СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по экологии "Заповедники Бурятии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие. Урок по экологии "Заповедники Бурятии"

Просмотр содержимого документа
«Урок по экологии "Заповедники Бурятии"»

Тема урока : «Баргузинский заповедник»


Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите…



НАШЕЙ ЗЕЛЁНОЙ ПЛАНЕТЕ УГРОЖАЕТ ОПАСНОСТЬ. КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ ВЗРОСЛЫМИ, ТО ТОЛЬКО ВЫ СМОЖЕТЕ ЕЁ ЗАЩИТИТЬ. А ЧТО ВЫ СЕЙЧАС МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ?



Прочитайте слова и разбейте их на группы.

БЕРЁЗА

ЗАЯЦ

МУРАВЕЙ

СОСНА

ЛОСЬ

ЭКОЛОГИЯ

ПАУК




– А как вы считаете, почему слово экология лишнее?

– Что же мы должны будем узнать сегодня на уроке?

– Правильно, это и будет тема нашего урока.

– Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?

– Попробуйте объяснить, что означает слово «экология».

– А как вы думаете, что же мы должны узнать на уроке, чтобы прийти к единому мнению? (разобраться, что такое экология, что она изучает.)



Слово экология в переводе с греческого обозначает наука о доме. А о каком доме идёт речь?

– От слова «экология» произошло слово «эколог». А кто может объяснить значение этого слова?




(Звучат сигналы SOS)

– Что это за сигналы мы слышим? (сигналы бедствия, просьбы о помощи, сигнал SOS)

– Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые нам подавала природа. А сейчас, этот сигнал SOS нам посылает лес.Послушайте его историю.

– Жил был лес.

– Обитали в лесу птицы. Они пели задорно и весело.

– Жили в лесу и звери.

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

– Стал человек тогда вырубать лес.

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

«Помогите вернуть былую красоту!»



Ведь лес нуждается в скорой экологической помощи. Придём на помощь лесу и исправим ошибки человека.

– Что же нужно сделать, чтобы вернуть лесу его былую красоту, ведь он пострадал от рук человека? (Посадить деревья)

– Мудрая Черепаха для вас приготовила задания.

Если вы отгадаете загадки, то узнаете какие деревья растут в наших лесах.

1.Весной зеленела, летом загорела, 

Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

2.Не заботясь о погоде, 

В сарафане белом ходит. 

А в один из тёплых дней 

Май серёжки дарит ей.  (Берёза)

3.Зимой и летом – одним цветом.  (Ёль)

4.Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

5.С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.


– Если вы отгадаете загадки и доскажите словечко, то сможете узнать, что ещё можно посадить в лесу.

1.Самый первый, самый тонкий 

Есть цветок с названьем нежным. 

Как привет капели звонкой, 

Называется... (Подснежник). 

2.Золотой и молодой, 

За неделю стал седой

Спрячу-ка в карманчик 

Бывший... (Одуванчик). 

3.Возле леса на опушке, 

Ты под листик загляни-

Там краснеет...!(Земляника)

4.Есть цветок с названьем нежным. 

Не забывай ни на минутку,

Тебе дарю я…(Незабудку)

– Кого мы ещё должны вернуть в наш лес? (птиц и зверей)

–Правильно. Следующее задание от Мудрой Черепахи для

работы в парах.На столе у вас лежат конверты. Достаньте

и соберите картинки (на пазлах фотографии: медведь, лиса,

сова, енот, дятел, бабочка, стрекоза)

– Какие же животные поселились в нашем лесу?



–Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Тогда поиграем в игру «Да/Нет»

Если я приду в лесоки сорву ромашку (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку (НЕТ)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (ДА)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (ДА)
Если разведу костер, а тушить не буду (НЕТ)
Если сильно насорю, а убрать забуду (НЕТ)
Если мусор уберу, банку закопаю (ДА)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (ДА)



Этап закрепления новых знаний.

–А как вы думаете, у нас в Бурятии есть объекты природы, которые нуждаются в особой защите? Какие?



Рефлексия.

–Ребята, как вы думаете, а можно ли наш сегодняшний

разговор считать важным? Почему?

–Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?

–А какие меры принимаются по охране природы? (Создание Красной книги, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)

– Так какая же наука занимается охраной природы?

– А как называются люди, которые охраняют природу?





