СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет  обучающимся овладеть  понятием "природное сообщество", составить памятку "Как вести себя на лугу"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество"»

17.12.19 Окружающий мир Урок 29 4 –Б класс Учитель Петрова Н. Н.

Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Цели и задачи урока:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

5. Планируемые результаты.

- овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;

- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;

- на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;

- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.

Основное понятие: «природное сообщество».

Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.

Тип урока: решение учебной задачи

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга», видеосюжет «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».











Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…

А.И.Герцен

- Ребята, объясните смысл данного высказывания.

II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы

1. Беседа

- На прошлом уроке мы познакомились с жизнью леса, узнали, что лес – это природное сообщество.

- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)

- Что обозначает слово «сообщество»?

(Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)

- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)

2. Тест № 25 ( с. 37, КИМ) Оцените свою работу.

III. Постановка цели урока.

- Отгадайте загадку:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой

И жёлт, и синь, и ал. (Это луг.)

- Итак, тема нашего урока «Жизнь луга.»

- Какие цели поставим перед собой?

формировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)

IX. Открытие нового знания.

- Что изображено на слайде? (Луг)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?

(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)

- Сделайте вывод, какие растения хозяева луга.

(На лугу растут в основном травянистые растения.)

1.Демонстрация растений и животных луга.

- Ребята, вы видите на доске животные и растения луга. Какие из них вам знакомы? (прикрепить название к картинке)

2. Демонстрация видео «Сообщество луга» 3. Работа с учебником (с. 170)

-Вы рассмотрели гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?

-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам.

-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего?

(Их разносит ветер.)

-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?

(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)

- Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето.

- Луга – отличные пастбища и территории для заготовки кормов домашним животным.

- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?

(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)

4. Демонстрации видео («Луг») с комментированием

V.Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

VI.Первичное закрепление  материала.

- Рассмотрите рисунки на стр.172-173

1. Работа в группах (Ученики получают карточки с заданием)

1группа

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.

(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)

2 группа

- Как вы думаете, хищники живут на лугу?

(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)

3 группа

- Чем питаются животные на лугу?

(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).

2. Работа с учебником

-Прочитайте самостоятельно текст на стр.174.

- Какой вы можете сделать вывод?

(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)

-Подумайте, а что луга дают человеку?

(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)

3. Рубрика «Это интересно» (слайд)

VII. Подготовка к ВПР (задание на слайде)

VIII .Рефлексия деятельности на уроке.

-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?

(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)

- Что для вас было новой информацией?

- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

(Ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Домашнее задание.

1. Прочитать текст на с.170-177 учебника.

2. Записать правила поведения на лугу.















БАОБАБ