СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания по теме "Межличностные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания, направленный на формирование основ культуры межличностного общения. Урок разработан с помощью инструментов ОТСМ-ТРИЗ.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме "Межличностные отношения"»

Тема урока «Межличностные отношения»

(Урок обществознания в 8 классе.)

Цель урока: выявить особенности межличностных отношений, познакомиться с многообразием форм межличностного взаимодействия людей.

Способствовать: формированию умения выполнять логические операции и приемы: сравнивать, классифицировать, проводить аналогии; развитию исследовательского мышления.

Создать условия для формирования основ культуры межличностного общения.

Опережающее домашнее задание ученикам: внесите свой вклад в копилку, принести две фотографии человека, интересного вам своей деятельностью: творческой, научной, спортивной, производственной, преподавательской и.т.д. Одна фотография должна быть подросткового возраста, а вторая - зрелого возраста.

Урок начинается с демонстрации копилки «Подростки».

Пример копилки «Подростки»:


Учитель: На слайде вы идете галерею фотографий разных людей, приблизительно вашего возраста. Есть старая пословица «Людей встречают по одежке, а провожают по уму». Вот и вам сейчас надо будет выбрать для себя 1-3 человек, привлекших ваше внимание своей внешностью «в друзья». Обозначите у себя в тетради номера, под которыми они представлены. Это необычная галерея, здесь собраны люди разных категорий. Выскажите свое мнение, поэтому поводу.

Ученики: Исходя из предварительного задания здесь представлены детские фотографии людей, которые чего-то в жизни добились в разных областях деятельности, и поэтому стали интересны современным подросткам. Их можно будет классифицировать по разным видам деятельности.

Учитель: Совершенно верно. Но нас сегодня интересует другая классификация. Есть еще версии?

Ученики: Да, здесь представлены фотографии людей, которых мы узнали, и людей нам неизвестных.

Учитель: А кого вы узнали? (В каждом классе узнают разных представленных на детских фотографиях известных людей). Интересно, был ли ваш выбор «друзей» связан с их популярностью? Я это узнаю, сыграв с вами в игру «Мои друзья». Я беру себе в друзья того, кто выбрал себе «в друзья» людей ему совершенно не известных, полагаясь только на чувство симпатии. (Ученики поднимают руки, их количество записывается на доске под надписью «Друзья «А».) Я беру себе «в друзья» тех, кто выбрал только известных ему людей. (Число фиксируется на доске под надписью «Друзья «Б»). И наконец, я беру себе в друзья тех, кто выбрал ему известных и не известных людей. (Число фиксируется на доске под надписью «Друзья «В»). Далее по желанию ученики объясняют свой выбор.

Учитель: А теперь эти же люди, под этими же номерами предстанут перед вами в копилки «Взрослые».

(Примечание: в состав представленных примерных копилок вошли только фотографии популярных личностей, взятые на сайте http://images.yandex.ru/y, их можно использовать на уроках по теме «Межличностные отношения» в любом классе, а фото из личных архивов индивидуальны для каждого класса..)

Скажите, кого больше в копилке, вам знакомых, или не знакомых людей.

Учащиеся: Знакомых. (Среди незнакомых обычно оказываются люди на фотографиях из личных архивов, но их, как правило, не много).

Учитель предлагает провести мини-исследование, и сравнить, какая категория «друзей» победила и почему. Варианты ответов учеников: Победила категория « Друзья «А», потому, что большая часть класса не приняла участие в сборе копилки и ученики полагались только на чувство симпатии в восприятии внешности человека. Возможно, ученики не имеют способности соотносить внешний вид одного и того же человека представленного в разные годы его жизни, даже если он им хорошо известен. 2. Победила категория «Друзья «Б», выбор пал в основном на тех людей, которых внесли в копилку их же выбравшие ученики. Или, у большего класса учеников развита способность узнавать взрослых людей по детским фотографиям, и они в выборе руководствовались не чувством симпатии по отношению к внешности, а тем статусом или заслугами, которыми обладают эти люди.

