17.12.19 Окружающий мир Урок 29 4 –Б класс Учитель Петрова Н. Н.
Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
Цели и задачи урока:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.
5. Планируемые результаты.
- овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;
- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;
- на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;
- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.
Основное понятие: «природное сообщество».
Межпредметные связи: взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.
Тип урока: решение учебной задачи
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга», видеосюжет «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…
А.И.Герцен
- Ребята, объясните смысл данного высказывания.
II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы
1. Беседа
- На прошлом уроке мы познакомились с жизнью леса, узнали, что лес – это природное сообщество.
- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)
- Что обозначает слово «сообщество»?
(Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)
- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)
2. Тест № 25 ( с. 37, КИМ) Оцените свою работу.
III. Постановка цели урока.
- Отгадайте загадку:
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой
И жёлт, и синь, и ал. (Это луг.)
- Итак, тема нашего урока «Жизнь луга.»
- Какие цели поставим перед собой?
(Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)
IX. Открытие нового знания.
- Что изображено на слайде? (Луг)
- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?
(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)
- Сделайте вывод, какие растения хозяева луга.
(На лугу растут в основном травянистые растения.)
1.Демонстрация растений и животных луга.
- Ребята, вы видите на доске животные и растения луга. Какие из них вам знакомы? (прикрепить название к картинке)
2. Демонстрация видео «Сообщество луга» 3. Работа с учебником (с. 170)
-Вы рассмотрели гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?
-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам.
-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего?
(Их разносит ветер.)
-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?
(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)
- Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето.
- Луга – отличные пастбища и территории для заготовки кормов домашним животным.
- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?
(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)
4. Демонстрации видео («Луг») с комментированием
V.Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
VI.Первичное закрепление материала.
- Рассмотрите рисунки на стр.172-173
1. Работа в группах (Ученики получают карточки с заданием)
1группа
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.
(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)
2 группа
- Как вы думаете, хищники живут на лугу?
(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)
3 группа
- Чем питаются животные на лугу?
(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).
2. Работа с учебником
-Прочитайте самостоятельно текст на стр.174.
- Какой вы можете сделать вывод?
(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)
-Подумайте, а что луга дают человеку?
(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)
3. Рубрика «Это интересно» (слайд)
VII. Подготовка к ВПР (задание на слайде)
VIII .Рефлексия деятельности на уроке.
-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?
(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)
- Что для вас было новой информацией?
- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?
- Что вызвало затруднение?
(Ответы детей)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее задание.
1. Прочитать текст на с.170-177 учебника.
2. Записать правила поведения на лугу.
БАОБАБ