Конспект урока в 4 классе
Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
(Учебник «Окружающий мир» Автор учебника: А. Плешаков 2-я часть)
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Цели и задачи:
- формировать представление о возникновении славянской грамотности;
- дать представление о появлении письменности на Руси;
- дать представление о летописях как исторических документах;
- развивать умение делать выводы, обобщать;
- развивать воображение, речь, логическое мышление;
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
-мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, аудиозапись музыкального отрывка из оперы Мусоргского «Борис Годунов» монолог Пимена; ребусы, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный этап
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
И хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Определение темы урока:
- Тему нашего урока мы определим, проанализировав ситуации.
Ситуация 1:
В древности состав сбора трав, из которых готовили целебные отвары, передавали из уст в уста. Но бывало, что целебный отвар мог стать ядом и принести людям не выздоровление, а смерть.
-. Как вы думаете, почему могли происходить такие случаи? (Вспомните игру «Испорченный телефон»)
- Как можно было избежать такой ситуации? (Записать состав сбора или рецепт отвара)
Ситуация 2:
Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землёй, след, вырезанный из кожи. Сын понял послание отца так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне».
Долго ждал сын отца в гости, а отец тем временем ждал сына. Ведь своим посланием князь просил о помощи: «Выручай. Враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они и землю затмили собою».
-Как вы считаете, удобным ли было предметное письмо? (Предметное письмо было несовершенным, так как каждый трактовал его по-своему.)
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О возникновении письменности, а значит и о рукописных книгах)
3. Постановка цели и задач урока
- Итак, назовите тему нашего урока. (Возникновение письменности и рукописные книги Древней Руси).
- Чтобы определить цель и задачи урока, преобразуйте повествовательные предложения в вопросительные:
Кто создал славянскую письменность?
На Руси писали на … и …, используя при этом … и ….
На чём и чем писали в Древней Руси?
Рукописные книги были…, …, ….
Какими были рукописные книги?
Изучение нового материала:
- Обратимся к презентации: Слайд1. Слайд2.
Письменность на Руси стала распространяться с введением христианства. О развитии просвещения заботились многие князья, особенно князь ВЛАДИМИР.
Слайд3 - Славянскую азбуку создали византийские монахи КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука получила название кириллицы.
- А что вы знаете о Кирилле и Мефодии? (Сообщения учеников)
Однажды Византийский император пригласил греческого монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только они имеют буквы для своего языка».
Оказывается букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда ещё не было. Хотя славяне пытались уже записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий.
- Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?
- Как ответил на просьбу императора Кирилл?
-Кто помогал Кириллу в работе?
Слайд 4 - С возникновением письменности появляются первые книги. Это были рукописные книги.
- Почему первые книги назывались рукописными?
(Рукописная книга – это уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и оформление выполнены вручную.)
Слайд 5 - Среди рукописных книг особое место занимают летописи – описание событий по годам, от лета до лета.
Летописцы должны были обо всём рассказать потомкам, поэтому были «подле стремени князя», участвовали в походах и мирских делах.
С 11 века на Руси появились летописи. В летописях описывались войны между князьями, набеги врагов на русскую землю, рассказывалось о затмении солнца. Летописцы писали также о жизни отдельных замечательных людей – жития. Чясто летописи писали в монастырях монахи-летописцы, уединившись в своих кельях. В свой рассказ монах вставлял предания из прошлого родной земли, отрывки из других летописей, часто написанных задолго до его рождения.
Слайд 6 - Самая знаменитая летопись – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ». Она описывает историю восточных славян от Всемирного потопа. Это труд нескольких монахов Киево–Печерской лавры, прежде всего НЕСТОРА.
Слайд 7 - Книги переписывались в основном в монастырях. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание или небрежность наказывали – сажали на сухой паёк.
(звучит аудиозапись «Монолог Пимена» из оперы Мусоргского «Борис Годунов».)
