СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира и технологии с использованием интегрированной технологии 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира и технологии с использованием интегрированной   технологии  1 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира и технологии с использованием интегрированной технологии 1 класс»

Урок окружающего мира и технологии с использованием интегрированной и мультимедийной технологии

1 класс

Тема. «Как зимой помочь птицам?»

Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

  • формировать интерес к изучению родной природы;

  • понимать важность заботы о зимующих птицах;

  • повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

  • Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;

  • Правильно подбирать корм для птиц.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

  • наблюдать и делать выводы;

  • знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

  • работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

  • приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

  • составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

  • проговаривать в логической последовательности свои действия;

  • учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Оборудованиебумага, карандаш, ножницы

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация “Как зимой помочь птицам?”.

Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.

Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

( Дети хором, сидя.)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

( Учитель)

Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение Сергея Есенина:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. 
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Слайд 2)


- О каком времени года это стихотворение? (зима)

- Назовите приметы зимы.

-Какие зимние месяцы вы знаете?

-Какой идет сейчас? (декабрь)


Наступили холода, вьюги и метели

В сёла, парки, города гости прилетели.


-Кто это? (птицы)

-А что им нужно для жизни? (Свет, тепло, вода, воздух, пища.)

- Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Откройте учебник на стр. 74. Давайте прочтем его. ( “Где зимуют птицы?”)

III. Актуализация и пробное учебное действие.

На доске изображены птицы.

- Может, вы мне сразу на него ответите?

- Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.

– Как называются птицы, которые улетают в теплые края?(Перелётные ) Остаются зимовать?(Зимующие)

IV. Выявления места и причины затруднения.

- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.

- Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

- Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию.

V. Реализация построенного проекта.

– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.

– Вы, наверно, многих из них знаете и легко узнаете птиц по загадкам:

Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Зёрнышки ворует. (Воробей) (Слайд 3)

– А вы знаете, почему его так назвали?

Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: “Вора бей!” – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (Слайд 4)

Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Тук-тук, тук-тук. В лесу он лучший друг. (Дятел) (Слайд 5)

Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его “лесным доктором”.

Глаза, как плошки,
А не видит днем ни крошки,
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом. (Сова) (Слайд 6)

Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком. Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.

Выгоняют холода 
Птиц из леса в города. 
На рябину налетели 
Дружной стаей … ( Свиристели.) ( Слайд 7)

Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь) (Слайд 8)

Снегири. Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает птицы улетают.

- А сейчас познакомимся ещё с одной птицей… Дрозд-рябинник. (Слайд 9)

Своё имя эта птица - дрозд-рябинник получил за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.

- И всё-таки тяжело им зимой.

VI. Физминутка. 

Гуси серые летели
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

VII. Первичное закрепление. Работа с учебником. Стр. 74.

- Ответьте на вопросы:

- Каких зимующих птиц мы не назвали?

- Каких птиц вы наблюдали в зимнее время года в нашем крае?

Работа у доски. Дети распределяют птиц на группы: перелётные и зимующие.

Перелётные Зимующие

Ласточка Воробей

Грач Ворона

Скворец Голубь

Снегирь

- Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут.

- Раздавленные семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни. Хороши крошки белого хлеба, а чёрного – не годятся. Для синиц очень хороши кусочки несоленого сала, а солёное сало давать нельзя.

- Если птица не ест 6 часов, она погибает. Из 10 мелких птиц, в суровые зимы остается только 2.

- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)

-Правильно, любая, даже самая незамысловатая по устройству кормушка важна. В саду, в парке, около школы, в лесу - везде можно устроить столовую для птиц. Очень несложно изготовить кормушки. Они могут быть разных видов. (Слайд 10)

Изготовление кормушек.

-Сегодня мы с вами сделаем самую простую кормушку. Но ваша кормушка принесет большую пользу нашим пернатым друзьям.

(изготовление кормушек из подручного материала)

- Какое угощение можно положить в кормушки? (Семечки, сало, крошки белого хлеба, рябину, калину.)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. 

Дети выполняют задание №1 в рабочей тетради с.52.

(соединить линиями рисунки птиц с их названиями)

Дети выполняют задание №3 вторая часть задания в рабочей тетради с.53. (Найдите на фотографии то, чем можно подкармливать птиц и обведите зеленым карандашом. А чем нельзя – красным карандашом).

Игра «Угадай,кто спрятался» (Слайд 11)

IX. Рефлексия

Игра «Да – нет». Отвечайте хором дружно.

    1. Зимой птицам страшен голод? (да)

    2. Мы будем подкармливать птиц зимой? (да)

    3. Снегири прилетают летом? (нет)

    4. Дрозды любят рябину? (да)

    5. Соловьи – это зимующие птицы? (нет)

Стихотворение “Покормите птиц зимой”.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

X. Итог урока. 

- Что нового вы узнали на уроке?