1. Организационный материал
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Физкультминутка
5. Инструктаж перед лабораторной работой
6. Выполнение лабораторной работы
7. Закрепление знаний
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия
№ п/п | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельно-сть обучающегося | Вре-мя (мин.) | Познава-тельные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1. | Организа-ционный | Создать благоприятный психологиче-ский настрой на работу | Приветствие учащихся, проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания | Готовятся к уроку, отвечают на вопросы учителя | 2 | Осознанное и произволь-ное построение речевого высказыва-ния | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравствен-ный аспект поведения |
2. | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступитель-ное слово учителя, создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Формирование интереса | Участвуют в работе, Обсуждают в парах вопрос. Выбирают точку зрения, фиксируют на листках после обсуждения. | 3 | Логический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходи-мой информации | Постанов-ка учебной задачи на основе известно-го | Умение с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать | Самоопределение |
3. | Постанов-ка целей, задач урока, мотивационная деятельно-сть учащихся | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (отгадывание загадки "Узнай животное" | Определяют цель урока | 2 | Самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели | Целепола-гание | Постановка вопросов | Формирова-ние успешной личности |
4. | Организа-ция самостоя-тельной деятельно-сти учащихся по приобретению новых знаний | Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний | Организует деятельность учащихся, работа по вариантам в парах | Работают в парах с текстом учебника, словарями, составление схем, классифика-ция. | 8 | Поиск необходи-мой информации построение логической цепи суждений | планирование | Инициативное сотрудничества в поиске и сборе информа-ции | достижение положительного результата |
5 | Физкульт-минутка | Сменить вид деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Организует проведение физкультминутки | Обучающие-ся сменили вид деятельно-сти (отдохнули) и готовы продолжать работу | 2 | | | | Формирование здорового образа жизни |
6. | Выполне-ние лабораторной работы | Выполнение лабораторной работы с целью изучения внешнее строение земноводного на примере травяной лягушки, выявления приспособленности к обитанию в водной и наземно - воздушной среде. | дает рекомендации, следит за ходом работы | Выполняют лаборатор-ную работу, сравнивают, анализируют делают выводы | 10 мин. | Поиск и выделение необходи-мой информации установле-ние причинно- следствен-ных связей | Целеполо гание | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информа-ции | Нравствен но - этическая ориентация |
7. | Подведе-ние итогов | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы класса | Отвечают на поставлен-ные вопросы | 7 | Выделение и формулиро-вание познавательной цели, рефлексия | Контроль полученного результатасаморегу-ляция | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Ценностно- смысловая ориентация обучающихся |
8. | Д/з | Обеспечение понимания цели, содержания и способов домашнего задания | Задаёт домашнее задание | Записывают домашнее задание в зависимости от усвоения темы | 4 | | Саморегуляция для повыше-ние мотивации учебной деятельности | | Практико - ориентиро-ванное |
9. | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоцион-ального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Кто работал на уроке лучше всех? Оцените свое самочувствие, свою работу по 10-тибальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение. | Оценивают свою работу и работу одноклассников | 2 | | Оценка своей деятельности и других детей | Коррекция, оценка | Формирова-ние успешной личности |
Содержание урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность обучающихся |
Организационный момент | Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением». У природы живые краски. Миллионы лучистых соцветий Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить. У природы живые ноты: Песня поля и музыка моря Ручейками звенит природа, Соловьями встречает зори. Окружая леса заботой, Помогая хлебам колоситься. Мы в чудесных стихах природы Открываем свои страницы. | Готовятся к уроку, отвечают на вопросы учителя. |
Актуализация знаний
| Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с животными, которые обитают на нашей планете уже 350 млн лет. Их предки появились в палеозойскую эру во время глобальных изменений на Земле. Климат поменялся на континентальный, моря отступали, все больше появлялось суши. Эти удивительные существа смогли первыми освоить неведомый для них мир – наземно-воздушный, с совершенно иными условиями обитания. Правда, связь с водой они так до конца и не потеряли. Они очень разнообразны, их очень много изучали. Но до сих пор отношение к ним человека не всегда достойно. К сожалению, многие не считают ничего плохого в том, чтобы поиздеваться над ними. Считают их даже вредными. И это можно услышать не только от мальчишек, но и порой от взрослых. У некоторых их вид вызывает отвращение. К счастью, во все времена людям хватало мудрости и понимания, что в природе у каждого существа есть право на жизнь. Так давайте приступим к изучению этих удивительных животных. Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным. Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника. А еще я расскажу вам о сказке. Вы хорошо знаете – это «Царевна-лягушка». Так может и вовсе это не сказочные превращения, когда кожа сбрасывается? Ведь в каждой сказке – молодцу урок. И не зря, наверное, стоят памятники лягушкам, складывают о них сказки, даже на монетах изображают. Давайте разберемся, что в земноводных сказка, а что правда. Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных, наиболее известных из класса земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. | Участвуют в работе, Обсуждают в парах вопрос. Выбирают точку зрения, фиксируют на листках после обсуждения. |
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Итак, земноводные при переходе из жизни в водной к жизни в наземно-воздушной среде столкнулись со многими проблемами — как дышать кислородом в воздухе? — как не высохнуть на суше? — действие силы тяжести на суше больше, чем в воде. Как с этим справиться позвоночнику? — как двигаться на суше? — как ориентироваться на суше? — как переносить перепады температуры и смену времен года? | На доске появляется тема урока. |
