СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Куликовская битва"»

Урок окружающего мира в 4 классе.



Учитель: Порицкая Марина Вячеславовна

Тема: Нашествие монголо-татар. Куликовская битва.

Педагогическая цель: Создание условия для уточнения и расширения исторических представлений обучающихся, формирование знаний о победах русских войск над монголо-татарским игом.

Тип урока: Открытие нового знания.

Планируемые результаты (предметные): научатся называть причины возникновения вой; узнают имя великого русского полководца; дату военных действий в истории нашей страны XIII века.

Личностные результаты: Осознают долг человека – защищать свое Отечество от врагов.

Универсальные учебные действия.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные и временные связи; осуществляют анализ, сравнение, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде; составляют пересказ от первого лица; имеют мотив изучения темы.

Регулятивные: осуществляют личностную и познавательную рефлексию.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Основное содержание темы, понятия и термины.

Человек-гражданин – защитник своего Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина.

Ход урока

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Удачного вам урока.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

II. Проверка домашнего задания.

– Начнём урок с проверки домашнего задания.

Соотнеси даты и события:

XI век – набеги на Русь кочевников половцев;

1113 год – начало правления Руси Владимиром Мономахом;

15 июля 1240г – Невская битва князь (Александр Невский - над шведами на реке Неве);

5 апреля 1242г – Ледовое побоище (Александр Невский).

Найди пару.

Невская битва – шведские захватчики.

Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере.

III. Постановка учебной задачи.

А. С. Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие».

- Как вы понимаете эти слова?

IV. Изучение нового материала.

- Назовите причины войн.

На доске и в тетрадях составляется схема.

В 3 классе мы говорили о столкновении русичей на реке Калке в 1223г. с…(дети вспоминают первое столкновение с монголо-татарами).

В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович, воспользовавшись тем, что в Орде было неспокойно, прекратил платить дань.

Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.

- Почему князь осмелился не платить дань?

- В Орде шла борьба за власть и было неспокойно.

- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей).

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.

- Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

- Летом 1380 г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.

- Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович?

- Кто откликнулся на этот призыв? Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины

- За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

- А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая?

Сообщение ученика.

- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?

Сообщение ученика.

V. Физминутка

VI. Продолжение работы по новой теме.

Сражение на Куликовом поле.

- Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.

Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

Русская армия подошла к реке - в ночь с 7 на 8 сентября 1380 года, переправилась через неё на широкое поле, расположенное между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.

- Почему так называлось это поле? (по названию птиц, которые там водились).

- После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)

- Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”

1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

- Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.

“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие.”

Работа по картине А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

- Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью).

- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что...

Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.

– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?

Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:

Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.

В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

- Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

- Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?

- Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.

С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.

- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.

- Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.

VII. Первичное закрепление нового материала

- В чём значение победы Куликовской битвы?

- Что дала победа русскому народу?

Ответите на эти вопросы после работы в группе.

1. Прочитать пословицу Залог победы - ..!  Объясните, как понимаете её.

VIII. Итог урока.

- А теперь давайте подведём итог.

- Какое значение имела Куликовская битва?

1. Выросло значение Москвы и московского князя.

2. Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.

3. С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.

- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

IX. Рефлексия.

- Продолжите предложения:

Я узнал…

Я удивился…

Я вспомнил…

Я задумался…

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

X. Инструктаж домашнего задания.



Приложение

Сообщение ученика.

Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры

Сообщение ученика.

Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский. Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.

Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.

Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.

И пропадет он, – сказал снова старец.

А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.

Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».

Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.