СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Окружающий мир" в 4 классе.  Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

(УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир»  А. Плешаков)    Тип урока: открытие новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»»

Конспект урока в 4 классе

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

(Учебник «Окружающий мир» Автор учебника: А. Плешаков 2-я часть)

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цели и задачи:

- формировать представление о возникновении славянской грамотности;

- дать представление о появлении письменности на Руси;

- дать представление о летописях как исторических документах;

- развивать умение делать выводы, обобщать;

- развивать воображение, речь, логическое мышление;

- воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

-мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, аудиозапись музыкального отрывка из оперы Мусоргского «Борис Годунов» монолог Пимена; ребусы, карточки с заданиями.


Ход урока:

  1. Организационный этап

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

  1. Определение темы урока:

- Тему нашего урока мы определим, проанализировав ситуации.

Ситуация 1:

  • В древности состав сбора трав, из которых готовили целебные отвары, передавали из уст в уста. Но бывало, что целебный отвар мог стать ядом и принести людям не выздоровление, а смерть.

-. Как вы думаете, почему могли происходить такие случаи? (Вспомните игру «Испорченный телефон»)

- Как можно было избежать такой ситуации? (Записать состав сбора или рецепт отвара)

Ситуация 2:

  • Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землёй, след, вырезанный из кожи. Сын понял послание отца так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне».

Долго ждал сын отца в гости, а отец тем временем ждал сына. Ведь своим посланием князь просил о помощи: «Выручай. Враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они и землю затмили собою».

-Как вы считаете, удобным ли было предметное письмо? (Предметное письмо было несовершенным, так как каждый трактовал его по-своему.)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О возникновении письменности, а значит и о рукописных книгах)

3. Постановка цели и задач урока

- Итак, назовите тему нашего урока. (Возникновение письменности и рукописные книги Древней Руси).

- Чтобы определить цель и задачи урока, преобразуйте повествовательные предложения в вопросительные:

  • Славянскую письменность создали… и ….

Кто создал славянскую письменность?

  • На Руси писали на … и …, используя при этом … и ….

На чём и чем писали в Древней Руси?

  • Рукописные книги были…, …, ….

Какими были рукописные книги?


  1. Изучение нового материала:

- Обратимся к презентации: Слайд1. Слайд2.

Письменность на Руси стала распространяться с введением христианства. О развитии просвещения заботились многие князья, особенно князь ВЛАДИМИР.

Слайд3 - Славянскую азбуку создали византийские монахи КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука получила название кириллицы.

- А что вы знаете о Кирилле и Мефодии? (Сообщения учеников)

  • Однажды Византийский император пригласил греческого монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только они имеют буквы для своего языка».

  • Оказывается букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда ещё не было. Хотя славяне пытались уже записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий.

- Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?

- Как ответил на просьбу императора Кирилл?

-Кто помогал Кириллу в работе?

Слайд 4 - С возникновением письменности появляются первые книги. Это были рукописные книги.

- Почему первые книги назывались рукописными?

(Рукописная книга – это уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и оформление выполнены вручную.)

Слайд 5 - Среди рукописных книг особое место занимают летописи – описание событий по годам, от лета до лета.

Летописцы должны были обо всём рассказать потомкам, поэтому были «подле стремени князя», участвовали в походах и мирских делах.

С 11 века на Руси появились летописи. В летописях описывались войны между князьями, набеги врагов на русскую землю, рассказывалось о затмении солнца. Летописцы писали также о жизни отдельных замечательных людей – жития. Чясто летописи писали в монастырях монахи-летописцы, уединившись в своих кельях. В свой рассказ монах вставлял предания из прошлого родной земли, отрывки из других летописей, часто написанных задолго до его рождения.

Слайд 6 - Самая знаменитая летопись – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ». Она описывает историю восточных славян от Всемирного потопа. Это труд нескольких монахов Киево–Печерской лавры, прежде всего НЕСТОРА.

Слайд 7 - Книги переписывались в основном в монастырях. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание или небрежность наказывали – сажали на сухой паёк.

(звучит аудиозапись «Монолог Пимена» из оперы Мусоргского «Борис Годунов».)

