Тема: «Обобщение знаний о правописании имен собственных»
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации
знаний учащихся по теме «Правописание имён собственных»,
способствовать развитию орфографической зоркости и внимания,
развивать навыки самоконтроля, способствовать формированию у уча-
щихся общеучебных навыков.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок русского языка!
ІІ. Минутка чистописания.
Ребята, я вам предлагаю разгадать ребусы.
(Имена детей: Вова, Витя, Вася)
Что зашифровано? (имена мальчиков)Посмотрите на эти слова, что у них общее? ( начинаются на букву В)
Догадались, какую букву будем сегодня писать на минутке чистописания?
А почему заглавную?
Запишите красиво и аккуратно букву В и слова:
В В Вова Витя Вася Волга Вологда
А почему два последних слова мы написали с заглавной буквы?
ІІІ. Актуализация знаний.
Какие имена собственные знаете? Как надо правильно писать имена собственные?
( Заранее подготовленные ребята выходят к доске и рассказывают):
Имена: Андрей, Иван, Клички: Барсик и Пушок,
Дядя Коля, дед Степан, Мурзик, Шарик и Дружок.
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина. Города: Москва, Казань,
Тула, Харьков и Рязань.
Все фамилии: Петров, Вашингтон, Париж, Ханой -
Николаев, Снегирёв. Пишутся с буквы большой.
ІV. Тема урока.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Поставьте цель урока.
Да, мы будем сегодня обобщать знания об употреблении большой буквы в именах собственных.
Нарисуйте «волшебную линеечку» и покажите ваш уровень знаний по теме.
( линеечка Дембо-Рубинштейна)
V. Работа по закреплению и обобщению знаний.
1) Словарная работа.
Составьте из букв два словарных слова:
М Р Х Ш (мороз, хорошо)
З
О О О О О
Что означает слово «мороз»?( Это холод, очень холодная погода)
В каких значениях может употребляться слово «хорошо»?( Оценка поведения,
поступков, когда с кем-то соглашаются, оценка 4-хорошо).
Что заметили в этих словах? (сочетание –оро-)
Запишите правильно слова, поставьте ударение, выделите зеленым цветом
безударные гласные.
Придумайте предложения с этими словами.
2) Запишите: Хорошо в мороз на улице!
Какое это предложение по интонации?( восклицательное).
Подберите однокоренные слова к слову « мороз» и запишите их, выделите
корень.
( морозный , заморозить, морозильник, Морозко)
Ребята, с какой буквы вы написали слово «мороз»? А «Морозко»?
(сказочный персонаж из сказки «Морозко»)
Кто написал эту сказку?(русская народная сказка)
А есть ли авторская сказка, похожая на эту сказку? (В.Одоевский «Мороз
Иванович»)
Почему слово «Мороз» записано с большой буквы? (имя) Иванович-отчество
Сделаем вывод, в каких случаях пишется заглавная буква ещё?
(имена, фамилии, отчества людей, имена сказочных героев)
Знаете ли вы сказочных героев?
Загадки:
Человечек деревянный А эта дружила с самим Буратино,
На земле и под водой Зовут ее просто, ребята, — …
Ищет ключик золотой. ( Мальвина)
(Буратино)
Запишите их имена. С какой буквы будете писать?
Из какой сказки эти герои? Кто автор?( Алексей Толстой) Запишите его имя,
фамилию.
Мальвина задала задание Буратино. Он не может справиться с ним. Поможем
Буратино?(Зрительно-слуховой диктант)
На доске:
У малышки (Г, г) руш… в корзине ( Г,г)руш… .
(Д,д)енис (С,с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов.
Физкультминутка.
(Учитель называет слова, а дети приседают, если слово обозначает имя
собственное, стоят на месте с поднятыми руками).
пилот, Андрей, Семёнова, ученица, собака Жучка, Бурёнка, корова, Рос-
сия, Енисей, река, город Пермь, озеро Байкал, Германия.
Работа в зонах.
Перед выполнением работы дети оценивают свои возможности
(качественная оценка : + -справился хорошо +- справился ?-затрудняюсь
- не справился)
Зона достижений.
Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти словосочетания?
(Л,л)ебедь (Ч,ч)ао, (Л,л)исонька (А,а)лиса, (Б,б)ык (Г,г)аврюша, (В,в)оробей
(С,с)орванец, (О,о)слик (И,и)а, (К,к)ошка (П,п)ушинка, (В,в)орона (К,к)аркуша,
(В,в)олк (Т,т)омс, (С,с)обака (Д,д)ружок, (П,п)етух (К,к)рикун.
Напишите группы словосочетаний, раскрывая скобки. Подчеркните орфограммы.
Зона сомнений.
Прочитай стихотворение. Спиши , раскрывая скобки. Подчеркни заглавную букву
в словах.
Возвращаясь под вечер с (П,п)оля,
Потеряла (С,с)ерёжку (П,п)оля.
Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя (С,с)ерёжка!
6) Проверка работы по образцу.
7) Оценивание работы.(1балл-1слово)
Оценка ставится в таблице.
VІ. Итог урока.
Какую цель ставили? Достигли? Чему научились?
А ещё мы определили свои достижения. Как себя ощущаете?