СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с с историческим событием - Куликовской битвой, с личностью Дмитрия Донского.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Куликовская битва"»

Тема: Куликовская битва

Цели:

Образовательные

1.Познакомить с личностью Дмитрия Донского, с историческим событием - Куликовской битвой, рассматривая причины, ход битвы.

2.Продолжить знакомство с возникновением Москвы.

3.Учить детей обращению к историческим источникам.

Развивающие

4.Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитывающие

5.Воспитывать любовь к истории


Тип урока

Изучение нового материала

Оборудование урока: учебник; презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II. Проверка домашнего задания.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

На прошлом уроке мы с вами говорили о Москве времен Ивана Калиты.

- Кто такой Иван Калита?

-Почему его прозвали «Калитой»?

- Что происходило с Москвой при его правлении?

- В чем заслуги этого князя?


  1. Сообщение темы урока.


Вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

Расположите данные события по порядку в соответствии с тем, в какой последовательности они происходили.

Образование Киевской Руси

Крещение Руси

Нашествие монголо - татар

Ледовое побоище

У вас есть еще даты. Расставьте их в соответствии с этими событиями

(882г., 988 г., 1237 г., 1242 г., 1380 г.)

Образование Киевской Руси 882г.

Крещение Руси 988г.

Нашествие монголо - татар 1237г.

Ледовое побоище 1242г.

Что вы обнаружили, выполняя эту работу? (Осталась еще одна дата)

Прочитайте эту дату. 1380 год.

Какой это век? (14 век).

1380 год - особый год для Руси.

Посмотрите видеофрагмент и подумайте, что же происходило на Руси в 14 веке?

(включается видео)

Так что происходило на Руси в это время?

О чём же пойдёт сегодня речь?

Правильно о великой битве, которую историки назвали Куликовская битва.

Целеполагание. 

- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

-На уроке мы ответим на следующие вопросы:

С  кем  была  эта  битва?

Почему   она  произошла?

Где   она   была?

Как  происходил    ход   битвы?

Кто победил в этой битве?

Сегодня мы узнаем, как впервые спустя 140 лет, Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар. Это произошло при Дмитрии Донском и за что, Дмитрий получил такое прозвище-Донской.


  1. Знакомство с новым материалом.

1.Рассказ учителя.

- На прошлом уроке мы говорили, что при Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы.

Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более 100 лет после нашествие Батыя.

В Москве княжил внук Ивана Калиты-Дмитрий Иванович. Он родился и рос в то время, когда Русь была унижена и растоптана игом. С юных лет он мечтал избавить родную землю от жестокого и тягостного гнёта


Рассмотрите его портрет

Вел себя спокойно, осмотрительно, осторожно, с чувством гордости и достоинства.

При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами. Пытались было соперничать с Дмитрием Ивановичем князья Суздальский и Тверской, но в конце концов признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно. При Дмитрии Ивановиче в Москве вместо дубового был возведен надежный кремль из белого камня. С тех пор прозвали Москву - белокаменной. (Слайд Москвы во времена Д. Донского).

Со времен похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.

Работа в группах.

Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…


…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со времён Ивана Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.










Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. В это время властью владел Мамай.

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Князь Дмитрий Иванович зорко следил за всем, что происходило в Орде. От своих разведчиков он узнал, что хан Мамай собирает полчище, чтобы потребовать с Руси большую дань. Дмитрий понимал, прежде чем ввязаться в борьбу с монголо-татарами, нужно собрать силу со всей русской земли. Он послал своих верных бояр по всем землям русским –собирать войско.

Учитель читает стихи:

Кличет Дмитрий всю страну на священную войну,
«Не довольно ль, братцы, даром отдавать добро татарам?
Сбросить иго не пора ли? Сколько лет вас обирали!
Сколько сёл у вас сожгли! Скольких в рабство увели!
Отстоим святую Русь, я вас в бой вести берусь!»
И откликнулись тогда все соседи – города,
Все, от севера до юга: Кострома, Киржач, Калуга,
Углич, Пронск и Ярославль, Галич, Дмитров, Переславль.
И под городом Коломной все князья до одного
Ратью встретили огромной полководца своего.
Собралось в лесную глушь полтораста тысяч душ.


