КОНСПЕКТ УРОКА
Питание клетки
9 класс
Тема и
номер урока в теме
Тема 2 «Клеточный уровень»
Урок 10 «Питание клетки»
Базовый учебник
А.А.Каменский Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Биология. Введение в общую биологию и экологию,
М., Дрофа, 2014 г.
Цель урока: Познакомить учащихся со способами питания в органическом мире: гетеротрофном и автотрофном (фототрофном и хемотрофном).
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы»;
развить понятие о типах питания клетки;
познакомить учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания.
2.Развивающие:
3. Воспитательные:
Тип урока: изучение нового материала
Элементы содержания: автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, паразиты, сапрофиты, симбионты, голозои.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы работы: рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации, тестирование.
Оборудование: «Классификация организмов по способу питания», «Строение растительной клетки».
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедиапроектор, интернет.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Тема, которую мы начали изучать, по праву считается одной из самых сложных в школьном курсе биологии. Мы говорим об основных процессах жизнедеятельности клетки живого организма, обеспечивающих одно из базовых свойств жизни – обмен веществ и энергии. Давайте вспомним основные понятия темы
Какое химическое соединение непосредственно обеспечивает энергией все процессы жизнедеятельности клетки?(АТФ)
Но АТФ напрямую в клетки не поступает. А поступают в клетку разнообразные вещества, которые могут стать строительным материалом («кирпичиками») для пластического обмена или топливом («дровами») для энергетического обмена.
Изучение новой темы.
Итак, переходим к теме сегодняшнего урока. Ребята подумайте и ответьте, как будет называться процесс поступления необходимых веществ в живой организм?
Подразумевается ответ учащихся «Питание»
Цель сегодняшнего урока: познакомиться со способами питания в органическом мире узнать, и научиться применять новые знания на практике.
Презентация (слайд № 1 – тема урока «Типы питания»)

Задание: по ходу презентации основные определения фиксировать в тетради.
Слайд № 2. Определение понятия «питание»

1) Для чего клетка может использовать поглощаемые ею вещества?
(Вещества могут стать строительным материалом для пластического обмена или топливом для энергетического обмена.
2) Какими способами клетка и организмы могут питаться?
Слайд№ 3. Общая схема типов питания.
Все живые организмы, обитающие на Земле, можно подразделить на две группы в зависимости от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества. В природе существует 2 основных типа питания: автотрофный и гетеротрофный. Каждый тип подразделяется на группы. Так, автотрофы бывают фотоавтотрофами и хемоавтотрофами; гетеротрофы – сапротрофами, паразитами, симбионтами и голозоями (последние разделяются на растительноядных, плотоядных и всеядных).
Слайд № 4. Автотрофы Первая группа — автотрофы, что в переводе с греческого языка означает «самопитающиеся».

Автотрофные организмы никого и ничего не едят. Они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества из неорганических — воды, углекислого газа и других. Для этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить двумя способами…
Слайд № 5. Фотоавтотрофы.
Фотоавтотрофы используют энергию света. Для этого в пластидах содержатся светоулавливающие вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные)
Слайд № 6. Хемоавтотрофы.
Хемоавтотрофы в свете не нуждаются, используют энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни минеральные вещества в другие при помощи атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии. Благодаря жизнедеятельности бактерий -хемосинтетиков в почве образуются соли, которые являются важнейшими компонентами минерального питания высших растений, образуются большие залежи селитры и болотной руды.
Слайд № 7. Гетеротрофы.

Получают готовые органические вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами.
Работа в группах. Подготовить по плану рассказ о разных способах питания.1группа сапротрофы,2 группа паразиты,3 группа симбионты,4 группа голозои.
План.1.Чем организмы питаются.2.Какие организмы имеют такой тип питания. Особенности этого питания.
Слайд № 8. Сапротрофы

Первая группа гетеротрофов – сапротрофы. Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим веществом. Плесневые грибы, бактерии гниения, брожения и т.д.
Слайд № 9. Паразиты

Вторая группа гетеротрофов – паразиты. Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела. Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через поверхность тела.
Слайд №10. Симбионты.

Третья группа гетеротрофов – симбионты. Иногда доходит до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту самую древесину переваривать сами не могут. А помогают им в этом симбиотические жгутиконосцы, которые обитают в их кишечниках, выделяя необходимые для переваривания ферменты.
Слайды №11-12. Голозои.
Четвёртая группа гетеротрофов – голозои. Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Голозойное питание чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих пищеварительную систему.
Голозойно питающихся животных можно разделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.
Как вы думаете, к какой группе относится человек? (всеядные)
Может один и тот же организм иметь автотрофное и гетеротрофное питание?
Слайд №13. Миксотрофы- смешанное питание.Эвглена-зелёная,Венерина мухоловка.
Как вы думаете,почему у этих организмов смешанное питание?
Загадки. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят. Ведь многие из нас помогают им размножаться ( травоядные)
Мы самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень хочется кушать. (хищники)
Мы санитары планеты! Без нас Земля быстро превратиться в свалку! (сапрофиты)
Мы самые дружелюбные! Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга. (симбиоты)
А мы - эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем. (паразиты)
Закрепление нового материала.
Если все понятно и вопросов по содержанию презентации нет, то для закрепления изученного материала попробуем выполнить индивидуальные задания для групп.1группа работа с текстом «Способы питания организмов» стр.348-349,Подготовка к ОГЭ-2017 автор А.А. Кириленко задания части 2,задание №29; 2группа Установите соответствие между названиями организмов и типом питания (задание №25) 3 группа Вставить в текст «Автотрофы» пропущенные слова (задание№27); 4группа Выбрать правильные утверждения (задание №24)
Весь класс выполняет тест №1
Тест №1
1.Бактерии,питающиеся органическим веществом мёртвых тел,носят название
1) гетеротрофы 3) симбиоты
2) сапротрофы 4) паразиты
2. По способу питания плесневые грибы являются
1) автотрофами 3) сапротрофы
2) паразитами 4) хищниками
3.Организмы, осуществляющие синтез органических веществ из неорганических за счёт энергии солнечного света
1) гетеротрофы 3) фототрофы
2) сапротрофы 4) хемотрофы
4. Организмы ,питающиеся готовыми органическими веществами
1) гетеротрофы 3) хемотрофы
2) прокариоты 4) автотрофы
5. Гетеротрофы, получающие органические вещества, находясь во взаимовыгодном сожительстве с другими организмами
1) сапротрофы 3) симбионты
2) паразиты 4) анаэробы
6.Гриб шампиньон, питающийся мёртвыми органическими остатками, является
1) сапротрофом 3)симбионтом
2) паразитом 4) прокариотом
7. Гетеротрофным организмом является
1) человек 3) спирогира
2)береза 4)нитрифицирующая бактерия
6.Выводы урока (делаются учащимися в форме ответов на вопросы).
Какие два типа питания есть в природе?
Какие группы автотрофных организмов мы можем назвать?Какие группы гетеротрофов вам известны?
7.Оценки за урок.
Домашнее задание п. 2.10 и 2.12 подготовиться к терминологическому диктанту,
рабочая тетрадь №87; 88.
Дополнительное задание « Какой тип питания появился раньше – автотрофный или гетеротрофный?»