IV. Закрепление пройденного материала. 1.Работа в группах. Слайд 7 • 1.Зоологи - подготовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу и обитающих в Оренбургской области. • 2.Экологи-художники - придумать и нарисовать свой знак охраны природы. • 3.Экологи – составить правила поведения на природе. • 4.Издатели – выпуск Красной книжки-малышки. - Вспомним правила работы в группе. Учащиеся обсуждают задание в группах постоянного состава. Представитель одной группы отвечает, остальные дополняют. Релаксация. Возьмёмся за руки, друзья, И по тропе лесной Отправимся туда, Где лес манит своей листвой. Принимай-ка, лес, гостей, Доброй песней нас согрей! *Звучит музыка (звуки леса и пение птиц). Время работы в группе – 6 минут. 1)– А теперь открываем следующую страницу нашего путешествия. Первыми выступят зоологи. Сейчас мы послушаем сообщения ребят, которые они подготовили о животных, занесённых в Красную книгу и обитающих в нашей области. Слайд 8 Тушканчик (земляной заяц) - отличный бегун: он так быстро прыгает на задних ножках, что его и на лошади не догонишь. Величиной он с белку. Мех у него серо-рыжий, в степи незаметный. Передние ноги короткие, а задние в 3-4 раза длиннее передних. Длинный хвост с кисточкой на конце помогает ему при прыжках сохранять равновесие. Днем тушканчик спит в норе, а ночью пасётся. Лисе, сове и другим хищникам трудно поймать тушканчика. Он очень чуткий, при опасности быстро прячется в норку.(Софья) Слайд 9-10 Бобр поселяется там, где по берегам спокойных рек растут густые леса. Для жилья бобры строят себе хатки. Живут бобры семьями: отец, мать и их дети за этот и прошлый год. Бобры – животные растительноядные, и пищей им служат, как недавно подсчитали учёные, более трёхсот видов растений. Бобры прекрасно приспособлены для жизни в воде и у воды. Они умеют нырять, не показываясь на поверхности 15 минут. На ногах у бобра имеются перепонки между пальцами, а хвост – вообще универсальный инструмент. Это и руль во время плавания, это и сигнальное приспособление – во время опасности бобры хлопают хвостом по воде, как бы предупреждая этим звуком остальных. Хвост также служит бобру «стулом» - подгрызая дерево, бобр упирается в ствол передними ногами, а сидит на задних и на хвосте. (Денис) Слайд 11 Летучие мыши – зверьки насекомоядные. Днём, завернувшись в свои широкие крылья, как в плащи, висят они где-нибудь в дуплах, на чердаках, в тёмных местах вниз головой, а ночью вылетают на охоту за насекомыми. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на 1 грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров. Как же они в темноте видят добычу? Однажды учёные провели такой опыт: заклеили зверькам глаза и выпустили в комнате, где на веревках, близко друг от друга, были подвешены колокольчики. Мыши летали по комнате, но ни один колокольчик не звякнул: ни одна из верёвочек не была задета. Значит, дело не в зрении. Оказывается, летучие мыши в полёте издают ультразвуки. Если впереди какая-то помеха, звуковые волны отразятся от них, отраженные волны примет специальный орган мыши, и она облетит это препятствие. (Адильбек) Слайд 12-13 Сурок – самый крупный представитель семейства беличьих и отряда грызунов. Длина тела 50-60 см, масса от 4 до 8 килограммов. Мех короткий, мягкий, серовато-жёлтый. Активен в дневное время. Ведёт норный образ жизни. Норы очень глубокие, их глубина иногда превышает 4 метра. Питается дикорастущими травами. Встречается в Грачевском, Матвеевском и Кувандыкском районах. В Оренбургской области в настоящее время организовано 8 заказников для сурков.(Цирюл) Слайд 14 -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились и подготовили очень интересные сообщения! 2)- Послушаем вторую группу - экологи-художники. Какое у вас было задание? Кто будет выступать?( капитан Джакупова) Слайд 15 - Нужно было рассмотреть рисунки и сказать, что обозначают эти знаки. Придумать свой знак охраны природы. - Мы нарисовали такой знак (показывает условный знак) и комментирует: Нельзя оставлять после себя мусор на природе. Мусор нужно собрать в пакет, привезти его домой и выбросить в специальный контейнер для мусора. 3)- Послушаем третью группу - экологи. Какое у вас было задание? Кто будет выступать? ( капитан Богачев) Слайд 16 - Задание было такое. - Соедините линиями левую и правую части, и вы узнаете правила поведения на природе.
НЕ | 1.ломайте ветки 2.оставляйте мусор на природе, 3.ловите бабочек, 4.жгите костры, 5.рвите цветы, | 1.убирайте его за собой! 2.стрекоз, жуков! 3.не подготовив почву! 4.берегите прекрасный мир! 5.деревьев и кустарников! | -Вот что у нас получилось:
НЕ | 1.ломайте ветки 2.оставляйте мусор на природе, 3.ловите бабочек, 4.жгите костры, 5.рвите цветы, | 5.деревьев и кустарников! 1.убирайте его за собой!
2.стрекоз, жуков! 3.не подготовив почву! 4.берегите прекрасный мир! | Слайд 17 3) - Послушаем четвёртую группу - издатели. Какое у вас было задание? Кто будет выступать?(Осипова) - Задание было такое. Нам нужно было сделать Красную книжку-малышку. Вот что у нас получилось. - Каких животных вы разместили на страницах своей книги? (бобр, крот, белка, лось, утконос) -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились! 2. Работа по учебнику. - Откройте учебники на с.75 и прочитайте текст. Что нового узнали из этого текста? - Посмотрите на доску и назовите меры, с помощью которых можно спасти природу. Слайд 18 -Первая мера по спасению природы – это организация заповедников. А что такое заповедник? Ответы детей. -Из словаря С.И.Ожёгова я выписала определение слова заповедник. Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Заповедный – неприкосновенный, запретный. Вывод: Животные и растения включены в Красную книгу не навечно, а с надеждой на то, что вследствие принятых мер они перестанут нуждаться в защите. 3. Работа в парах по учебнику на с.76. Учащиеся работают в паре, договариваются, кто будет отвечать. Задание: -Рассмотри рисунки. В каких случаях дети поступают правильно? 4. Проблемный вопрос. - Кто виноват в исчезновении животных, птиц и растений? Мы уже с вами говорили, что в исчезновении животных виновен сам человек. Наверное, у вас возник вопрос, как же мы дети, можем помочь природе? Давайте вместе составим правила поведения на природе. Некоторые правила уже составила группа экологов. Я их дополнила и посмотрите, что получилось. Памятка Правила поведения в природе. Десять «нельзя»: Разорять птичьи гнезда. Рвать и бросать цветы, рвать большие букеты. Ломать ветки деревьев и кустов. Давить насекомых. Шуметь в лесу. Разводить костры без взрослых. Оставлять мусор в лесу и водоемах. Сбивать мухоморы и прочие поганки. Убивать лягушек и ужей. Брать лесных зверьков домой. - Прочитайте памятку юного друга природы. Кто из вас хочет быть природе другом? Поднимите руки. Вывод: Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручейки, цвели цветы и пели птицы. Как это сделать вы уже знаете. 5. Выставка книг. -Ребята, обратите внимание на выставку книг, которые я подобрала по нашей проблеме и по теме урока. Учащиеся, кого заинтересовала эта проблема, могут взять эти книги в школьной и центральной детской библиотеках. |