За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Победа нужна была всем и дружиннику и кузнецу и пахарю.

Главные дружинники явились во всеоружии.

Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры

Перед началом похода Дмитрий Иванович поехал в монастырь к Сергию Радонежскому.

Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним бе­седовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

Не желая подпускать ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дон Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Ива­нович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це­лью это было сделано?

Полки Дмитрия выстроились: в центре большой полк, по сторонам полки «правой руки», «левой руки». Впереди прикрывали подход к главным силам передовой и сторожевой полки. А за полком «левой руки» в лесу стоял ещё один – засадный полк во главе с братом Дмитрия Владимиром Андреевичем.

- Что значит засадный полк?

Медленно поднимался туман над Куликовым полем 8 сентября 1380 г. Когда он рассеялся, русские воины увидели перед собой громадное ордынское войско. Вдали на холме поблескивал золотым шитьем шатер Мамая.

Как сообщает легенда, бой начался поединком богатырей.

Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, И свалился замертво   оземь   непобедимый   ордынец,   а   Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне и так верхом, будто живой, вернулся в русские полки, и только там замертво упал на руки русской дружине. Оба богатыря погибли, но моральная победа была за русскими.

- И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.

Послушаем летописца…

«Ударили мечи о мечи. Боевые топоры сошлись с топорами. Устремились к щитам и кольчугам пики. Запели смертельную песню стрелы. Перемешались конные, пешие…»

« …И лилась кровь, как вода, и пало мёртвых бесчисленно от обеих сил, от татарской и русской… Копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, пыль закрывала солнечные лучи, мечи сверкали молнией, а люди падали, как трава под косой…


Орда атаковала русский передовой полк. В жестокой схватке полк погиб. Сменив, княжеские доспехи на одежду рядового воина, бился с врагами и князь Дмитрий.

В решающий момент сражения в бой вступил засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем, оставленный князем Дмитрием в лесу как буря налетели русские дружины и ударили в спину врагу. Стремительный удар ошеломил вражескую конницу. Ряды ее дрогнули, смешались одновременно перешел в наступление и полк «левой руки».

Монголо-татарское войско охватила паника, и оно обратилось в бегство. Почти тридцать верст, преследовали бегущих победители.

На поле, заваленном трупами, с трудом отыскали воины своего князя. Он без чувств лежал под березой.8 дней хоронили убитых, все поле обильно пропиталось кровью, а вода 3 дня была красна. Летописец по случаю победы писал: «Была на Руси радость великая, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону.

Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси? Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.


IV. Закрепление пройденного.

- За что Дмитрий Иванович получил прозвище- Донской? (в битве ,в которой он выиграл, произошла на реке Дон)

 - Какие личные качества проявил Дмитрий Донской? (Смелость, храбрость, воинская тактика, военная смекалка, знания тактики ведения боя, чутье полководца)


-Почему битву с Мамаем назвали Куликовской? В каком году была битва?

-Что послужило причиной похода Мамая на Русь?

-Что предпринял князь Дмитрий, когда узнал о походе Мамая на Русь?

-К кому ездил князь Д. Донской перед походом?

- Как вы считаете, какой момент стал решающим и позволил русским одержать победу?

. Кроссворд. (проверка на слайде)

- Теперь проверим, насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал.

1. Приток Дона близ места Куликовской битвы.

2. Русский богатырь, противник Челубея.

3. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве.

4. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем.

5. Основатель Троицкого монастыря.

6. Поле битвы 8 сентября 1380 года.

7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.

8. Город, князь которого организовал отпор ордынцам.

9. Прозвание князя - победителя в Куликовской битве.

10. Военачальник монголо-татар.

- Молодцы! Хорошо усвоили материал.

Потомки помнят.

- Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы: 1) Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы. 2) Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы. 3) Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы. 4) Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщина. 5) Памятник Пересвету и Баяну в Брянске.


V. Релаксация.


Нелегкой ценой досталось Руси победа. Но впервые монголо-татарам был нанесен

удар, возросла вера у русских людей в то, что скоро будет сброшено монголо-татарское иго.

О том, как это произойдет мы с вами узнаем на следующем уроке.


VI. Домашнее задание.


Прочитать и пересказать текст учебника.