Урок нравственности «Сад Доброты»
Цель: Создать условия для расширения представлений воспитанников о доброте на основе создания «Сада Доброты»
Задачи:
- Расширение социального опыта воспитанников на основе их представлений о доброте;
- коррекция зрительно - слуховой памяти, мыслительных операций (анализ, синтез), произвольного внимания на основе развивающих заданий и упражнений и слухового восприятия;
- воспитание милосердного отношения друг к другу, дружелюбия;
- воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки; коммуника-тивных умений.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Вы знаете, когда мы произносим слова: доброе утро, добрый день, добрый вечер, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сейчас я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе.
Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда» в исполнении воспитанников 2 класса.
Дождик по земле босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал...
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись песенкой своей,
Рассыпая смех звучно...
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно!
II. Основная часть.
1) Воспитатель:
Сегодня мы побываем в стране Добра. Вам представится возможность быть настоящими волшебниками. Мы постараемся создать сад Доброты. Для этого потребуется ваша доброта, любовь, внимание. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы создадим этот волшебный сад.
- Обратите внимание, для этого у вас на партах есть пять царств разных цветов, лис-точков, сердец и улыбок.
А начнем мы наш разговор с одной замечательной сказки.
Итак, давным-давно жил на свете тролль, злющий-презлющий. Он смастерил такое ледяное зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось в миллионы раз, а все негодное и безобразное увеличивалось и казалось еще хуже.
Добрая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, и тролль хохотал, радуясь своей выдумке. И решил он всех людей на земле сделать такими же злыми и ужасными, как и он сам.
Подбросил тролль зеркало высоко-высоко в небо, падая, оно разбилось, и миллиарды мелких осколков полетели по всей земле, попадая в людские сердца, превращая их в льдинки. Вскоре все люди на земле стали видеть во всем только плохое, они злились друг на друга и перестали совершать хорошие поступки. Мир стал серым и холодным. Даже солнце не выходило из-за туч, чтобы не попадать в этот злой мир. Но, к счастью, осталась на земле одна девочка, жившая в подвале заброшенного дома. Осколки зеркала не смогли попасть в ее дом, и сердце ее осталось не затронутым всеобщим злом. Тогда пошла она по дороге и, встречая кого-нибудь на своем пути, она здоровалась, улыбалась, говорила приятные слова, желала добра и тем самым отогревала людям сердца, в которых таяли зеркальные льдинки. Люди, оттаявшие от ее доброты, стали в свою очередь делать то же самое, и вскоре на земле не осталось зла и ужаса.
А девочка шла по дороге вперед и добралась до замка, где жил тот самый тролль. Она подарила ему охапку цветов, собранных по дороге, улыбнулась, сделала ему комплимент, научила пускать мыльные пузыри и помогла приготовить шоколадное печенье.
Сердце тролля, не знавшее до сей поры такой доброты, тоже растаяло. И с тех пор он ходит по земле, оставляя за собой дорогу добра.
- Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)
- Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца - это сады- Федотов Максим
Добрые слова – корни- Каспрук Михаил
Добрые мысли – цветы- Минаков Владимир
Добрые дела – плоды- Власенко Алена
- Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его добрыми словами и добрыми делами.
- Анна Бородина, помоги нам отправиться в страну Добра.
(Ученица читает стихотворение).
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека.
Спасибо, Аня, за доброе пожелание.
- Что украшает человека? (Доброта, добрые поступки, добрые дела)
2) Воспитатель:
- Доброта... Что означает это слово? Александра Рабичева хочет нам помочь и объяснить значение этого слова.
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
- Какого человека можно назвать добрым?
(Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
3) Воспитатель:
- Ну что, посадим первое дерево Доброты?
- Чтобы выросло первое дерево Доброты , давайте попробуем вспомнить слова и словосочетания, в которых спряталось добро.
( Называют по одному слову , прикрепляют к стволу дерева светлые листики)
Добродетельный ( хороший), добродушный (ласковый), доброжелательный (дружественный), добропорядочный (честный), добросердечный (добрый), добросовестный (исполнительный), добродетель (хорошее дело), добрососедство, добротный (крепкий), доброго здоровья, добрый день, добрейший, доброта, доброго пути.
- Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
4) Воспитатель:
Как вы думаете, легко ли быть, по настоящему добрым? Действительно, научиться по настоящему быть добрым- трудно. Дорога к доброте нелёгкая, на ней человека ожидают зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Потомский Дмитрий расскажет об этом:
Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Дети, давайте споем песню о том, как не просто быть добрым.
Песня «Доброта», сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Пр.: Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Будет вертеться земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта, как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.
5) Воспитатель:
- Ну что посадим второе дерево - Дерево мудрости.
Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Давайте вспомним некоторые из них.Соединим начало и конец пословицы.
