Тема урока: Невидимые нити в зимнем лесу |
Цель урока: создать условия для выявления связей в зимнем лесу на конкретных примерах. |
Тип урока: открытие нового знания |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать: времена года, признаки зимы, характеристики животных, обитающих в лесу зимой, животных и растений, имеющих связи в лесу. | Коммуникативные: 1.Уметь формулировать свое высказывание, отвечать на вопросы учителя. 2.Уметь обосновывать свою точку зрения, пользуясь собственным опытом и информацией из учебника. | 1.Уметь высказывать свою точку зрения при ответах на вопросы. 2.Уметь проводить самоанализ своей деятельности. |
Понимать: как могут быть связаны между собой растения и животные, животные и животные в зимнем лесу |
Уметь: объяснять связи в зимнем лесу (растения-животные, животные-животные), как могут помочь друг другу обитатели леса зимой | Регулятивные: 1.Уметь организовывать свое рабочее место в соответствии с целью урока. 2.Уметь формулировать тему, цель урока. |
Анализ: схемы, иллюстраций, текста в учебнике |
Синтез: объяснение связи в зимнем лесу на конкретном примере | Познавательные: 1.Уметь работать с текстом в учебнике по теме «Невидимые нити в зимнем лесу». 2.Уметь находить в тексте необходимую информацию для выполнения задания. |
Оценка: полученных знаний о связях в зимнем лесу для подготовки к походу в лес зимой |
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, маркерная доска, иллюстрации на доске, раздаточный материал. |
Используемые технологии, методы, приёмы: здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная. |
Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1 мин) Подготовка рабочего места к уроку. | Подготовка учащихся к уроку окружающего мира. |
2.Актуализация знаний (5 мин) Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете и скажете, о чём идёт речь. Этим сияющим светлым днем Было все словно в сказке: Деревья горели холодным огнем, Пылали белые краски. О чём идёт речь? Как вы поняли, что речь идёт о зиме? Какие фразы помогли это определить? Ребята, давайте вспомним, чему посвящен раздел, темы которого мы сейчас изучаем? Вспомним признаки зимы. Правильно, именно по ним мы с вами определяем наступление времени года – зима. Зимой, как вы помните, некоторые животные запасают на зиму корм, некоторые впадают в спячку, некоторые – в течение всей зимы борются за свою жизнь и пропитание. Сейчас я вам прочту характеристики животных. Ваша задача – понять, о каком животном я говорю. | О зиме. По фразам «деревья горели холодным огнем, пылали белые краски». Речь идёт о снеге, который укутал ветви деревьев. Зиме. Похоладание, образование льда, выпадение снега и т.д. Фронтальная работа (ответы учащихся) |
3.Постановка цели и задач урока (5 мин) Перед вами изображена схема. Рассмотрите её. Ответьте на вопрос: что вы видите? Как можно объяснить данную схему? Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? Верно. Тема нашего урока «Невидимые нити в зимнем лесу». Мы с вами должны будем отправиться в поход в зимний лес, чтобы изучить невидимые нити в лесу. Сможем мы это сделать прямо сейчас или нам не хватит знаний для этого? Какие знания нам нужно получить, чтобы успешно отправиться в поход для изучения невидимых нитей леса? Поможет нам подготовиться к нашему походу сегодня виртуальный «Класс Знаний». Как только мы выполним все задания верно, изучим связи в лесу, мы будем уверены, что готовы выйти и пойти в поход. Начнем? | Связи в природе: элементы живой природы связаны с объектами неживой природы, растения связаны с животными и т.д. О связях в живой и неживой природе, связях между обитателями леса. Нужно получить знания, узнать о связях в зимнем лесу. Мы должны узнать, кто имеет связи в лесу (какие животные, растения), чтобы уметь их найти и объяснить их связь. Ответы класса. |
4.Изучение нового материала (10 мин) В «Классе Знаний» подсказки спрятаны, поэтому мы их сначала должны найти. Давайте поищем в этом месте (1). Что мы видим на иллюстрации? Как вы думаете, для чего на иллюстрации даны стрелки между елью и животными? Верно, давайте разберемся, чем же полезна ель для обитателей леса. Откройте учебник на с.37. Какие связи мы перед собой видим? Как их можем объяснить? Объяснение и комментарии учителя. Физминутка Найдем еще одну подсказку в «Классе Знаний» (2). Наша вторая подсказка посвящена еще одним связям в зимнем лесу. Помимо связи растений и животных в лесу, животные могут помогать животным. Каким образом, как вы думаете животные могут помогать друг другу зимой? Давайте с вами узнаем, на конкретных примерах, какие животные помогают друг другу в лесу зимой. Переверните страницу в учебнике. Прочитаем текст. Мы с вами выяснили, что в лесу помогают друг другу большое количество животных. Вы сейчас должны поработать в парах и заполнить схему. Вы вспоминаете связь, какие животных была прочитана сейчас или же ищете в тексте еще раз и заполняете блоки схемы названиями этих животных. | Дерево - ель и различных животных. Дерево полезно для этих животных. Предположения и ответы учащихся. Предположения учащихся. Работа в парах на карточках. |
5.Закрепление изученного материала (5 мин) Находим последнюю подсказку в нашем «Классе Знаний» (3). Итак, для того, чтобы нам повторить и закрепить те знания, которые мы получили на уроке, мы поработаем сейчас в группах (по 4 человека). Каждой группе я раздам карточку, на которой вы увидите одну из связей, которую мы можем наблюдать в зимнем лесу. Ваша задача – привести пример по данной связи. Например, вашей группе досталась связь «животное-животное». Вам необходимо привести пример, какие животные могут помочь друг другу в лесу зимой и чем. Обсуждаем все вместе в группе, после обсуждения выберите одного человека, который представит ответ группы. | Групповая работа «Связи в зимнем лесу» |
6.Подведение итогов (2 мин) Подведем итоги нашего урока. Какая была цель на уроке сегодня? Чему мы научились? Как вы думаете, мы достигли нашей цели? Сможем мы теперь отправиться в наш поход и изучить невидимые нити? Тогда выходим из нашего виртуального «Класса Знаний» и мы готовы к походу. | Узнать о связях в зимнем лесу на конкретных примерах. Мы узнали, кто имеет связи в лесу (какие животные, растения), объясняли их связи. Да, сможем, мы получили достаточное количество знаний. |
7.Рефлексия (2 мин) Оценим свою работу сегодня на уроке на лестнице успеха. Прикрепите листик на ту ступень, которая соответствует вашему успеху и знаниям, полученным сегодня на уроке. Верхняя ступень – я знаю и понимаю связи с лесу зимой, могу привести пример связи в зимнем лесу, смогу в походе определить связи в лесу Средняя ступень – я знаю и понимаю связи с лесу зимой, затрудняюсь привести пример связи в зимнем лесу, смогу в походе с трудом определить связи в лесу Нижняя ступень – не понял связи в зимнем лесу, в походе у меня не получится определить ни одну связь Спасибо за урок! | Самооценка учащимися своей работы |