МАОУ «СОШ №7»
урок окружающего мира
по теме «лесная зона. смешанный лес»
в 3 «А» классе
Учитель:
Иванова Татьяна Лаврентьевна
Улан-Удэ
17 ДЕКАБРЯ 2018 ГОД
лЕСНАЯ ЗОна. смешанный лес
Оборудование: карта природных зон России, сетка кроссвордов «Растения леса» и «Животные леса», иллюстрации – животные и растения леса; таблица «Лес», аудиозапись «Голоса птиц».
УУД (универсальные учебные действия):
Предметные. Познакомить с понятием «ярусность»; расширить и углубить представления учащихся о природной зоне лесов, привлечь к изучению природы; воспитывать любознательность, речь, память, бережное отношение к природе.
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
Н а б л ю д е н и е з а п о г о д о й в рубрике «Бюро погоды».
Дежурные синоптики сообщают прогноз погоды на сегодня.
ДЕКАБРЬ
И вот декабрь, он белой стужей дышит,
И дома запирается медведь.
И на дверях мохнатой лапой пишет:
«Я в зимней спячке. Просьба не шуметь».
Теперь уместен снег, и даже очень.
Кружат снежинки, бабочкам под стать.
Все кутаются. Заяц озабочен:
«Теперь бы лыжи хорошо достать!»
Г. Витез
II. Постановка целей.
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
Звучит голоса птиц.
– Где так птицы поют-заливаются? Что можете сказать по теме урока?
Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите в тетради подзаголовок «Ярусы леса».
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а.
– Как вы думаете, что же это такое? Какой ярус самый высокий? (Деревья.)
– Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь. (На доске заготовка: ярусы леса. Карточки с названиями ярусов прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей яруса: деревья; кустарники, травы; мхи, лишайники.)
В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам разгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.
З а г а д к и к к р о с с в о р д у «Растения леса»:
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой.
(Береза.)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
(Липа.)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина.)
4. Летом с него снег – просто смех!
Снег по городу летает, почему же он не тает?
(Тополь.)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель.)
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
(Сосна.)
7. Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки опадают те иголки.
(Лиственница.)
8. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)
В процессе разгадывания на магнитный плакат крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.
– Какое получили ключевое слово? (Растения.) Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники.)
Дети делают запись в тетради под цифрой 2.
– Какие кустарники вы знаете? (Шиповник, бересклет, калина, лощина.)
– Спускаемся еще на один ярус. Что находится ниже кустарников? (Травы, сюда же относятся маленькие кустарники – брусника, черника.)
– Переходим ко второй части кроссворда.
З а г а д к и к к р о с с в о р д у «Растения леса»:
9. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)
10. На припеке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.
(Земляника.)
11. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, зовусь я … (подосиновик).
12. Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

– Какая фраза получилась? (Растения леса.) Все ли здесь растения? (Нет, грибы – это отдельное, самостоятельное царство.)
– Почему они были загаданы вместе с травами? (Без них лес погибнет, грибы занимают один ярус с травами.)
– Все ли ярусы мы рассмотрели? Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен). Запишите в тетрадь под цифрой четыре: мхи, лишайники.
– Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? (Да, это почва.) В почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу? Перечислите их.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
– Откройте учебник на с. 104. Объясните, почему мы выделили 4 яруса, а в учебнике показано 5. (Почва выделена пятым ярусом, а не фундаментом.)
– Прочитайте, нет ли других несовпадений. Составьте схему ярусов по учебнику. (1. Высокие деревья. 2. Деревья пониже. 3. Кустарники. 4. Травы. 5. Почва с населяющими ее живыми организмами.)
– Сравните, есть ли принципиальная разница. Как вы думаете, а может быть еще больше ярусов? Найдите на странице учебника правильный ответ. (Чем больше ярусов, тем гуще тень.)
3. П е р в и ч н о е з а к р е п л е н и е.
– Распределите данные растения по ярусам: осина, черника, ветреница, береза, мох, калина, сосна, орешник.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учитель называет растения леса (дуб, осина, боярышник, береза, ель, орешник, одуванчик, медуница и т. д.). Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприседом – кустарники, поднимают руки вверх – деревья.
4. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
– Почему растения в лесу растут «этажами»? (Растениям нужно разное количество света, есть светолюбивые растения, а есть – теневыносливые.)
– Послушайте рассказ Н. Надеждиной «Белые фонарики» и скажите, как растения с нижних ярусов приспособились к отсутствию света.
Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ты с ребятами собирал подснежники. И совсем другие в лесу цветы.