- Закройте глаза и представьте себе монастырскую узкую келью. В четырёх глухих стенах сидит монах. Перед ним свеча. Что он делает? (Пишет летопись)
- Как музыка помогает определить нам, чем занят монах? (Слышится скрип пера)
- Как вы думаете, на чём писали писцы, если бумаги на Руси ещё не было?
- Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте ребус:
кожа
К.(
).
кора
- Берёзовую кору держали над паром и обрабатывали особым способом.
- А чем писали на бересте?
- Чтобы узнать, чем писали на бересте, решите словообразовательную задачу:
Корень – как в словах писатель, летопись, писец, письмо, рукопись.
Суффикс – как в словах писать, читать,
Суффикс – как в словах мыл, шил,
Окончание – как в словах небо, облако.
- палочка для письма называласьписало.
- На берестяных грамотах писали в Новгороде, где растёт много берёз, а около Киева в Древней Руси берёз не было, там писали на пергаменте.
5. Физкультминутка (упражнения для глаз: «зоркие глазки», «ленивые восьмёрки»)
Слайд 8 - Изготовление рукописных книг было делом дорогостоящим и трудоёмким. Материалом для книг служил пергамен (пергамент). Лучший пергамент получался из тонкой кожи телят. Её очищали, промывали, натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.
Слайд 9 - Выделанную кожу разрезали на прямоугольники и сшивали по 8 листов. Сшитые листы собирали в книгу. На одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!
Слайд 10 - Писали книги обычно гусиными перьями и чернилами. Лебедиными или павлиньими перьями писал только царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для руки писца. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик срезали наискосок, расщепляли и затачивали перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.
Слайд 11 - Первую заглавную букву – «ИНИЦИАЛ» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом. Для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Киноварь – это краска оранжево-красного цвета. С тех пор появилось выражение «Красная строка».
Слайд 12 - Так как книга стоила очень дорого, её берегли. Защищал книгу от повреждения переплёт из досок, обтянутый кожей и застёжки на боковом срезе.
Слайд 13 - Часто переплёт украшали золотом или серебром, драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называют окладами.
Слайд 14 - Выполненные от руки иллюстрации (рисунки) называются миниатюрами — от латинского слова «миния», которым древние римляне обозначали красную краску.
Делали миниатюры особые мастера — художники-миниатюристы.
Слайд 15 - Самая древняя рукописная книга – «Остромирово евангелие» она была написана в середине 11 века. Писец Григорий переписал это евангелие для новгородского посадника Остромира.
Слайд 16 - Писец Григорий писал это Евангелие почти семь месяцев. За день он успевал переписать не более трёх страниц.
Создание рукописи - это тяжёлый изнурительный труд. Рабочий день писца длился от зари до зари, зимой писали при свечах или лучине.
Повторение изученного материала.
Слайд17.
Кто создал славянскую азбуку?
Какие книги называются рукописными?
Что такое летопись?
Что ты знаешь о «Повести временных лет»?
Назови самую древнюю рукописную книгу.
Как писались рукописные книги?
Что служило материалом для рукописных книг?
Как украшались рукописные книги?
Рефлексия.
- Оцени свою работу на уроке
Я на уроке внимательно слушал, и мне было всё понятно. Полученные знания мне пригодятся в жизни. | Я на уроке внимательно слушал, но понял не всё. | Я на уроке был невнимателен, поэтому ничего не понял. |
| | |
Слайд18.
Домашнее задание: попробуйте создать собственную страницу рукописной книги, используя полученные на уроке знания.
Использованные источники информации:
Плешаков А.А. учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, часть 2-я – М: изд-во «Просвещение», 2005г.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, М: изд-во «Вако», 2006г.
Аудиозапись отрывка из оперы Мусоргского М.П. «Борис Годунов» монолог Пимена
get-tune.net/?a=music&q=%C1%EE%F0%E8%F1...
http://www.bibliotekar.ru/divo/35.htm
http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_3_04.htm
Иллюстрации:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5
www.icon-art.info/masterpiece.ph...d%3D1345
evartist.narod.ru/text12/25.htm
www.pravoslavie.ru/jurnal/4506.htm