Урок окружающего мира и технологии с использованием интегрированной и мультимедийной технологии
1 класс
Тема. «Как зимой помочь птицам?»
Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
формировать интерес к изучению родной природы;
понимать важность заботы о зимующих птицах;
повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
наблюдать и делать выводы;
знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
проговаривать в логической последовательности свои действия;
учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Оборудование: бумага, карандаш, ножницы
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация “Как зимой помочь птицам?”.
Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
Ход урока
I. Организационный момент.
( Дети хором, сидя.)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
( Учитель)
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение Сергея Есенина:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Слайд 2)
- О каком времени года это стихотворение? (зима)
- Назовите приметы зимы.
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-Какой идет сейчас? (декабрь)
Наступили холода, вьюги и метели
В сёла, парки, города гости прилетели.
-Кто это? (птицы)
-А что им нужно для жизни? (Свет, тепло, вода, воздух, пища.)
- Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Откройте учебник на стр. 74. Давайте прочтем его. ( “Где зимуют птицы?”)
III. Актуализация и пробное учебное действие.
На доске изображены птицы.
- Может, вы мне сразу на него ответите?
- Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.
– Как называются птицы, которые улетают в теплые края?(Перелётные ) Остаются зимовать?(Зимующие)
IV. Выявления места и причины затруднения.
- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.
- Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
- Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию.
V. Реализация построенного проекта.
– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
– Вы, наверно, многих из них знаете и легко узнаете птиц по загадкам:
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Зёрнышки ворует. (Воробей) (Слайд 3)
– А вы знаете, почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: “Вора бей!” – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица) (Слайд 4)
Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Тук-тук, тук-тук. В лесу он лучший друг. (Дятел) (Слайд 5)
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его “лесным доктором”.
Глаза, как плошки,
А не видит днем ни крошки,
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом. (Сова) (Слайд 6)
Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком. Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.
Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей … ( Свиристели.) ( Слайд 7)
Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь) (Слайд 8)
Снегири. Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает птицы улетают.
- А сейчас познакомимся ещё с одной птицей… Дрозд-рябинник. (Слайд 9)
Своё имя эта птица - дрозд-рябинник получил за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.
- И всё-таки тяжело им зимой.
VI. Физминутка.
Гуси серые летели
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
VII. Первичное закрепление. Работа с учебником. Стр. 74.
- Ответьте на вопросы:
- Каких зимующих птиц мы не назвали?
- Каких птиц вы наблюдали в зимнее время года в нашем крае?
Работа у доски. Дети распределяют птиц на группы: перелётные и зимующие.
Перелётные Зимующие
Ласточка Воробей
Грач Ворона
Скворец Голубь
Снегирь
- Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут.
- Раздавленные семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни. Хороши крошки белого хлеба, а чёрного – не годятся. Для синиц очень хороши кусочки несоленого сала, а солёное сало давать нельзя.
- Если птица не ест 6 часов, она погибает. Из 10 мелких птиц, в суровые зимы остается только 2.
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки)
-Правильно, любая, даже самая незамысловатая по устройству кормушка важна. В саду, в парке, около школы, в лесу - везде можно устроить столовую для птиц. Очень несложно изготовить кормушки. Они могут быть разных видов. (Слайд 10)
Изготовление кормушек.
-Сегодня мы с вами сделаем самую простую кормушку. Но ваша кормушка принесет большую пользу нашим пернатым друзьям.
(изготовление кормушек из подручного материала)
- Какое угощение можно положить в кормушки? (Семечки, сало, крошки белого хлеба, рябину, калину.)
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Дети выполняют задание №1 в рабочей тетради с.52.
(соединить линиями рисунки птиц с их названиями)
Дети выполняют задание №3 вторая часть задания в рабочей тетради с.53. (Найдите на фотографии то, чем можно подкармливать птиц и обведите зеленым карандашом. А чем нельзя – красным карандашом).
Игра «Угадай,кто спрятался» (Слайд 11)
IX. Рефлексия
Игра «Да – нет». Отвечайте хором дружно.
Зимой птицам страшен голод? (да)
Мы будем подкармливать птиц зимой? (да)
Снегири прилетают летом? (нет)
Дрозды любят рябину? (да)
Соловьи – это зимующие птицы? (нет)
Стихотворение “Покормите птиц зимой”.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
X. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?