| Предлагает учащимся: Давайте сформулируем вопросы, которые уже были заданы, но мы не смогли дать на них исчерпывающие ответы. Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке. Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным? Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки? Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что? | Формулируют вопросы. |
Выход на цель урока | Какова цель нашего урока? Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания. | Участвуют в определении общей цели урока. |
Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний | Организует деятельность учащихся: Задания. 1 вариант. Найдите в справочнике определение понятию “земноводные”. (Земноводные – слово русское, происходит от названий сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среды жизни.) 2 вариант. Найдите в справочнике определение понятию “амфибии”. (Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи) 3 вариант. Найдите в атласе, на карте как распространены лягушки на нашей планете. Почему? (Лягушки распространены повсеместно, но более многочисленны в широтах с теплым и влажным климатом, так как их считают первыми животными, вышедшими на сушу, но они не потеряли связь с водой. Влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой испаряется большое количество воды. Испаряясь, вода уносит с собой и тепло. Всегда мокрые амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Удержать тепло не удаётся. Вот и держатся амфибии у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико.) 4 вариант. Рассмотрите виды животных, которые включает класс Земноводные? По каким признакам можно разделить животных в группы? (Признаки объединения в отряды: наличие хвоста и отсутствие ног.) Места обитания земноводных (рассказ учителя) Земноводные появились около 350 млн. лет назад, от древних кистеперых рыб. Но именно земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются очень сильно. И это не могло не сказаться на их внешнем строении. Тело земноводного разделено на голову, туловище и хвост (у тритона), две пары конечностей. Тело покрыто голой темной кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород, поэтому возможно дыхание через кожу. На голове два выпуклых глаза с веками, пара ноздрей. Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха. Имеется две пары ног. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками. Есть плавательные перепонки. Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб. Слабо развиты мышцы туловища и хорошо развиты мышцы задних конечностей, что связано со способом передвижения лягушки. | Работа в парах с текстом учебника, словарями.
Обсуждают, оформляют результат работы.
|
| Организует выступление детей. Обмен информацией и выводами. Составление схемы «Классификация земноводных». Царство - Животные Подцарство - Многоклеточные Тип - Хордовые Подтип - Позвоночные Класс - Земноводные  Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов. | Участвуют в обсуждении, составлении схем. |
Физкульминутка | На речушке две подружки, Две зелёные лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками потопали, Ручками похлопали. Вот здоровья в чём секрет Всем друзьям физкультпривет! | Обучающиеся выполняют упражнения |
Инструктаж перед выполнением лабораторной работы | Требования безопасности во время работы. Обучающийся точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами, соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов, приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов. Требования безопасности после окончания работы. По окончании работы обучающийся сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение, приводит своё рабочее место в порядок, обязательно тщательно моет руки с мылом. Если произошло повреждение влажного препарата и при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить обучающегося в медицинский пункт. | Слушают инструктаж |
Выполнение лабораторной работы | Перед вами лягушки (влажный препарат, слайды, фотографии). Вам необходимо выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше. Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу. Лабораторная работа по теме "Изучение внешнего строения лягушки». Цель: изучить внешнее строение земноводного на примере травяной лягушки, выявить черты приспособленности к обитанию в водной и наземно - воздушной среде. Оборудование: влажные препараты, презентация Ход работы Установите, чем по внешнему виду лягушка отличается от рыбы (обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей, укороченность и оформляют результат работы компактность тела, отсутствие шеи, хвоста). В чём особенность покрова тела у травяной лягушки и жабы. Какое значение имеет такое строение покрова тела для жизни земноводного? Рассмотрите конечности лягушки. Выясните, из каких отделов они состоят. Чем задние конечности отличаются от передних? Какое значение имеет такое строение конечностей? Осмотрите голову лягушки. Найдите глаза, ноздри, барабанные перепонки. Отметьте особенности строения этих органов. Заполните таблицу. Черты приспособленности | Водная среда | Наземно - воздушная | 6. Ответьте на вопросы: 3. Сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадь. | Выполняют лабораторную работу, сравнивают, анализируют, делают выводы |
Закрепление знаний | Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? 1. Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным? 2. Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить? В чем особенности строения кожи земноводных? Какое это имеет значение для животных этой группы? 3.Назовите черты сходства у земноводных и костных рыб в строении скелета головы и туловища. 4. Перечислите признаки приспособленности земноводных к жизни и на суше, и в воде. Итак, можно сделать вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше. | Отвечают на поставленные вопросы. |
Домашнее задание
| 1. § 36 2. Задание по выбору: 1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в Ульяновской области. 2) Творческое (на выбор): 1. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту. 2. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти. 3) Предположите, откуда пошло слово “лягушка”. Найдите корень в этом слове, если вы затрудняетесь с ответом. (Ученики могут предположить от слова “лягать” – ударять. Слово “ляга” - нога, бедро. “Лягать” - ударять ногами. Владимир Даль в своем знаменитом словаре отмечал: “лягать” – ходить прыжками, то есть прыгать как лягушка.) 4) Найдите информацию о памятниках лягушкам. Где поставлены памятники и за что? | Записывают домашнее задание. |
Рефлексия | Кто работал на уроке лучше всех? Оцените свое самочувствие, свою работу по 10-тибальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение. И если случайно лягушку ты встретишь, То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!" Погладь осторожно прохладную лапку, На волю, как в сказке, ее отпусти | Оценивают свою работу и работу одноклассников. |