Заповедники Республики Бурятия

В Бурятии существует несколько крупных заповедников и национальных парков. Среди которых Баргузинский государственный биосферный заповедникБайкальский заповедникГосударственный природный заповедник "Джергинский"Национальный парк "Забайкальский" и "Тункинский".





Баргузинский заповедник – это самый старый российский заповедник Республики Бурятии. 

Заповедник был основан в 1916 г. Главная цель его создания – это сохранение природы западного склона хребта Баргузинский и северо-восточного побережья Байкала. В начале первой половины XX ст. баргузинский соболь, ранее заселявший большую территорию от Северного Приуралья до Камчатки и Сахалина, стал исчезать после интенсивного охотничьего промысла, и лишь в труднодоступных местах сохранилось несколько десятков животных. Тогда и возникла необходимость в создании соболиных заповедников. Баргузинский заповедник стал одним из первых.
Фауна Баргузинского заповедника – таежная. Здесь обитают лось, бурый медведь и северный олень, встречаются кабарга и благородный олень. Всего в заповеднике насчитывается 265 видов птиц.



Здравствуй лес,

                            Дремучий лес!

                       Полный сказок и чудес!

                    Ты о чём шумишь листвою

                      Ночью тёмной, грозовою

                     Что ты шепчешь на заре,

                   Весь в росе, как в серебре?

                     Кто в глуши твоей таится?

                              Что за зверь?

                              Какая птица?

                        Всё открой не утаи:

                      Ты же видишь – мы свои!

 - Кто догадался, куда мы сегодня отправимся?    (в лес)

 - Ребята! А вы знаете правила поведения в природе?   (да)

 - Тогда мы сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».

 - Я вам прочитаю рассказ с том как дети провели отдых в лесу, а вы должны найти ошибки в поведении детей.

  Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей.

   На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора.

   Поймали ежа и взяли его домой.

 - Понравилось вам, как дети отдыхали? (нет)

  (дети читают стихи)

1. Если в лес пришёл гулять,

    Свежим воздухом дышать.

    Бегай, прыгай и играй,

    Только чур, не забывай,

    Что в лесу нельзя шуметь,

    Даже очень громко петь.

    Испугаются зверюшки,

    Убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай,

    Никогда не забывай,

    Мусор с травки убирать,

    Зря цветы не надо рвать,

    Из рогатки не стрелять.

    Ты пришёл не убивать!

 - Ну, вот ребята, повторили правила.

 - правила вы все знаете. Молодцы!

 - Добро пожаловать в  лес!

3.  –Ну, вот мы и в лесу.





  - А как вы думаете, кто нас встретит  в лесу? ( животные и птицы)

   - Давайте попробуем угадать, кто же нас встретит первый?

1. Небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, к зиме делает припасы, питается орехами, грибами.

                                                                                    (Белка)

2. Сильный, умный хищник, его добычей становятся не только зайцы – но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Размером этот зверь с крупную овчарку.

                                                                                    (Волк)

3. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пяточком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днём, а ночью отдыхает.

                                                                                    (Кабан)

4. Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов – рога с большой плоской частью. В начале зимы животные их сбрасывают.

                                                                                      (Лось)

 - А каких животных вы ещё знаете, которые обитают в нашем лесу?

4. Физ. мин.

 - Кто ещё кроме зверей  живёт в лесу?    (птицы, насекомые)

 - А сейчас всех этих животных распределим на группы.

Заяц, бабочка, куропатка, лиса, ёж, комар, паук, тетерев, коршун.


Звери

Птицы

Насекомые




- Какой сделаем вывод?

(все животные делятся на группы: звери, птицы, насекомые)



5. Ребята, а почему некоторых животных остаётся очень мало на земле?

                          (ответы детей)

Охрана растений и животных – проблема государственная.

- А вот что мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом?  (да)

- А как?

(ответы детей)

(дети читают стихи)

Зелёные листья, вода и прохлада

Чтоб это разрушить, немного надо.

Природу нам надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом.

Что нынче посеем – то завтра пожнём.





Какие равила вы должны соблюдать в лесу?

1.Не разорять муравейник.

2. Не жечь костры.

3. не шуметь в лесу.

4. Не разорять гнёзда.

- А вы попробуйте придумать свои правила