СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требованиям ФГОС. На уроке учащиеся знакомятся с заглавными буквами Ц и Щ, буквосочетаниями ща, щу.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу."»

Урок обучения грамоте, «Школа 2100».

Тема: Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу.

Цель: 1) Познакомить детей с заглавными буквами Ц и Щ, сочетаниями ща, щу;

2) совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

3) развивать речь, логическое мышление через сравнение, группирование, выделение основной мысли;

4) формировать навыки самоконтроля и самооценки; умение работать в паре;

5) расширять читательский опыт через знакомство с новым произведением.


Оборудование: предметные картинки, раздаточный материал (карточки со слогами для индивидуальной работы и работы в парах), модели «звуковичков».

План урока.


  1. Организационный момент - 3мин.

  2. Формулировка темы и целей урока, изучение нового материала - 18 мин.

  1. Знакомство с заглавными буквами Ц и Щ - 3 мин.

  2. Изучение орфограмм ща, щу - 15мин.

3. Первичное закрепление - 7 мин.

а) Индивидуальная работа - 2 мин.

б) Фронтальная работа - 2 мин.

в) Работа в парах - 3 мин.

4.Закрепление изученного, упражнение в чтении - 14 мин.

1) Высказывание предположений - 1 мин.

2) Чтение молча, проверка предположений. Чтение вслух с вопросами походу чтения - 10 мин.

3) Чтение стихотворения О. Григорьева «Повар» - 3 мин.

5. Итог урока - 2 мин.

6. Д./з. - 1 мин.


Ход урока.


  1. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. ( 3мин)


К нам на урок сегодня пришло много гостей. Поздоровайтесь с ними.

Ещё одного гостя, который будет у нас на уроке, вы должны угадать: (Формирование положительной мотивации к обучению - личностные УУД)


Он, конечно, самый главный

Озорник-шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

Догадались? Это – Незнайка.


Вчера в школе он очень старался писать буквы. Давайте посмотрим, что из этого получилось. Проверьте, всё ли верно он записал. Исправьте ошибки. (Оценивание правильности выполнения действий - регулятивные УУД)






Я надеюсь, что у нас в классе нет таких «Незнаек». А кто из вас знает название города, в котором живёт Незнайка и другие Коротышки? Этот город называется Цветочный город.

Ребята, как вы думаете, что должен знать Незнайка, чтобы правильно написать название своего города? (Как пишется заглавная буква Ц)


  1. Формулировка темы и целей урока, изучение нового материала.

1) Знакомство с заглавными буквами Ц и Щ. (3 мин)


Кто догадался, что мы будем изучать сегодня на уроке?

(Заглавную букву Ц). (Определение цели выполнения задания - Р УУД)

Верно, мы сегодня познакомимся с заглавными буквами Ц и Щ.

Внимательно посмотрите на печатные буквы Ц и Щ и скажите, чем они похожи и чем отличаются. (Сравнение предметов - познавательные УУД)

Кто скажет, для чего они нам нужны? ( Чтобы записывать имена собственные).

Почитайте запись на доске:

Царицыно, Щербинка, Щёлково, Царёв.

Что обозначают эти слова? (Это названия городов, Царёв – артист Малого театра).

У кого из детей нашего класса фамилия начинается на одну из этих букв? (Цыбульченко). (Участие в жизненных ситуациях - коммуникативные УУД)

Молодцы. С чем ещё мы познакомимся на уроке, вы сможете определить, выполнив следующее задание.


2) Изучение орфограмм ща, щу. (15мин)


У меня для вас приготовлены ещё загадки. Слушайте внимательно:

Окуню, малёчку – мука,

Если рядом рыщет… (щука).

Составьте звуковую схему слова щука. ( 1 ученик у доски с комментированием)

Теперь запишите это слово буквами (2 человека записывают у доски: щука, щюка).


Следующая загадка:

По лесу волки рыщут,

Они себе ищут… (пищу).

Составьте звуковую схему слова пища. ( 1 ученик у доски с комментированием)

Теперь запишите это слово буквами (2 человека записывают у доски: пищя, пища). (Использование знаково-символических средств - П УУД)


Постановка проблемы.

Посмотрите внимательно на записи и скажите, почему одно и то же слово написано по-разному? Как вы думаете, кто из них прав? Почему мнения разделились? Наверное, потом что мы чего-то не знаем? (Не знаем, как правильно писать сочетания ща, щу).

Сегодня на уроке нам нужно найти правильный вариант написания таких слогов и сформулировать новое правило.

Давайте проанализируем. Что вам известно про звук (щ)? (Он согласный, всегда мягкий). Какой ещё согласный звук бывает всегда мягким? (Звук «ч»). Какое правило со звуком «ч» вам уже известно? (Ча пиши с А, чу пиши с У). Можно ли применить это правило к букве щ? (Да, так как она тоже всегда мягкая). (Обобщение и выведение общности - П УУД)

Чтобы в этом убедиться, откройте учебник и внимательно прочитайте слова, которые даны на с.138. Наши предположения оправдались? (Да).

