие учащихся, оформление журнала, сообщение темы, целей и задач урока) – 3 минуты.
Активизация имеющихся знаний учащихся – 3 минуты.
Знакомство с новым материалом. Обсуждение – 31 минута.
Выполнение творческих заданий – 5 минут.
Рефлексия – 2 минуты.
Запись домашнего задания – 1 минута.
Продолжительность урока – 45 минут.
Ход урока.
Слайд 1. Вступительное слово учителя.
(Звучит ария Петра из «Страстей по Матфею» И.С.Баха).
Тема сегодняшнего урока – удивительная, прекрасная, волшебная музыка барокко и творчество тех, чьи шедевры дошли до нас и по сей день восторгают миллионы людей. Мы с вами не только услышим эти шедевры, но и попытаемся научиться отличать барочную музыку от любой другой, попробуем почувствовать стилистические особенности барочных композиторов.
Слайды 2-4. Особенности барочного стиля (название этого и следующих разделов урока учащиеся записывают в тетради).
Учитель:
- Но вначале мне бы хотелось с вами вспомнить и поговорить вообще о барокко как об искусстве. Что это за искусство?
Учащиеся дают определения, вспоминают, с чьим именем связано появление термина «барокко». Им предлагается 2 задания – по иллюстрациям вспомнить имена двух выдающихся барочных архитекторов (слайд 3), затем попытаться самостоятельно сформулировать эстетические принципы эпохи барокко на основе уже пройденного материала. В процессе беседы мной вводятся понятия мажора и минора в музыкальном искусстве барокко как отражение противоречий и контрастов эпохи.
Слайды 5-9. Оперное искусство эпохи барокко.
(Звучит увертюра из оперы «Орфей» К.Монтеверди).
Знакомство с одной из самых ярких фигур музыкального барокко – Клаудио Монтеверди (слайд 6), его оперой «Орфей», особым – монтевердиевским – выразительным стилем пения “stile concitato” (слайд 7).
Учащиеся вспоминают античный миф об Орфее, героях этого мифа, говорят о его притягательной силе для творцов всех времен и всех видов искусств (слайд 8), о понятии «орфеизма» и магической силе искусства.
Ненадолго мы оказываемся в музыкальном театре и смотрим фрагмент Монолога Музыки (важнейшего персонажа оперы, связанного с «орфеической» темой) из оперы «Орфей» К.Монтеверди (слайд 9).
Учащиеся характеризуют услышанное краткими устными эссе (5-6 предложений), совместно с учителем формулируют особенности стиля композитора.
(Примечание – при необходимости можно послушать оперу с самого начала, поменяв еастройки в «Монтаже видео». Педагог может также взять из этой оперы любой необходимый фрагмент, например, для внеурочного просмотра).
Блиц-опрос:
В какой стране родилась опера?
Какую роль в этом сыграла театрализация жизни7
Кто из композиторов оказал влияние на становление оперы?
Какие особенности стиля Монтеверди характерны и для других видов искусств эпохи барокко?
Слайды 10-16. Инструментальная барочная музыка.
(Звучит концерт А.Корелли).
Знакомство с творчеством Арканджело Корелли (слайд 11) – создателем жанра инструментального концерта – concerto grosso (слайд 12), особенностью которого является чередование игры группы солистов (concertino) и всего состава оркестр (ripieno), а также сопоставление быстрых и медленных частей (слайд 12).
Знакомство с концертом А.Корелли «Рождественская ночь», его структурой и образным содержанием. Учащиеся рассказывают о Рождественском празднике. Учитель дополняет рассказы.
(Примечание – видеозаписи концерта просматриваются фрагментарно с ведением понятия интерпретации – трактовки произведения исполнителями. Педагог может также, воспользовавшись данной презентацией, организовать и внеурочный целиковый просмотр вариантов исполнения с обсуждением).
Блиц-опрос:
Какие особенности стиля Корелли характерны и для других видов искусств эпохи барокко?
Слайды 17-24. Духовная барочная музыка.
(Звучит хор №1 из «Страстей по Матфею» И.С.Баха).
Знакомство с творчеством великого Баха и его пассионами или страстями (ораторией о последних днях жизни Иисуса Христа) (слайды 18-19).
Беседа с учащимися о сюжете произведения и его драматургии (начало – шествие на Голгофу, после чего евангелистом Матфеем повествуется предшествующие этому события: Тайная Вечеря, суд над Иисусом, отречение Петра и его раскаяние, злорадство толпы) (слайды 20-23).
