СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира " Наш край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира " Наш край"»

Урок 20. Наш край

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с административной картой России и с картой края (области); систематизации и расширения знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о родном крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная работа

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Компьютер; административная карта России; атлас Орловской области, карта родного края (области); рисунки и фотографии с изображением природы родного края

Основные
понятия

Административная карта России, карта родного края

организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1

2

3

4

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Видео с творческого вечера В.И.Балабановой о родном Хотынце, Орле.

- Ребята, как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно? Почему эту презентацию я предложила вашему вниманию?

- Сегодня мы с вами начинаем разговор о крае, в котором вы родились и живёте, о месте этого края на карте страны. Новый раздел нашего учебника так и называется «Родной край — часть большой страны». ( Слайд 2)

Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел

- Какой он, наш край? ( Слайд 3)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

- Что же значит слово «край»? Найдите толкование слова в словаре Ожегова. Какие определения для нас подходят?

- Какая цель может быть поставлена в связи с темой? 


- Что вы хотели бы узнать о родном крае?


- Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. 

На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.


Слушают учителя, принимают участие
в диалоге с учителем.


демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку







Работа с учебником


















Работают со словарем



-Узнать больше о родном крае



-Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? и др.




II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания

- Прежде чем начнем изучать наш край, вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках.

- Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте.

- Давайте проверим, так ли это.

1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)

3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)

4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)

6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)


Сильные ученики выполняют задания на карточках (приложение 1).

Отвечают на вопросы, показывают природные зоны

III. Изучение нового материала

Знакомство
с администра-тивной картой России, картой Орловской области.




































Постановка проблемного вопроса






( Слайды 4-5)

-Какие карты вы знаете? (физическая, политическая, климатическая, административная)

-О чём нам может рассказать административная карта?

-Сегодня карта будет нашим главным помощником.

-Давайте познакомимся с административной картой России (учебник с.136-137). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?

- Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так   обозначаются края, округа, области, входящие в состав России. На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.

- Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа 

- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? На какой равнине?


- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? 


-Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите. как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.



Найдите на карте территорию, где мы живем.

– Это наш край, наша маленькая родина. Какой город является главным на нашей территории? Покажите на карте. ( Слайд 6)


- Сейчас мы более подробно исследуем Орловскую область и попытаемся решить проблему: «Что я могу рассказать иностранцам о моем крае?»

- Исследовать мы будем по плану: (слайд 7)

1. Название области.

2. Положение области на карте.

3.Экономика области.

4. Природа области.

5. Охрана окружающей среды в нашем крае.

- Как вы считаете, есть ли какие-то факты об области, которые будут интересны иностранцам?

- Посмотрите на административную карту Орловской области. Какой город является главным в Орловской области? Покажите на карте.

– Кто наши соседи?



рассказывают об особенностях условных обозначений





Дети предполагают, высказывают версии













Якутия, Хабаровский край, Красноярский край и т.д.


Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Средне-Сибирском плоскогорье.



На ней расположено много небольших по площади республик, областей.











Показывают на карте России Орловскую область, перечисляют города, населенные пункты Орловской области.


Физкультминутка

По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.) 
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!(Махи руками.)




IV. Практическая деятельность


Работа с дополнительной литературой




























-Работать будем в группах: группа «Географы», группа «Экономисты», группа «Натуралисты». Работать будете с картами и дополнительной литературой «Природа нашего края». У каждой группы есть вопросы (приложение 2), на которые вам нужно ответить. Работаем с дополнительными источниками информации и заполняем карточки-помощницы (приложение 3).

( Слайды 7-22)

- Проверим, какой материал об области вы собрали, зачитаем текст, который получился у вас в карточках.

( Слайды 23-31)

- Если есть в области исчезающие виды растений и животных, то они должны охраняться. Поэтому в области создан национальный парк « Орловское полесье». О нем расскажет ….. (приложение 4).

- А как вы оцениваете экологическую ситуацию в области ? ( Слайд 32)

- Об экологической ситуации в области расскажет … (приложение 5)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

- У вас на столах лежат листочки с изображением Орловской области. Укажите, с какими областями граничит наш край. При работе пользуйтесь атласом   Орловской области. Укажите административный центр нашего края. Укажите наш район, его центр.

- Если вы хотите еще больше получить информации о родном крае, вы можете изучить литературу, представленную на выставке

рассказывают о растительном и животном мире родного края, называют развитые отрасли производства своего края.








Устный рассказ,

Ответы уч-ся









Устный рассказ






Выполняют задания

Работа в парах





Работа с выставкой книг

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– над какой темой работали?

- Вернемся к проблеме урока. Вспомним, как она звучала.

- Как ответите на этот вопрос?

– Какая информация показалась для вас значимой? Почему?

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– какие задания не вызвали затруднений при их выполнении?

– Как оцениваете свою деятельность? (Слайд 33)

Отвечают на вопросы









смайлики

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Составить сообщение о родном крае ( Слайд 34)


Задают уточняющие вопросы






ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Карточки

1. Определите, о какой природной зоне идет речь:

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота. (ледяная зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев. (тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (зона пустынь.)

2. Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания:

• Сова, змея, подорожник, слизень. (подорожник, слизень, змея, сова.)

• Кузнечик, орел, ящерица, клевер. (Клевер, кузнечик, ящерица, орел.)







ПРИЛОЖЕНИЕ 2


1 группа « Географы»

- Где расположена Орловская область?

- Какой город является главным в нашей области?

- Кто наши соседи?

- В какой природной зоне, тепловом поясе мы живем? (карта)

- Познакомимся с картой Орловской области ( на доске, на партах).

- Перечислите известные вам города, реки, населенные пункты.

- Найдите район и поселок, в котором мы живем.

- Сделаем вывод.

2 группа « Экономисты»

- Богата ли наша область полезными ископаемыми? ( карты )

- А какие полезные ископаемые есть на территории нашего района?

- Какие отрасли сельского хозяйства развиты в области?

- Какие отрасли промышленности являются ведущими?

- Сделаем вывод.

3 группа « Натуралисты»

- Какие животные и растения встречаются на территории области?

- Есть ли исчезающие виды?


ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Карточка-помощница для первой группы:

Орловская область расположена на ….. ( Восточно-Европейской равнине), в зоне …( лесостепей), в …. (умеренном) тепловом поясе. Она находится в …. (западном ) направлении от Москвы. Главный населенный пункт области – город …( Орел). Соседи области: области …. (Брянская, Тульская. Липецкая, Курская, Калужская).

Карточка-помощница для второй группы:

В Орловской области развиты отрасли сельского хозяйства, такие как …(земледелие, животноводство). Выращиваются такие культуры , как …(зерновые, сахарная свекла и другие). В области значительные запасы таких полезных ископаемых, как ..(торф, песок, глина, мел). Ведущими отраслями промышленности являются….. ( машиностроение, пищевая промышленность и другие).

Карточка-помощница для третьей группы:

Большая часть Орловской области лежит в …. ( лесостепной) природной зоне. Чаще встречаются такие породы деревьев как …(ель , сосна, береза, дуб). В области встречаются разнообразные травянистые растения…. ………( подорожник, одуванчик и другие). В лесах области обитают животные.. .. ( заяц-русак, лисица, хорек, лось, белка, грызуны) и различные виды птиц …. (клест, воробьи, синицы, поползень и другие). Также в области есть исчезающие виды растений и животных ….( зубр, венерин башмачок и другие).