Урок-обобщение по теме: «Птицы»
Урок-обобщение по теме: «Птицы»
- Васейкина Елена Николаевна
- учитель биологии
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- Основная общеобразовательная школа №23 х. Красного
Цели и задачи урока :
- Цель: углубить и обобщить знания школьников по классу “Птицы”. Расширить представления учащихся о многообразии птиц,
- Задачи урока:
- Образовательная : обобщить и систематизировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц
- Развивающая : уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес.
- Воспитывающая : Воспитывать у учащихся любовь к природе и необходимость её охраны
Викторина
Какая наука изучает птиц?
Орнитология
- Самая маленькая птица в мире, в нашей местности?
Колибри, крапивник
Какова температура тела птицы зимой, а какая летом?
одинаковая: +40 - +42оС
- Как называется искусственная наседка?
инкубатор
- Отгадайте загадку: мать, отца не знаю, но часто называю. Детей звать не буду – чужим сбуду.
кукушка
- У какой птицы 2 пальца на ногах?
страус
Давайте вспомним
Назовите части пера
1
опахала
стержень
2
очин
3
Какие перья спрятаны
под цифрами
маховые
1
рулевые
2
кроющие
3
Мышца поднимающая крыло
(подключичная)нагрузка меньше,
поэтому она тоньше
1
2
Грудная мышца обеспечивает движение птицы во время полета вперед и движение вверх, поэтому она мощная из-за большой нагрузки
Почему эти мышцы (1,2) у птиц разные по толщине,
и какую роль они выполняют?
Как называются птенцы под цифрами 1 и 2? Расскажите о них и распределите правильно названия птиц, которые имеют таких птенцов
1
КУЛИК
ВОРОБЕЙ
МАНДАРИНКА
2
ПАВЛИН
ДЯТЕЛ
КУКУШКА
Какие приспособления к полету имеются у птиц в их строении ?
1
Строение тела
Дыхательная система
Выделительная система
Половая система
Нервная система
Кровеносная система
Скелет
2
3
4
5
6
7
Найдите соответствия
А. страусовые
Б. пингвины
В. дневные хищники
Г. водоплавающие
Д. птицы леса
Е. ночные хищники
Ж. насекомоядные
З. растительноядные
1. клест, 2. синица,
3. казуар, 4. орел,
5. лебедь, 6. дрозд
7. императорский пингвин
8. филин
А
3
Б
В
7
Г
4
Д
5
Е
6
Ж
8
З
2
1
Укажите соответствие видов птиц, мест их обитания и пищи .
Вид
Места обитания
1. Глухарь 2. Синица 3. Дятел 4. Утка 5. Гриф 6. Дрофа 7. Ястреб 8. Соловей 9. Овсянка
Пища
1. Водоемы и их берега 2. Заросли кустарника 3. Лес 4. Степи 5. Горы
1. Водные беспозвоночные 2. Насекомые 3. Почки и ягоды 4. Семена 5. Мелкие позвоночные животные 6. Падаль 7. Птицы
Ответы:
- 1–3–2,3; 6–4–2,5;
- 2–2,3–2,4; 7–3–7,5;
- 3–3–2,4; 8–2–2;
- 4–1–1; 9–2–4.
- 5–4,5–6;
Выпишите номера правильных суждений
.
1. Все птицы способны к полету. 2. Киль как вырост грудины способствует рассеканию воздуха при полете. 3. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы. 4. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад. 5. Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов. 6. Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый. 7. Крылья птицы и поднимаются, и опускаются благодаря действию больших грудных мышц. 8. Кожа птиц тонкая, сухая. 9. В кисти передней конечности у птиц – 5 пальцев. 10. Воздушные мешки птицы – часть их дыхательной системы. 11. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета. 12. Сердце у птиц четырехкамерное. 13. У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок. 14. Мочевой пузырь у птиц небольшой. 15. У самок птиц развит только один яичник. 16. Белок в яйце – одна из оболочек. 17. Все птицы строят гнезда. 18. Гнездование – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве. 19. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
( Ответы: 3, 4, 5, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 18.)
ребусы
РЕБУС
РЕБУС
ПЕЛИКАН
РЕБУС
РЕБУС
СТРИЖ
РЕБУС
РЕБУС
30
СКВОРЕЦ
РЕБУС
РЕБУС
40
ИВОЛГА
РЕБУС
РЕБУС
50
ПИНГВИН
Выпишите номера правильных суждений
.
1. Все птицы способны к полету. 2. Киль как вырост грудины способствует рассеканию воздуха при полете. 3. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы. 4. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад. 5. Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов. 6. Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый. 7. Крылья птицы и поднимаются, и опускаются благодаря действию больших грудных мышц. 8. Кожа птиц тонкая, сухая. 9. В кисти передней конечности у птиц – 5 пальцев. 10. Воздушные мешки птицы – часть их дыхательной системы. 11. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета. 12. Сердце у птиц четырехкамерное. 13. У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок. 14. Мочевой пузырь у птиц небольшой. 15. У самок птиц развит только один яичник. 16. Белок в яйце – одна из оболочек. 17. Все птицы строят гнезда. 18. Гнездование – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве. 19. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
( Ответы: 3, 4, 5, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 18.)
Памятники птицам
.
1. На подводной лодке были повреждены системы подъёма и связи. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасён. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в Англии в 1924 году. Птице был поставлен памятник.
ГОЛУБЬ
2. В осаждённом городе люди умирали от голода. Когда они на Крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе много продовольствия и снял осаду. Это произошло в Германии в XVI веке. Бла-годарные горожане поставили птице памятник.
ПЕТУХ
4. Этой птице поставили два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один – в США, штат Юта, другой – в Австралии. Эта птица спасла людей от голода.
ЧАЙКА
Памятники воробью
г.Ульм. Германия
г. Барановичи, Беларусь
г.Кемерово, Россия
Памятники птицам
Скульптура курицы в Осло
г.Минск. Беларусь
воробей в кампании с доброй торговкой семечками радует людей. Автор Олег Куприянов.
Памятники птицам
Скульптура Аисты в Новосибирске
Скульптура Совы в Воронеже
Скульптура журавль в Ишиме
Памятники птицам
Скульптура голуби в Киеве
Великобритания, Шотландия, Данди
Памятник пингвинам
«Каким скучным местом был бы мир без птиц!»
Спасибо за внимание!