Обязательно затрагиваются общечеловеческие вопросы – предательства, наказания, обмана, зла, смирения и др.
Просмотр (возможно фрагментарно в 3 разных видеозаписях) ария Петра из «Страстей по Матфею» И.С.Баха.
Учащиеся письменно в нескольких предложениях характеризуют музыку, зачитывают свои характеристики и совместно обсуждают впечатления.
Блиц-опрос:
Какие особенности стиля Баха характерны для барокко?
Подумайте и сформулируйте общие черты музыки, живописи и архитектуры барокко.
слайды 25-31. Барокко в музыкальном искусстве (закрепление материала).
Данный раздел включает 5 заданий и резюмирует и систематизирует полученные знания и впечатления от урока.
Задание 1. Эстетика барокко.
Подумайте и скажите, какие определения не связаны с барочной образностью и почему: правильный, причудливый, изящный. Строгий, грациозный.
Задание выполняется группами, представители от каждой из них озвучивают свои версии и обоснования.
Задание 2.
Картинная галерея. Задание выполняется индивидуально (слайд 28- кроссворд с ответами).
Вопросы для кроссворда:
Композитор эпохи барокко.
Создатель полотна «Поклонение младенцу со св. Франциском и св. Иеронимом».
Создатель Шатра-кивория (1624-1633, Собор Св.Петра, Рим).
Архитектор Церкви Иль Джезу.
Имя этого барочного композитора.
Мастер инструментальной музыки эпохи барокко.
Персонаж знаменитого мифа.
Ответы:
Бах.
Гирландайо.
Лоренцо Бернини.
Порто.
Клаудио (Монтеверди).
Корелли.
Орфей.
Задание 3. Музыкальная шкатулка. Задание выполняется индивидуально.
Прослушайте фрагмент музыкального произведения.
Как вы думаете, какому композитору оно может принадлежать?
Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Запишите в тетрадь свои впечатления от прослушанной музыки.
(Звучит хор №1 из «Страстей по Иоанну» И.С. Баха).
Задание 4. Путешествие по истории. Задание выполняется индивидуально.
Клаудио Монтеверди.
Иоганн Себастьян Бах.
Вольфганг Амадей Моцарт.
Джованни да Палестрина.
Поставьте имена в правильной исторической последовательности. Ответ обоснуйте.
Задание 5. Барочный синквейн. Задание выполняется индивидуально.
Сочинение синквейна, которое одновременно является и рефлексией урока, венчает занятие. Каждый узнал для себя что-то новое и сформулировал в 5-ти строчках.
Слайды 32. Домашнее задание.
Придумайте творческое задание по теме «Музыка барокко», используя материал урока.
Учащимся предлагается не просто придумать задания, а предложить товарищам; наиболее интересные будут использованы на классных и школьных конкурсах «Своя игра».
Приложение 1.
Тест к уроку 13. МХК по теме «Музыка барокко».
Архитектор Церкви Иль Джезу:
Аффект печали в музыке передает:
Мажор
Adagio
Stile concitato
Минор
Клаудио Монтеверди создал:
Stile belcanto
Concerto grosso
Stile concitato
Basso continuo
Не является персонажем оперы Клаудио Монтеверди «Орфей»:
Музыка
Пёс Цербер
Аид
Гусли
Concerto grosso в переводе:
Найдите лишнее. Ответ обоснуйте.
Stile concitato
Vivo
Andante
Adagio
Концерт «Рождественская ночь» А.Корелли написан для:
Скрипки с оркестром
Фортепиано с оркестром
Двух скрипок с оркестром
Оркестра
Интерпретация – это:
И.С.Бах не писал:
Опер
Месс
Кантат
Концертов
«Страсти по Матфею» И.С.Баха начинаются с:
Распятия Иисуса
Предательства Иуды
Отречения Петра
Шествия на Голгофу
Приложение 2.
(Через 2 недели после проведения занятия рекомендуется пятиминутное тестирование на контроль и стимуляцию остаточных знаний учащихся).
Композитор, автор концерта «Рождественская ночь»:
Бах
Вивальди
Корелли
Тартини
Композитор, живший не в эпоху барокко:
Палестрина
Бах
Гендель
Монтеверди
Форма ансамблево-оркестровой музыки 17-18 вв.:
Stilt conciato
Concerto grosso
Кантата
Месса
О событиях в «Страстях по Матфею» И.С.Бах повествует:
Петр
Иисус
Иуда
Евангелист
Сходство разных видов искусства барокко в их стремлении к:
Движению
Статичности
Ритуальности
Строгости.