Как правило, белые. И любка цветет белым, и калина, и рябина, и малина. Опять пepeд нами загадка.
Почему с майского ландыша начинается в лесу время белых цветов?
Цветы живут в нижнем этаже леса. Второй этаж – кустарники. Ещё выше – один или два этажа деревьев. Их огромная тень ложится на землю, закрывая свет тем, кто живёт внизу.
Синий подснежник, дикая жёлтая примула-баранчик, калужница, хохлатка, сон-трава, медуница – все цветы ранней весны не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут мёдом, а больше – лесной свежестью.
Запах – это хитрость цветка: надо приманить пчёл и шмелей. Лишь у того цветка, который они опылили, завяжутся семена.
Но зачем хитрить подснежнику и хохлатке? Ранней весной у пчёл и шмелей в почете каждый цветок.
Его легко разыскать глазами. В апреле лес ещё прозрачный, ещё не одетый листвой, и в нижнем этаже светло. Но пришёл май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась в верхнем этаже, словно закрыли ставни, сумрачно стало внизу. Теперь уже трудно разглядеть лиловое и синее пятнышко, теперь цветок должен сверкать и манить. Только один цвет можно различить в темноте – белый. Словно белые фонарики, светятся в чаще цветы ландыша, указывая путь мошкам, которые их опыляют: «Мы здесь! Летите сюда». Если белый фонарик запутался в траве, мошка найдет его и вслепую, по сильному аромату. Белым ландышем кончается лесная весна, наступает тенистое лето.
IV. Проверка домашнего задания.
– Что интересного вы узнали о растениях леса? Дежурные рубрики «Это интересно» подготовили информацию. Давайте ознакомимся с ней.
В переводе с латинского языка слово «ель» означает «смола». Ель – это красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у ели короткие, а чем ниже от вершины – ветви становятся длиннее. Все дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки. Это важное экологическое приспособление ели для наших зим. Живет ель до 300 лет. Ствол шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках пять-семь лет. Семена созревают в конце зимы. Ими питаются дятлы, клесты, белки, мыши. Из древесины ели делают музыкальные инструменты, поэтому ель называют музыкальным деревом.
В переводе с латинского языка слово «сосна» означает «скала». Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150–200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны – зимний корм глухарей.
Русское название «калина» произошло от слов «калить», «раскаленный» – из-за характерной окраски спелых плодов, похожих на цвет раскаленного железа.
Издавна на Руси почитали калину как олицетворение девичьей красоты, нежности, семейного счастья и любви. В старину букеты из ее ветвей играли важную роль в свадебных обрядах. Они украшали столы, караваи, девичьи венки, блюда с угощениями на свадьбах. А невесты дарили женихам полотенца с вышитыми листьями и ягодами калины. Хотя сначала ягоды калины бывают очень горькими, но после первых заморозков горечь почти пропадает, и вкус становится горьковато-сладким.
Раньше орешник считался священным. Верили, что ветка орехового дерева может указывать зарытые клады, что орех обладает волшебной силой. Много сказок существует о золотых орехах с изумрудными ядрами.
Из сырых семян орешника можно изготовить вкусные напитки – молоко и сливки. Очищенные орехи разрезают, замачивают на ночь и затем растирают в ступке. Порошок заливают девятью частями воды, настаивают четыре часа. Полученную массу кипятят, добавляя соль и сахар.
Ореховое масло при горении не коптит. Заострите ядро ореха и зажгите. Оно будет гореть ровным огнем без копоти. Наколите на сучок несколько ядрышек – и свечка готова. Это вполне съедобная и вкусная свечка.
В старину люди никак не могли понять, как же образуются орехи. Ведь на месте «сережек» их не бывает. А вот женские цветки орешника, спрятанные почти внутри особых почек, никто не замечал. Во время цветения из этих почек выглядывают лишь малиновые усики.
Само слово «дуб» свидетельствует, что в его коре и древесине много дубильных веществ. С глубокой старины шкуры и кожи, мешки и веревки вымачивали с добавлением коры дуба.
Благодаря дубильным веществам дуб хорошо «впитывает» железо. Попав на дно реки, ствол дуба начинает впитывать в себя растворенное в воде железо. За века он становится совершенно черным. Получается знаменитый мореный дуб – твердый, очень тяжелый, черного цвета. Красива сделанная из него мебель. В погоне за светом дуб, сбрасывая короткие побеги, «осветляет» свою крону. Древесина дуба гибкая, крепкая, красивая, необыкновенно прочная на воздухе, в земле и в воде.
