Тема урока: «Личность и общество. Духовная культура».
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: Создать условия для обобщение и систематизация знаний учащихся по темам: «Личность и общество. Духовная культура».
Методы и формы обучения: словесный, практический
Основные понятия и термины по теме урока: индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, наука, религия, Свобода совести, мораль, долг, совесть, моральный выбор, общественный долг, духовная сфера, общественные отношения, социальные нормы.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; ориентация на выполнение моральных норм.
Предметные: относительно целостное представление об обществе и человеке, о духовной сфере жизни общества; знание ключевых понятий; умение давать оценку процессам с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей
Организационная структура урока.
Организационный момент. Подготовка класса к работе. Эмоциональный настрой на урок.
Сообщение темы и целей урока.(Запись на классной доске). Учитель предлагает учащимся сформулировать задачи урока. (Демонстрация СЛАЙДОВ №1 и №2)
Закрепление знаний и способов действий.
1) Понятийный диктант (СЛАЙД №3)
2) Работа над понятиями «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ИНДИВИД». «ЛИЧНОСТЬ». ( СЛАЙД №4 и №5)
Вопрос. Какие признаки характеризуют человека как а) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ и как
б) ЛИЧНОСТЬ»
3) Учитель читает «Притча о принятии себя» (стр.9). Беседа по вопросам (СЛАЙД №6)
4) Самостоятельная работа с текстом: (СЛАЙД №7)
Задание:
( развития) личности и привести примеры
Часть2
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества. (СЛАЙД №8)
1. Назовите основные сферы жизнедеятельности общества
2. Начертите схему основных сфер жизни общества
3.Объясните их взаимосвязь на примерах из жизни
4. Выполните тестовые задания и проверьте себя (работа в парах)
Тесты.
А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) политическую организацию данной страны
2) социальную организацию данной страны
3) танцевальный коллектив
4) часть материального мира
А2. В широком смысле под обществом надо понимать
1) всё человечество
2) рабовладельческое общество
3) спортивный коллектив
4) население страны
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого – либо действия.
Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов
2) наличие сознания
3) способность к воспроизводству
4) приспособляемость к окружающим условиям
А5. Что свойственно и человеку и животному?
1) наличие инстинктов и рефлексов
2) целенаправленная деятельность
3) наличие членораздельной речи
4) способность к коллективной деятельности
А6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.
Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?
1) предвыборная компания
2) создание произведений искусства
3) научное открытие
4) создание материальных благ
А8. К политической сфере общества относятся отношения между
1) инспектором ГИБДД и водителем
2) кандидатом в депутаты и его избирателями
3) тренером и его командой
4) продавцом и покупателем в магазине
А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?
1) традиционному
2) индустриальному
3) постиндустриальному
4) информационному
А11. Верны ли суждения о типах общества?
А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.
Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?
1) индустриализация
2) деградация
3) милитаризация
4) глобализация
А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?
1) повышение роли образования в жизни человека
2) усовершенствование технологии
3) увеличение продолжительности жизни человека
4) распространение алкоголизма и наркомании
А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как
1) индивида 2) индивидуальность 3) субъекта 4) личность
Определите ступени развития общества. (СЛАЙДЫ № 10 и 11)
Часть3
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (СЛАЙД №12)
Работа с документом . Д.С. Лихачев «Декларация прав культуры»( стр.20-23)
Вопросы к документу: (СЛАЙД №13)
1.Что, согласно Декларации , мы относим к духовной культуре?
2.На чём должна строиться государственная политика в области культуры?
3.Кто следит за сохранением культурных ценностей?
2. Работа в группах по карточкам ( Стр.26-27) (СЛАЙД№14)
В чём основной смысл текста?
2. Может ли зло быть похожим на добро?
3.Может ли добро существовать без понятий зла?
4. Может ли человек с лёгкостью отделить добро от зла?
5. Почему говорят, что «зло многолико», а «добро должно быть с кулаками»?
Притча о совести.(стр.30) (СЛАЙД №15)
1.Зачем учитель придумал такое испытание для своих учеников?
2.Какой урок он преподал ученикам?
3.Почему лицо учителя просиял, когда ученик отказался ему помочь?
Моральный выбор –это ответственность. Притча о бабочке.(стр.34) (СЛАЙД № 16)
Вопросы к тексту: (СЛАЙД №17)
1. Что значит свобода выбора в понимании мудреца ?
2. Понимали ли его ученики смысл выбора, когда хотели перехитрить мудреца?
3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?
5. Рубрика «Ситуация». Работа с материалами учебника, стр54.(СЛАЙД №18)
6. Обобщающая беседа.
1.Что ещё включает в себя сфера духовной культуры?
2.В чём заключается взаимосвязь науки и образования?
3. Определите « золотое правило морали».
4. О человеке говорят: «Он яркая личность!» Назовите, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки? Можно ли данную характеристику отнести к ученым на слайде №18?
7.Итоги урока. Рефлекия.
Какую новую информацию получили? Что особенно запомнилось и понравилось? Считаете ли вы ведения, полученные на уроке, полезными и ценными для себя?