СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Образование и наука"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории 5 класс "В афинских школах и гимнасиях"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Образование и наука"»

Расставить парты, закрыть название темы из магнитов белой бумагой, проверить звук ПК, разложить рабочие листы, надпись «нк, брзвн»

Технологическая карта урока истории

Класс

5 «Б»

Ф.И.О.

Здюмаева Елизавета Юрьевна

Тема урока

Образование и наука в Древней Греции (Афинах)

Тип урока

Урок открытия новых знаний, урок-путешествие

Цель урока

Изучить особенности образования и науки в афинских школах и гимнасиях; сравнить древнегреческую школу с современным образованием, познакомить учащихся с древнегреческими философами и их учениями.

Задачи урока:


образовательные:

Способствовать развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их.

развивающие:

Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.

воспитательные:

Способствовать воспитанию уважительного отношения к образованию; развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Планируемые результаты:


Предметные

Учащиеся должны: уметь анализировать данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах и выяснить особенности образования в Древней Греции;

Усвоить понятия «педагог», «стиль», «красноречие», «палестра»…

Метапредметные


Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, заполнять сравнительную таблицу, схему.


Личностные


Формирование у учащихся умения определять свою позицию, объяснять своё мнение,

мотивации к изучению истории, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности, понять, оценить значение и ценность образования в жизни афинского гражданина в прошлом и ценность образования для современного человека.

Методы обучения

Наглядные (демонстрация таблиц, иллюстрации, презентация), словесный (рассказ), практические (работа по карточкам, с текстом учебника, рабочим листам).

Технология

Проблемное обучение;

Формы работы учащихся: 

Индивидуальная, групповая


Оборудование

Учебник, рабочие листы, таблицы, мультимедийная установка, презентация, греческий алфавит и цифры, текстовый материал+ «Жалоба матери…», восковые таблички и стиль, закладки, магниты буквы


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент. Мотивация

( 1 мин)

Слайд 1

-Ребята, добрый день. Рада вас видеть, садитесь, пожалуйста. Сегодня я ваш учитель истории. Меня зовут Здюмаева Елизавета Юрьевна. Я учитель Мамлейской основной школы.

Эмоциональный настрой на урок. Давайте создадим друг другу хорошее настроение и улыбнемся. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! Я желаю вам плодотворно потрудиться!

Приветствуют учителя. Садятся на свои места, проверка готовности к уроку

II.Актуализация знаний.

(3-4 мин)






























Слайд 2

- В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Нашу с вами игру, мы назовём «Историческая разминка». Кто готов дать ответ-поднимает руку

-Молодцы, ребята! Но, чтобы ответить на все ваши вопросы, нам необходимо повернуть колесо истории и отправиться в далекое прошлое.

-Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве. Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.



















отвечают на вопросы












III. Постановка учебной задачи

( 2 мин)


















IV.

Изучение нового материала

(5 мин)














































































V. Первичное усвоение новых знаний.

(15-18 мин)


Этап урока: выявление причины затруднения Этап урока: построение проекта выхода из затруднения
















































Этап урока: реализация построенного проекта












Этап урока: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии















Этап урока: первичное закрепление во внешней речи.
















































Этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по образцу



































































































VI.


Физкульт.минутка

( 2 мин)

































































Этап урока: включение в систему знаний и повторение











VII. Заключительный этап

( 2 мин)









VIII


Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание

( 2 мин)
















Сегодня я вам предлагаю прочитать высказывания Великого греческого философа и ученого Платона (слайд 3).

Эпиграф…

-Ой, у нас пропало слово. Давайте попробуем его восстановить. Ваши версии?

-Вы абсолютно правы, древнегреческий философ говорит об образовании. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Верно, мы сегодня поговорим об образовании.

- Я узнала, что мама одного из учеников жалуется на своего сына и даже написала об это жалобу. Давайте мы ее прочитаем. (Я на листке)

Слайд 4 текст

-Как вы думаете, об образовании в какой школе говорилось в данном отрывке?

-Поговорим сегодня об образовании в Афинах. Но разве только в Афинах есть система образования, а в современном обществе есть?

-Молодцы! Так, о чем же мы будем говорить на уроке?

