СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Невидимые нити в зимнем лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу»

Цель: 1) продолжить формирование знаний о связях в природе;

2) научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Невидимые нити в зимнем лесу"»

Урок 42

Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу»

Цель: 1) продолжить формирование знаний о связях в природе;

2) научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальные задания

- Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.

Кабан, белка, ласка, суслик, заяц, медведь, лягушка, лось, еж, лиса, волк, бурундук.



Спят

Делают запасы

Находят пищу

Суслик, лягушка, еж, медведь, бурундук

Белка

Кабан, лось, ласка, волк, лиса, заяц



Бурундук осенью может запасти в своем потайном амбаре до 4 кг мелких семян. Удивительно, что бурундук не пользуется этими запасами в холодное время года – он спит в своем гнездышке. Но с наступлением весны, когда в лесу трудно отыскать корм, запасы приходятся как нельзя кстати.

3. Фронтальный опрос

- Почему птицы собираются зимой в стайки?

- Чем питаются зимой разные звери?

- Прочитайте свои рассказы, покажите рисунки птиц, которые прилетают к вашей кормушке. (Р/Т з. 3 стр. 19)

III. Самоопределение к деятельности

- Вспомните наше путешествие по осеннему лесу.

- Существует ли связь между растениями и животными? Вспомните, какие невидимые нити мы наблюдали с вами в осеннем лесу?

- Существуют ли такие связи в зимнем лесу, как вы думаете?

- Давайте попытаемся это выяснить на сегодняшнем уроке.

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Невидимые нити в зимнем лесу.)

- Какую цель мы поставим перед собой на урок?

- Сегодня мы будем говорить о связях между живой и неживой природой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 36 учебника.)

- Что такое невидимые нити? На какие группы их можно разделить? (Между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком)

- Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком? (Экология)

- Отгадайте загадку.

Зеленая тетка оделась в иголки

Стоит одиноко в лесу на пригорке.

Надела сережки себе для потехи,

Припрятав для белок в сережках орехи. (Ель.)

(Учитель вывешивает на доску фотографии-отгадки.)

Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

Информация для учителя (Густые еловые лапы (ветви) не пропускают леденящий ветер, оттого под елью и теплее. Шишки ели длинные. Семена в них маленькие с крылышками. Ветки ели никогда не ломаются от снега.)


- Давайте посмотрим, кто питается семенами ели?

Загадки

1. С ветки прыгает на ветку,

Но на землю сходит редко.

Тельце маленькое хрупко,

Постоянно носит шубку,

Коготки на лапах остры:

По стволу взбежать непросто!

По ветвям летит, как стрелка,

Эта рыженькая… (белка)


- Почему белка оказалась у ели?

2. Ходит в красной тюбетейке

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу

И почти что навесу.

Постучит – букашку схватит

Знаменитый «доктор»… (дятел).



- Почему дятел оказался у ели? Ведь он питается насекомыми и их личинками? (Зимой нет достаточного количества насекомых, поэтому дятел питается семенами.) За день дятел обрабатывает до 70 шишек.

3. Кривлен нос – зелен хвост. (Клест.)

- Почему клест оказался у ели?

- Расскажите, что вы знаете о клесте.

4. Прогрызу я в доме щелку

И себе устрою норку;

Ну а лето на носу –

Я и в поле, и в лесу.

Хвостик длинный, а малышка

Эта серенькая… (мышка)



- Почему мышка оказалась у ели?

5. Скачет шапка по бору,

Объедает в нем кору.

Посмотрите! Поглядите!

Сколько удали и прыти. (заяц)

- Расскажите, что вы знаете о зайце.

- Так что же дает ель животным? (Пищу и укрытие)

- Давайте представим, что вдруг ели исчезли. Что бы случилось?

- Исчезли птицы. Что произойдет?

- Важно помнить, что в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена разрушает всю цепь.

* Работа по учебнику


- Стр. 37. Проследите по схеме, как ель помогает животным выжить в суровых зимних условиях.

- На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели. А как? (Мыши, делая запасы, уносят шишки в норы и тем самым помогают ели размножаться; белки и клесты, вынимая семена из шишек, часто их теряют, и семена разлетаются по ветру)

- Приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу. (Осина: ее ветками, сережками и почками питаются лоси, зайцы, тетерева, глухари)


* Физминутка

- А теперь немного отдохнем!

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты тихо сесть.

* Работа по учебнику

- Прочитайте текст на с.38 учебника.

- Расскажите, как связаны между собой сойка и белка, белка и клест, клест и полевка.

- Что нового вы узнали о жизни животных зимой?

V. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

  • Задание 1 (с. 20)

  • Задание 2 (с. 21)

  • «Подумай» стр. 39 (учебник)

VI. Подведение итогов урока

- Какие невидимые нити есть в зимнем лесу?

- Как растения помогают животным?

- Как животные помогают растениям?

- Как животные помогают животным?

- Какой сделаем вывод?

- Сравним его с выводом в учебнике на с. 39.

VII. Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Продолжите фразы...

Я хочу себя похвалить за ...

Я хочу похвалить своего товарища за ...

Я расскажу дома о том, ...

VIII. Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике (с. 36-39), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с.39); Р/Т стр. 20-21





























Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.

Кабан, белка, ласка, суслик, заяц, медведь, лягушка, лось, еж, лиса, волк, бурундук.

Спят

Делают запасы

Находят пищу






____________________________________________________________

Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.

Кабан, белка, ласка, суслик, заяц, медведь, лягушка, лось, еж, лиса, волк, бурундук.


Спят

Делают запасы

Находят пищу






_____________________________________________________________

Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.

Кабан, белка, ласка, суслик, заяц, медведь, лягушка, лось, еж, лиса, волк, бурундук.

Спят

Делают запасы

Находят пищу






____________________________________________________________

Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.

Кабан, белка, ласка, суслик, заяц, медведь, лягушка, лось, еж, лиса, волк, бурундук.

Спят

Делают запасы

Находят пищу