Нет в наших лесах другого столь могучего дерева. Дубы-патриархи живут до тысячи–двух тысяч лет. У старых деревьев, высотой 30–40 м, стволы достигают нескольких метров в поперечнике. Такие дубы становятся настоящими памятниками ПРИРОДЫ.
До десяти лет дубок растет очень медленно, и почти все другие деревья обгоняют его. Однако лесоводы научились «подгонять его в росте»: высаживают ель, березу, вяз рядом с дубками. Они растут быстрее, затеняют дуб с боков, защищают его от морозов. Но как только «соседи» поднимутся так высоко, что начнут затенять дубки сверху, их убирают. Ведь дуб светолюбив!
Дуб боится заморозков. Красный цвет обогревает молодые листочки, потому что хорошо поглощает тепловые солнечные лучи, тем самым защищает дерево от весенних холодов.
V. Изучение нового материала.
– Почему лес напоминает многоэтажный дом? Но ведь в доме кто-то должен жить. Назовите животных леса, которые вам известны.
– Разгадайте к р о с с в о р д «Лесной дом».

В о п р о с ы к к р о с с в о р д у:
1. У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса.)
2. Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка.)
3. Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные кисточки. (Рысь.)
4. Косули, маралы, лоси, лани. Назовите одним словом. (Олени.)
5. Не может двигать глазами, зато способна поворачивать голову почти на 360°. (Сова.)
6. Самый лучший певец в роще – соловей, в лесу – певчий … (дрозд).
7. А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 кг. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота. Хорошо плавает. (Лось.)
8. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Р а б о т а п о г р у п п а м: расселите животных по ярусам леса.
– К какой группе по способу питания относятся эти животные?
Лиса, рысь, сова – хищники; лоси, олени, дрозды – растительноядные; медведь – всеядный; белка – грызун.
– Какие знания необходимы, чтобы правильно расселить животных?
– Что интересного можете рассказать об этих и многих других обитателях леса?
Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Могут ли обменяться жильем белка и крот? Почему?
Представляете себе – зверь с лопатой! Кто догадался, что за зверь?
БОБЕР
Посмотри-ка на бобра: без пилы, без топора
Валит он в лесу осину – строит в заводи плотину!
Вот так зубы у бобра – поострее топора!
Н. Костарев
– Рассмотрите иллюстрацию с изображением бобра в учебнике. Бобер способен перегрызть дерево, имеющее в диаметре 2,5 см, всего лишь за одну ночь.
Р а б о т а п о г р у п п а м.
– Откройте карту природных зон России. Найдите полосу смешанных лесов. Каким цветом показаны смешанные леса? В основном они расположены на юго-западе Восточно-Европейской равнины. Во время оледенения смешанные леса отступали на юг, в суровых условиях Сибири были вытеснены совсем. Восстановились они только в европейской части страны. Уцелели смешанные леса и на Дальнем Востоке, где не было сплошного оледенения.
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а.
– Что такое лес? На следующем уроке мы продолжим изучение лесной зоны. Чему будет посвящен урок, попробуйте определить по иллюстрации. (Лес – обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами.)
– Назовите виды лесов. (Хвойные – ели, пихты, сосны, лиственницы; лиственные – береза, рябина, осина, липа, дубы, клены; смешанные – ели, сосны, березы, осины, дубы и др.)
– Что вы знаете о расселении растений и животных леса по ярусам? (Растениям нужно разное количество света: те, кому надо больше света, занимают верхние слои-этажи, а те, кому меньше, – нижние. В лесу несколько ярусов разнообразных растений. Животные приспосабливаются к обитанию и питанию в определенном ярусе. Больше ярусов – больше животных.)
– Трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед – чье это меню? (Медведя.)
В ы п о л н е н и е з а д а н и й по рабочей тетради (с. 31).

– Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять ее? (Нет, не должен. В лесу все идет по законам природы.)
– Есть в лесу полезные и вредные животные? (В природе не существуют полезные и вредные животные.)
VI. Итог.
– Какой вывод из сказанного можете сделать? (Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни.) Я надеюсь, что вы не только будете любить удивительный зеленый мир, но и постараетесь познакомиться с ним поближе. А для этого надо совсем мало: немного наблюдательности, чуточку любознательности и, конечно, любви к природе.
– Выскажите свое мнение об уроке.
Домашнее задание: прочитать о бобрах в учебнике; ответить на вопрос; выполнить задания в рабочей тетради; принести материалы осенней экскурсии.