-Отлично! Я предлагаю вам отправиться в образовательное путешествие.

-Для начала отправимся на озеро «Образование» и узнаем типы островов Слайд 5

В Греции было несколько типов учебных заведений (островов). Это:

А какие учебные заведения есть в наше время?

-Зная про типы учебных заведений, можем ли мы сейчас сравнить учебные заведения и систему образования Древней Греции и современного мира?

- Если ответ «да», то можем ли мы сравнить всю систему образования? Знаем ли мы, как велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование?

-Почему мы не можем это сделать?

-Какова же цель нашего урока?





- Какая тема нашего урока?

(Открываю тему урока на доске)

-На партах у вас лежат рабочие листы. Заполните в пустое окошко тему урока: Параграф 38 (40) «В афинских школах и гимнасиях» (слайд 6).

-Главная задача греческой культуры воспитать всесторонне развитого человека.

Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”?

- Молодцы. Греки считали, что каждый человек должен развиваться умственно, физически и нравственно.

Слайд 7 план урока

В Греции было несколько типов учебных заведений. А какие учебные заведения знаете вы?

Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем, какими они были и чему в них учили.

-Отлично, а записать я вам предлагаю в форме таблицы сравнений в рабочих листах (слайд 7).

Отличительные черты
Древнегреческая
система образования
Современная
система образования






-Что же могло помешать получить образование? Давайте обратимся снова к документу с жалобой мамы с 197 учебника.

Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этой жалобы?

-Молодцы! Заполняем таблицу сравнений

-Ребята, прочитайте п.1 §38 (40). Стр.193 Музыка, Слайд 9

-Ребята, с какого возраста начиналось обучение в Древней Греции?

-Кто мог учиться в школе?

-Кого называли педагогами и каковы были их обязанности?

- Кого называют педагогом в наши дни?

-Молодцы, ребята! Обучение в Древней Греции начиналось с 7 лет. Слайд 10

Педагог - это раб, который сопровождал ребенка в школу. Слайд 11

Относились к нему уважительно, так как он отвечал за жизнь ребенка. Как правило, рабы были из других стран. В наши дни педагогом называют учителя работающего в школе.

В школах могли учиться все дети (мальчики), чьи родители были свободными гражданами Афин.

Представьте, что вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Слайд 12

Занятия в школе проходили по нескольким предметам: чтение, счет, письмо, пение, игра на музыкальных инструментах, рисование.

Слайд 13

Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат передо мной. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать.

-А с чего мы начнем обучение?

Конечно же, со знакомства с Греческим алфавитом.

Вспомните, когда и где появился алфавит? Каким недостатком он обладал? Слайд 14

-Молодцы. В X в. до н.э. финикийцы, жившие на Восточном побережье Средиземного моря создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв.

На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит.

Давайте сравним греческий и финикийский алфавиты. В чем между ними разница?

Обращаем внимание на доску

На доске лист НК

Вывод: греческая система письма была более простой. Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков.

-Ребята, вспомните, на каких материалах писали люди в древности?

-Греки писали на деревянных досках, которые натирались воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером. Слайд 15

На парту детям положить лист с греческим алфавитом, дощечки и стиль.

-Ребята, перед вами лежит греческий алфавит. Попробуем написать слово мама и папа на дощечках с помощью стиля.

Слайд 16

Мама” – по – гречески (матер). (ми, альфа, тау, эта, ро)

По-гречески “папа” (патер)

-Ребята, скажите, чем удобнее писать: мелом и шариковой ручкой или стилем на восковой доске?

Проверяю выполнение задания.

-Урок грамматики подошел к концу. Мы научились немного писать и читать по-гречески.

Теперь начнем учиться считать.

Слайд 17

Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить и счет, потому что наши буквы могут быть и цифрами. (раздаю листы с алфавитом)

-Ребята, обратите внимание, остались только прописные буквы. Над ними поставлен специальный значок. Буквами обозначены единицы, десятки и сотни. Арифметические знаки у греков были такие же, как у нас

Сейчас вам надо решить задачу и записать ответ греческими числами в рабочем листе

Учитель читает условие задачи:

Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?

-Сравните свой ответ с образцом на экране.

