СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий".»



Класс: 5 класс

Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для изучения строения и жизнедеятельности бактерий;

Планируемые результаты:

Предметны:

  • знать и уметь называть и показывать на таблицах строение бактериальной клетки;

  • различать формы бактериальных клеток;

-характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий;

-сравнивать способы питания различных бактерий;

- объяснять значение спорообразования.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • - взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

  • - оценивать свои достижения на уроке.

  • Личностные:

  • проявляют интерес к изучаемому предмету, стремятся к приобретению новых знаний:

  • -понимают его важность;

  • проявляют интерес к предмету,

  • осознают свои возможности в учении;

- определяют причины своего успеха или неуспеха на уроке.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая

Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник Дрофа

Образовательные технологии: технология системно-деятельностного подхода.

Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, задания для групп, рабочие листы, презентация, мультимедийная доска


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке через создание доброжелательной обстановки

Визуальный контроль готовности кабинета и учащихся к уроку.

Создание положительного настроя на продуктивную работу.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку!


Выполняют самооценку готовности к уроку: наличие тетрадей, учебника, инструментов.




Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация и первичное планирование своей учебной деятельности

Личностные: развитие познавательного интереса, учебного мотива.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Включает учащихся в деятельность, создает положительный настрой;

мотивирует к учебной деятельности. Организует актуализацию знаний

Создает проблемную ситуацию.

-Какое строение имеет растительная клетка?



-Вспомните, какие процессы жизнедеятельности

происходят в растительной клетке?



Сообщат, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, при необходимости дополняют исправляют одноклассников. их ответы

Познавательные: воспроизводят информацию, строят речевые

высказывания. Дают описания процессов и явлений.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, ставить вопросы для обсуждения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: ставят цель, принимают учебную задачу.

3. Постановка учебной задачи.

Скажите, пожалуйста, для чего я проветриваю классное помещение перед уроком?


Хоть меня не видит лаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной, насморком и скарлатиной.

(бактерии)

Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог.

(бактерии)

Подводит учащихся к формированию темы урока:

Как называются эти организмы?

Сформулируйте тему урока. Раз мы с вами сформулировали тему урока, давайте сформулируем и цель.

Поочередно высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока.

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, прилагать волевые условия и преодолевать трудности

Познавательные:

пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить понятные для собеседника высказывания

Умение давать ответы на вопросы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают о бактериях.

Изучая бактерии, что мы хотим о них узнать? На уроке сегодня мы узнаем о строении, размножении, разнообразии и питании.

Обращается к классу с вопросом:

-Что хотели бы узнать о бактериях?

Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии

Для работы на этом уроке мы на перемене еще поделили класс на группы


Составляют план достижения цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.п.)

Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. Отвечают на вопрос

Определяют критерии изучения бактерий:

-Где можно встретить бактерии на нашей планете?


-Какой формы бывают их клетки?



-Что позволяет им выжить в разных средах?


Как и чем питаются бактерии?



Каким образом они размножаются?



5. Первичное усвоение знаний


Организует работу в группах. Дает задания:

1 группа изучает строение бактерий:

2группа изучает многообразие бактерий и их распространение: 3 группа изучает питание бактерий,

4 группа размножение бактерий, их приспособление к неблагоприятным условиям

Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Знакомятся с информацией о строении и процессах жизнедеятельности бактерий в учебнике, используют рис., электронные таблицы, ПК

Отображают информацию графически. Обсуждают записи. Объясняют новые понятия

С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации.

Личностные:

проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные УУД умение планировать свою деятельность, правильно оценивать свои действия

Выполняют задания по плану.

Познавательные: умение давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД:

умение владеть устной и письменной речью преобразовывать схемы (модели) для решения задачи; слушать одноклассников и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи


6. Физкультурная минутка


Упражнения, рекомендованные СанПиН.


7. Первичная проверка понимания.


Организует выступление групп с отчётами

Демонстрирует слайд презентации после выступления групп с целью усвоения материалами другими группами и лучшего заполнения рабочих листов

Отчитываются о проделанной работе. Слушают отчёты. Заполняют рабочие листы

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний –отличают новое от уже известного.

Работают с различными источниками информации.

Проводят сравнение бактериальной и растительной клетки.

Регулятивные:

Выполняют задания по плану. Личностные:

проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.


8. Первичное

закрепление:

(Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.)

Предлагает выполнить задание в рабочей тетради и проверить в парах.

Ученики выполняют задание в рабочей тетради и проверяют в парах.

Делают вывод на основании полученных данных

Познавательные: Осуществляют логические действия; используют поиск необходимой информации с помощью знаково-символических

средств; осознанно строят

речевые высказывания и логическую цепь рассуждений. Личностные:

связывая с трудолюбием, приложенными усилиями; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Регулятивные: осуществляют самоконтроль, представляют результаты работы

Коммуникативные: работа в парах.

9. Домашнее задание.

П. 11, прочитать задание с.55, раб.тетрадь.с.30 №43,44

Подготовить сообщение: «Болезнетворные бактерии»

Комментирует задание, записывает на доске.

Слушают задание, записывают в дневник

Коммуникативные: умение владеть устной речью Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, правильно

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание того, что узнали на уроке

(строение и жизнедеятельность бактерий)

Организует анализ и оценку успешности достижения цели и на перспективу:

-Что нового сегодня узнали на уроке?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

-Достигли ли поставленных целей на уроке?

Спасибо за урок!

Подводят итог совместной и индивидуальной деятельности урока, ставят оценку личного вклада в учебную деятельность.











-Я научилась (научился)...

-Я выполняла (выполнял)…


Регулятивные :

адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке. Осознавать причины своего успеха или неуспеха;

Личностные УУД Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя Коммуникативные:

Умение полно и точно выражать свою мысль.