- Закройте глаза и представьте себе монастырскую узкую келью. В четырёх глухих стенах сидит монах. Перед ним свеча. Что он делает? (Пишет летопись)

- Как музыка помогает определить нам, чем занят монах? (Слышится скрип пера)

- Как вы думаете, на чём писали писцы, если бумаги на Руси ещё не было?

- Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте ребус:

кожа



К.(  ).

кора





- Берёзовую кору держали над паром и обрабатывали особым способом.

- А чем писали на бересте?

- Чтобы узнать, чем писали на бересте, решите словообразовательную задачу:

Корень – как в словах писатель, летопись, писец, письмо, рукопись.

Суффикс – как в словах писать, читать,

Суффикс – как в словах мыл, шил,

Окончание – как в словах небо, облако.

- палочка для письма называласьписало.

- На берестяных грамотах писали в Новгороде, где растёт много берёз, а около Киева в Древней Руси берёз не было, там писали на пергаменте.

5. Физкультминутка (упражнения для глаз: «зоркие глазки», «ленивые восьмёрки»)

Слайд 8 - Изготовление рукописных книг было делом дорогостоящим и трудоёмким. Материалом для книг служил пергамен (пергамент). Лучший пергамент получался из тонкой кожи телят. Её очищали, промывали, натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.

Слайд 9 - Выделанную кожу разрезали на прямоугольники и сшивали по 8 листов. Сшитые листы собирали в книгу. На одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!

Слайд 10 - Писали книги обычно гусиными перьями и чернилами. Лебедиными или павлиньими перьями писал только царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для руки писца. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик срезали наискосок, расщепляли и затачивали перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Слайд 11 - Первую заглавную букву – «ИНИЦИАЛ» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом. Для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Киноварь – это краска оранжево-красного цвета. С тех пор появилось выражение «Красная строка».

Слайд 12 - Так как книга стоила очень дорого, её берегли. Защищал книгу от повреждения переплёт из досок, обтянутый кожей и застёжки на боковом срезе.

Слайд 13 - Часто переплёт украшали золотом или серебром, драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называют окладами.

Слайд 14 - Выполненные от руки иллюстрации (рисунки) называются миниатюрами — от латинского слова «миния», которым древние римляне обозначали красную краску.

Делали миниатюры особые мастера — художники-миниатюристы.

Слайд 15 - Самая древняя рукописная книга – «Остромирово евангелие» она была написана в середине 11 века. Писец Григорий переписал это евангелие для новгородского посадника Остромира.

Слайд 16 - Писец Григорий писал это Евангелие почти семь месяцев. За день он успевал переписать не более трёх страниц.

Создание рукописи - это тяжёлый изнурительный труд. Рабочий день писца длился от зари до зари, зимой писали при свечах или лучине.

  1. Повторение изученного материала.

Слайд17.

  • Кто создал славянскую азбуку?

  • Какие книги называются рукописными?

  • Что такое летопись?

  • Что ты знаешь о «Повести временных лет»?

  • Назови самую древнюю рукописную книгу.

  • Как писались рукописные книги?

  • Что служило материалом для рукописных книг?

  • Как украшались рукописные книги?

  1. Рефлексия.

- Оцени свою работу на уроке

Я на уроке внимательно слушал, и мне было всё понятно. Полученные знания мне пригодятся в жизни.

Я на уроке внимательно слушал, но понял не всё.

Я на уроке был невнимателен, поэтому ничего не понял.





Слайд18.

  1. Домашнее задание: попробуйте создать собственную страницу рукописной книги, используя полученные на уроке знания.


Использованные источники информации:

  1. Плешаков А.А. учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, часть 2-я – М: изд-во «Просвещение», 2005г.

  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, М: изд-во «Вако», 2006г.

  3. Аудиозапись отрывка из оперы Мусоргского М.П. «Борис Годунов» монолог Пимена

get-tune.net/?a=music&q=%C1%EE%F0%E8%F1...

  1. http://www.bibliotekar.ru/divo/35.htm


http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_3_04.htm


  1. Иллюстрации:


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5


www.icon-art.info/masterpiece.ph...d%3D1345

evartist.narod.ru/text12/25.htm

www.pravoslavie.ru/jurnal/4506.htm