Слайд 17 по щелчку выйдет ответ

- Ребята, вы молодцы! Давайте вернемся к таблице и запишем важное различие в образовании, которое вы заметили в нашей задачи.

- Занятие по счету закончено, следующее занятие чтение.

Слайд 18

- В школах греческие мальчики изучали также поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм. Ребята, а какие древнегреческие поэмы вам известны? Назовите их авторов.

-Сейчас прошу вас объединиться в группы по 4 человека, т.е. учащиеся первых парт разворачиваются к учащимся вторых парт.

Задание. Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки, которые я вам дам, напишите букву на листе с правильным ответом.

(раздаю тексты).

Слад 18 с текстом

-Кто готов ответить, поднимите руку.

-Проверим ваши ответы Слайд 18

Слайд 19 физкультминутка

-Ребята, прошу вас выйти ко мне и образовать круг. Давайте немного подвигаемся и выполним танцевальные движения под греческую музыку.

Ну, вот и отдохнули. Присаживайтесь. Теперь, с новыми атлетическими силами продолжим нашу работу дальше. Путешествие в школу закончилось, наш путь лежит в палестру. Слайд 20

Палестра (“пале” - борьба) – гимнастическая школа в Древней Греции, в которой обучались мальчики с 12 лет пятиборью: бегу, борьбе, прыжкам, метаниию копья и диска.

Слайд 21

Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета Слайд 22

- В образовании нуждаются не только дети, но и взрослые.

Давайте отправимся в лабиринт знаний и узнаем, как учили взрослых в Древней Греции.

Взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. В гимнасиях обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!

Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые. Слайд 23

Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Аристарх – догадался о вращении Земли; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле

-На какое слово похоже слово гимнасия?

-Давайте допишем, что мы нового узнали о системе образования и сравним ее с современной Слайд 24

-Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог нашего путешествия. Вы уже многое узнали и повторили, сделали письменные и устные задания, заполнили таблицу.

-Активно работали на уроке…(имя)

Слайд 25

_Я хочу, чтобы дома вы выполнили творческое задание и написали свое имя на греческом языке в рабочий лист. Вам нужно выучить параграф 38 (40), желающие могут посмотреть видеоролик и выполнить проверочный тест, отсканировав QR код. Слайд 26

- Ребята, у вас на парте лежат карточки: красные и желтые ладошки. Если вам урок понравился и вы считаете, что усвоили материал, то поднимите желтые, если считаете, что-то не понятно и урок не понравился, то красные карточки. Покажите их жюри.

Благодарю вас за урок! Желаю успехов учебе. Хочу подарить вам на память об уроке тематические закладки. Деревянные восковые таблички можете тоже взять с собой. Всего хорошего!





Читают с экрана







Урок, наука, образование.







отвечают













Платной, древней, греческой, афинской.



Есть.



Мы будем говорить об образовании в Афинах и о современном образовании. Будем сравнивать их между собой













Школа, лицей, гимназия, институт



Да, мы знаем о видах учебных заведений.





Нет (возникли затруднения).



Еще не изучали, недостаточно владеем информацией о системе образования Древней Греции

Сравнить современную и древнегреческую систему образования.

Система образования в афинских школах и гимнасиях.



Записывают тему







Ответы детей













Ответы детей











учащиеся работают в рл

















Недоступность образования, платное, только для мальчиков, образование в Древней Греции не всем было доступно.







С 7 лет

-мальчики, дети богатых, в основном

Раб, человек с увечьями. Сопровождал ребенка, воспитывал.

Лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой.







Обучение было платным, в школе для письма использовали специальные дощечки, покрытые воском.













































Дети отвечают





Дети отвечают

















В греческом алфавите есть гласные













(Камень, глина, береста, папирус, пергамент, бумага)





























Учащиеся работают на дощечках





Дети отвечают



























































Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв–цифр.

Учащиеся сравнивают решение задачи, изображенное на экране со своими записями



В Греции было физическое наказание, в современной его нет










Гомер «Илиада», «Одиссея»

















Определяют автора и название поэм





1а 2 б 3а

отвечают








танцуют







































































Гимназия



Учащиеся вспоминают все, что изучили на уроке.