Сформулируйте правило для правописания слогов с буквой щ. (Ща пиши с А, щу пиши с У).


Физминутка.


3. Первичное закрепление. (7 мин)

а) Индивидуальная работа.(2 мин)

На карточках со слогами найдите и подчеркните те слоги, где есть сочетания ща или щу. Посчитайте количество найденных слогов. Сколько нашли? Всего 7 слогов. (Кто ошибся, проверит ещё раз и исправит дома). (Принятие и сохранение учебной задачи - Р УУД)

Оцените свою работу с помощью смайликов. ( Жёлтый с улыбкой поднимают те, кто выполнил сам работу без ошибок, зелёный без улыбки – кто испытывал небольшие затруднения, но потом понял задание, красный грустный – кому было не понятно, кто не справился с заданием.) (Самоконтроль по результату - Р УУД)


б) Фронтальная работа. (2 мин)

Прочитайте 1 столбик слов в Букваре. Найдите и назовите однокоренные слова (площади, площадка).

Прочитайте 2 столбик. Найдите и назовите однокоренные слова (пищали, запищали). Будет ли родственным к ним слово пища, ведь у него тоже корень «пищ»? Почему? (Нет, смысл другой).


Кто нас приветствует на этой странице? (Звуковички). По какому признаку они объединились? (Справа звуки, которые всегда твёрдые, а слева – всегда мягкие). А почему некоторые из них взялись за руки? (Это парные согласные: ж-ш, ч-щ). (Группировка предметов - П УУД)


в) Работа в парах. (3 мин)

Теперь нужно поработать в парах. Из разрезанных слогов на карточках составьте слова. Прочитайте, какие слова получились. (Щука, чаща, чищу, роща, чудо, запищали). Что у них общего? ( Есть сочетания ща, щу). Назовите самое длинное слово. Сколько в нём слогов? Составьте с ним предложение. (Работа в паре - К УУД)

Оцените свою работу в парах с помощью смайликов. (Р УУД)


Физминутка.


4. Закрепление изученного, упражнение в чтении. (13 мин)


  1. Высказывание предположений. (1 мин)

Прочитайте заголовок текста. Как вы понимаете слово «молодняк»? (молодые животные). Назовите родственное слово. (Молодой)

О каком молодняке будет говориться в тексте? Рассмотрите иллюстрацию. О какой площадке будет идти речь, кто на ней находится, чем они занимаются? (Построение рассуждений - П УУД, формулировка собственного мнения - К УУД)


  1. Чтение молча, проверка предположений. Чтение вслух с вопросами походу чтения. (9 мин)

После 1 абзаца:

Где находилась площадка? Как по- другому назвать детёнышей диких зверей?(молодняк). Какие зверята были на площадке? (медвежата, волчата, тигрята).

После 2 абзаца:

Какие предметы есть на площадке? (качели, мячи, обручи). Для чего это всё нужно? Чему учат зверят на площадке? Как теперь их называют? (пушистые актёры).

После 3 абзаца:

С какими мамами и папами будут выступать малыши?

После целого текста:

Понравился ли вам рассказ? Чем напоминают зверята детей?

Прочитайте слова с выделенными буквами. Кто догадался, какая часть слова выделена? (суффиксы). Какую роль они выполняют? Сравните: волк – волчата, кот – котята, тигр – тигрята… (С их помощью образовали новые слова – названия детёнышей). (Смысловое восприятие художественного текста - П УУД)

  1. Чтение стихотворения О. Григорьева «Повар». (3 мин)

Учитель читает выразительно.

Это юмористическое стихотворение или нет? Почему так произошло?

Выразительное чтение по желанию. (Смысловое восприятие художественного текста - П УУД, оценка жизненной ситуации Л УУД)


5. Итог урока.( 1 мин)

Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке. А чему вы научились?

С помощью больших смайликов оцените свою работу на уроке.(Оценка правильности выполнения действий - Р УУД)

Как вы считаете, Незнайка теперь сможет правильно писать название города, в котором он живёт? (Свободные высказывания учащихся).

6. Д./з. (1 мин)

Подумать и рассказать, какой цирковой номер могут показать зрителям юные артисты цирка. (Построение сообщения в устной форме - Р УУД)





Разработала учитель начальных классов Насирова Наталья Владимировна.












Список использованной литературы.


1. Учебник Бунеев Р.Н. «Букварь»: 1 кл. : учеб. по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- 3-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2011. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»),

2. Методическое пособие для учителя Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина. - Москва: Баласс, 2009.

3. Учебное пособие "300 заданий и упражнений по русскому языку. 1-2 кл." О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова - М.: "Аквариум", 1998г.





Приложение.

1. Карточка со слогами для индивидуальной работы.


Шуч, дща, вру, рач, щаб, цан, нащ, щур, кща, цал, щуч, цуч, тщу, шул, щак, гук.



2. Карточки со слогами для работы в парах.


чу де са за да ча ку ча чу дак све ча чу гун


3. Рисунок Незнайки.



4. Рисунки смайликов для самооценки отдельных видов работы.




5. Рисунки смайликов для итоговой самооценки работы на уроке.