Итак, вторая копилка открыла нам тайну, оказалось, что на фотографиях больше знакомых вам людей, чем вы думали раньше. Скажите, кто готов изменить свой первоначальный выбор «друзей»? Почему вы приняли это решение? (Кто-то отказывается от ранее выбранных «друзей», потому что им не нравится их творчество, или жизненная позиция. А кто-то, наоборот, дополняет список друзей.)

Учитель: большая часть людей с фотографий вам знакома, потому что это популярные люди, вы их видели по телевизору, читали о них. Это первый уровень знакомства «знаю в лицо», узнаю» Есть еще два уровня: «приветствую», «приветствую и разговариваю на общие темы».

Как вы думаете, знакомых вам на фотографиях людей можно считать вашими приятелями? Ведь многие из них оказались вам приятны, т.е. симпатичны?

Ученики: Большую часть нет. Потому что, мы их знаем, а они нас – нет, и даже если они нам приятны, мы не можем с ними поговорить, у нас нет личного контакта, взаимоотношений.

Учитель: Совершенно верно, с большей частью этих людей у вас нет межличностных отношений, потому что вы их просто знаете, так как они известны своей деятельностью. А вот межличностные отношения характеризуются словом «взаимо»- взаимосвязь, взаимодействие, взаимовомприятие.

Продолжаю игру «Мои друзья». Я беру себе в друзья тех, чьи приятели или знакомые «третьего уровня» есть на фотографиях, другими словами, я беру себе в друзья, тех, у кого, хотя бы с одним из представленных на фотографиях людей есть межличностные отношения. Прошу представить ваших приятелей и знакомых.

Учитель: А кто такие товарищи? Если не знаете, то ответ можно найти в учебнике (стр.66).

Ученики: Это отношения, основанные на деловых связях.

Есть ли в копилке ваши товарищи? Нет. А может такое произойти в реальной жизни, что кто ни будь из представленных людей, станет вашим товарищем?

Ученики: Да, если мы будем заниматься похожим видом деятельности, достигнем высокого уровня профессионализма, по благоприятному стечению обстоятельств попадем в одну команду с кем ни будь из этих людей и т.д.

Самым высоким уровнем отношений между людьми является дружба. Как вы думаете почему на доске все выбранные вами люди записаны под словами «Друзья» взятых в кавычки?

Учащиеся: Слово «Друзья» написано в ковычках поттоВ настоящие друзья так не выбирают. Друг-это очень серьезно. И если знакомых и приятелей может быть много, то друзей много не бывает.

Учитель: Итак, ели известные нам формы межличностных отношений представить в виде лестницы, то это будет выглядеть так:










Учитель: Предлагаю вам разделиться на группы и доработать начатый мной Паспорт Межличностных отношений.

Элемент мира

Межличностные отношения

Имя признака

Значение признака

???

Знакомство, приятельство, товарищество, дружба

Характер личного контакта

???

Число субъектов отношений

???

Зависимость от личного выбора

???

Роль личных чувств

???

???

1,2,3.4

Пример Паспорта Межличностных отношений

Элемент мира

Межличностные отношения

Имя признака

Значение признака

Формы межличностных отношений

Знакомство, приятельство, товарищество, дружба

Характер личного контакта

Постоянный, временный, значимый, поверхностный, доверительный…

Количество субъектов отношений

Большое,

достаточно большое,

ограничено видом деятельности,

маленькое.

Зависимость от личного выбора

Значительная, не значительная (большая, маленькая)

Роль личных чувств

Существенная, несущественная

Уровни межличностных отношений

1,2,3.4


Учитель: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

1.Вы спросите:- Какой характер личного контакта? Я отвечу: Временный. Вы спросите:- Каково количество субъектов межличностных отношений? Я отвечу: Достаточно большое. Вы спросите:- Какова зависимость от личного выбора? Я отвечу: Значительная. Вы спросите: Какую роль играют личные чувства? Я отвечу: Существенную. Скажите, о какой форме межличностных отношений идет речь? Речь идет о приятельских отношениях.

Домашнее задание: составьте по аналогии используя составленный вами Паспорт Межличностных отношений, загадки о других формах межличностных отношений.


Литература:

1.Обществознание 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2010.

2.http://images.yandex.ru/y