СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающий мир 2 класс "Три состояния воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение знаний учащихся о переходе воды в различные состояния; развитие мышления на основе исследовательской деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Коммуникативные: постановка вопросов  - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и полно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учетом позиции других людей; умение объективно оценивать себя;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные: рассмотреть вопрос о трёх состояниях воды; ввестипонятия «пар», «испарение», «газообразное состояние»; закреплять знания о свойствах воды.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающий мир 2 класс "Три состояния воды"»

Урок окружающий мир (УМК «Система Л.В. Занкова», 2 класс)

Тема: Три состояния воды.

Цель: расширение знаний учащихся о переходе воды в различные состояния; развитие мышления на основе исследовательской деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и полно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учетом позиции других людей; умение объективно оценивать себя;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму); умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные: рассмотреть вопрос о трёх состояниях воды; ввестипонятия «пар», «испарение», «газообразное состояние»; закреплять знания о свойствах воды.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы урока (стадия вызова)

– Отгадайте:

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата?

(облака)

Молоко над рекой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

(Туман.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

- Что скажете о воде? Какой возникает вопрос?

– Почему вода – это и туча, и туман, и лёд?

III. Открытие новых знаний. (стадия осмысления)

– На сегодняшнем уроке при помощи опытов мы узнаем, как вода может переходить из одного состояния в другое.

– После дождя улицы и крыши домов мокрые. Но появляется солнце, и всё высыхает. Куда девается вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.)

– Что происходит с водой в реках, озёрах, морях? (Она испаряется.)

– Поставим тарелку с водой и стакан с водой. Где быстрее испарится вода? (Из тарелки вода быстрее испарится, чем из стакана. Чем больше поверхность воды, тем быстрее идёт испарение.)

– Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, только не так быстро, как в тёплую.)

IV. Исследование учащимися состояний воды.

Опыт 1. Нальём в чайник воды и доведём до кипения.

– Что происходит с водой? (На дне и стенках сначала появляются мелкие пузырьки воздуха. Затем образуются большие пузырьки.)

– Из чего состоят эти пузырьки? (Из пара.)

– Что с ними происходит? (Они быстро поднимаются вверх и лопаются.)

– Чем заполняется наш чайник? (Паром, но мы его не замечаем, так как он невидим, как воздух.)

– Этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением.

– Где находится водяной пар? (Он находится над кипящей водой, у самого основания носика.)

– Что это за туман над чайником? (Остывая на воздухе, пар превращается в туман.)

– Из чего состоит туман? (Это мельчайшие капельки жидкой воды. Его-то мы и видим, когда он струёй вырывается из носика чайника вверх.)

– Что же происходит с водой во время кипения? (Во время кипения вода превращается в пар. Это переход воды в газообразное состояние.)

– Что произойдёт, если мы закроем носик чайника пробкой? (Она вылетит.)

– Что же происходит с паром? (Когда воду кипятят в открытом сосуде, то пар свободно расходится во все стороны. Если сосуд закрыт, то пару некуда деваться, и он начинает с большей силой давить на стенки, ища выход.)

– Люди давно заметили это свойство пара и воспользовались им для того, чтобы заставить пар работать. Изобрели паровые машины, которые приводят в движение паровозы, пароходы.

Когда построили первый пароход, то сначала никто не хотел на нём плыть. Многие думали, что его приводит в движение «нечистая сила». Не находилось смельчака, который решился бы сесть на пароход. Когда, наконец, нашёлся такой храбрец, строитель парохода прослезился от радости.

Почти то же было и с паровозом. Тёмные люди отказывались ехать по железной дороге, считая, что «огненный змей», «нечистая сила» тащат поезд.

Опыт 2. – Дышали вы на холодное оконное стекло? чем оно покрывалось? (Покрывается капельками воды.)

– Откуда взялась на стекле вода? (Она образовалась из пара, как только он прикоснулся к холодному стеклу. Пар всегда есть в воздухе, если его охладить, он превратится в воду.)

– Чайник наш закипает. Подставим холодную ложку. Что с ней произошло? (Она покрылась мельчайшими капельками воды.)

– Положим ложку в морозильник. Что с ней произошло? (Она покрылась ледяной корочкой.)

– Внесём её опять в комнату. Что мы видим? (Мы вернули воду в начальное состояние.)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода прошла все три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое.

Физкультминутка

Опыт 3. – Зимой вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.)

– Куда исчезла вода? (Она превратилась в водяной пар.)

– Что произойдёт с водой, если мы нальём на дно блюдечка немного воды? (Через некоторое время она испарится.)

– Какой вывод можно сделать о свойствах воды?

Вывод: везде, где есть вода, при любой температуре воздуха происходит процесс испарения.

V. Закрепление изученного

– Какие свойства воды вы знаете? (Без цвета, запаха, без вкуса, прозрачна, без формы, текуча, в твёрдом состоянии – хрупкая.)

– Когда вы наблюдали туман? (После жаркого дня наступает прохладный вечер, и над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана. Туман бывает и зимой в морозную погоду.)

– Какие ощущения вы испытывали, находясь в тумане? (Сырость, плохая видимость окружающих предметов. Автомобили, трамваи замедляют ход, включают фары, сигналят, чтобы не задавить прохожих, не столкнуться.)

– Как образуется туман? (Водяной пар, постоянно находящийся в воздухе, при охлаждении превращается в туман.)

– Из чего состоят облака? (Это тоже туман, но только скопившийся высоко над землёй.)

– Почему мы говорим, что облака движутся? (Их гонит ветер.)

– Отгадайте:

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах.

(Роса.)

Над рекой, над долиной

повисла белая холстина.

(Туман.)

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода.

(Тучи.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

Литература:

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир : Учебник для 2 класса : В 2 частях. – 9-е изд. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2013. - Часть 1. – 160 с.: ил.

2. Методические пособия для учителя по курсу «Окружающий мир» для 2 класса. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» - 2011

3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. [Текст] : пособие для учителя / М. : Просвещение, 2011. – 159 с. (Стандарты второго поколения)