Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Жанровое своеобразие «Вишневого сада»"»
Жанровое своеобразие «Вишневого сада»
Цель: углубить представление учащихся о пьесе Чехов; рассмотреть основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, жанровое и композиционное своеобразие.
Ход урока
Оргмомент
Вступительное слово учителя
«Вишневый сад» -итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.
В основе сюжета – продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп : дворянства, буржуазии и интеллигенции.
Интересна композиция пьесы:
Первый акт-надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи
Второй акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов
Третий акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги
Четвертый акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание
Объяснение нового материала
-Своеобразие конфликта. Внешний, бытовой конфликт – борьба за вишневый сад. Внутренний конфликт – недовольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.
-Принципы группировки действующих лиц. Основных героев всего четырнадцать, но есть такие действующие лица, которые не появляются на сцене, но мы о них узнаем.
Автор выделяет три идейно-композиционных центра : прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее- с купцом Лопахиным, будущее – с молодыми героями Петей и Аней.
Выступления учащихся с сообщениями или докладами (Реализация домашнего задания)
Домашнее задание
Сочинение по произведениям Чехова А.П. по любой из тем:
1)Проблема человеческого счастья в произведениях А.П. Чехова
2) «Чехов был несравненный художник…художник жизни» Л.Н. Толстой
3)Смешное и грустное в рассказе Чехова «Хамелеон»
4) «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (по пьесе «Вишневый сад»
5) Время и память в пьесе «Вишневый сад»