Кто любит добрые дела, (тому и жизнь мила) - Минаков Егор
Делай другим добро – (будешь и сам без беды) - Бородина Анна
Доброта… (лучше красоты) – Каспрук Михаил
На добрый привет... (добрый ответ) – Федотов Максим
Про доброе дело... (говори смело) – Власенко Алена
Жизнь дана на... (добрые дела) – Рабичева Александра
Не одежда красит человека, (а его добрые дела) – Мильченко Евгения
Не ищи красоты – (ищи доброты) – Потомская Елизавета
Доброе дело… (два века живет) – Мельник Данил
Добро творить – (себя веселить) – Белоус Алена
Добрые слова (дороже богатства) – Потомский Дмитрий
Красота до вечера, (а доброта на век) – Минаков Владимир
(Прикрепляем темные листики к дереву).
6) Воспитатель: третье дерево "Улыбка доброты"
- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?
-Я думаю вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой.
- Ребята т к нам в гости пришла улыбка.. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я с ней дружу. И хочу, чтоб вы с ней подружились. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться,передать улыбку соседу. Не забудьте про гостей. А дальше мы создаем дерево Улыбок. - Приклеиваем улыбки к дереву.
Физминутка "Капитан Краб".
- Ребята, мы с вами уже посадили 3 дерева, вы немного устали, делая добрые дела, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть.
https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U
7) Воспитатель: четвертое дерево "Доброе сердце"
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят «Доброе слово и кошке приятно».
Елизавета Потомская подготовила стихотворение М. Садовского «Доброе сердце».
( в руках у девочки игрушка-щенок)
Я как-то в дом принесла щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж, сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка...
Я во дворе нашла потом
Котёнка чуть живого,
Его я тоже в дом взяла,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка...
Я под гнездом нашла птенца,
Над ним вороны вились,
Спрятала я сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка...
Однажды я принёсла ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут -
В квартире так чудесно,
А если потеснится, тут
И нам найдётся место.
- Вот какие добрые люди живут в этой семье.
-Возьмите частичку своего сердечка и вырастите дерево Добрых сердец.
Воспитатель: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения – бессердечные и злые. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
- А давайте поиграем в игру "Добрые слова". Вы должны передать игрушку своему соседу, улыбнуться и сказать доброе слово. Не забудьте про гостей.
8) Воспитатель:
- В нашем саду появилось солнце, но оно нам не улыбается. Его окружают плохие слова.
- Сейчас мы сделаем так, чтобы плохих слов вообще не было. Заменим плохие слова на добрые.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением солнца. На его лучах за-креплены «плохие слова»:
плохо хорошо- Каспрук Михаил
зло добро – Власенко Алена
война мир – Федотов Максим
ложь правда – Мильченко Евгения
жадность щедрость – Минаков Егор
грубость вежливость – Рабичева Александра
жестокость ласка – Минаков Владимир
Молодцы! Наш сад освещен добрыми словами, которые согревают наши сердца.
Воспитатель: Если солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь - согревают нас самих, как солнце.
8) Воспитатель: Я предлагаю вам посадить пятое дерево "Добрых поступков".
-А чтобы дерево выросло, надо вспомнить какой хороший, добрый поступок вы совершили или рассказать, что такое добро. И приклеить цветочек.
«Помогать людям и заботиться о них, не ожидая чего-то взамен;
пожелать доброго утра, уступить место в транспорте пожилому человеку,
не пройти мимо плачущего ребенка, не ответить на грубое слово,
поддержать человека, который попал в беду»
«Добро бывает разное. В больнице врач лечит людей и может делать им больно, но больные выздоравливают, и это добро».
«Добро – это помогать другу в трудную минуту, делиться едой, кормить бездомных людей и животных, уступать место бабушке или дедушке в транспорте, быть послушным. Если ты убираешь за собой игрушки, то это тоже добро».
«Добро – это помочь сестре сделать домашнее задание. Когда твой друг упал, плачет, ты должен помочь встать, отряхнуться, не смеяться. Не жадничать, если у кого-то нет еды, а у тебя есть, тогда нужно поделиться. Если насыпал корм птицам – это тоже добро. С куклой погулял – тоже для нее добро».
«Добро – это когда один человек помогает другому. Например, ученик забыл ручку, он попросил у другого, и тот ее дал. Вот это добро. А если у ученика ручка есть, и он не хочет давать ее – это не добро.
По внешнему виду нельзя определить добрый человек или злой, это можно определить только по поступкам. Вот если маленький ребенок дерется, это не означает, что он злой. Он же маленький!»
«Добро – это забота, ласка, ответственность, скромность. Добро – это уважение к другим и к труду других людей».
Рефлексия
– Вот видите, маленькие волшебники, как можно победить зло.
Сегодня мы с вами сделали так, чтобы листики и цветы добра выросли на дереве, а деревья выросли в Саду Добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
Сколько деревьев мы сегодня вырастили, какие, а главное, для чего?
(Для того, чтобы увидеть, что добрых дел много, их творить нелегко, но интересно, потому , что это приносит радость и удовольствие всем).
Сад мы с вами посадили, а остальные дела за вами в будущем.
Мильченко Евгения Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Минаков Егор Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Федотов Максим Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Власенко Алена Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
9) Воспитатель:
А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Желаю вам, ребята, вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми. Я хочу, чтобы в классе тоже были крепкие, сплоченные и дружные отношения.
Дари добро, что так необходимо.
Ему любой безмерно будет рад…
Не забывай, что наша жизнь взаимна
И всё к тебе вернётся во сто крат!
14