СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ФГОС Водоросли

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок наравленный на ознакомление учащихмя с признаками строения и жизнедеятельности одорослей как представителей низших растений.

Просмотр содержимого документа
«6 класс Тема Водоросли»


Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» имени А.С. Пушкина







Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по биологии

На тему: «Водоросли» для детей 6 класса













Спиридонова Наталья Васильевна

Учитель биологии























Бузулук

2017



Технологическая карта урока


Предмет - биология
Класс - 6
Тема урока: Водоросли

Тип урока – «открытие» новых знаний

Ресурсы: учебник Т.А.Исаева, Н.И.Романова «Биология», презентация, компьютер,

Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений

План урока:

1. Общая характеристика водорослей.

2. Клеточное строение водорослей

3. Размножение водорослей

Основные понятия: слоевище, водоросли, спора

Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):

Предметные

Метапредметные

Личностные

- формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по гербарию);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов.

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


- формирование ценностного отношения к природе и научной картины мира;

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока

Ресурс

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап.

Орг. момент


Вы все пришли сегодня в класс,

Я очень рада видеть вас.

Пусть в дневник летят пятёрки,

И немножечко четвертки.

Тройка, двойка – не друзья.

Их в дневнике иметь нельзя.

В классе так заведено, все мы вместе заодно,

Все мы дружна семья, хоть отдельный каждый я.

Сегодня на уроке мы будем работать группами, но и в групповой работе вы проявите себя как личность.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве ... Разве не так начинается множество сказок? Герои моей сказки вовсе не сказочные существа.
Царства ... Именно так ученые назвали очень большие группы живых существ, в которые они объединили жителей нашей планеты. Царство бактерий, царство грибов, царство растений и, наконец, царство животных, к которому принадлежим и мы с вами. Эти царства не имеют ни границ, ни правителей, а все вместе они образуют биосферу - живую оболочку нашей планеты


2 этап.




Мотивация (создание проблемной ситуации)


Проверка изученного материала - Тестирование

Просмотр слайд-шоу (Слайд 1-6) с водоемом «цветущим» с сопровождением фонограммы из мультфильма «Буратино». Тина –  скопление живущих в воде растений в основном водорослей.

Ученые уже давно установили, что причиной цветения водоемов является развитие в воде множества микроскопических водорослей, которые используют для своего роста, имеющиеся в воде питательные вещества, тепло и световую энергию солнца.
Могут ли эти микроскопические водные растения быть полезны человеку?
Обычные зеленые микроводоросли хлорелла (слайд 7) и сценедесмус (слайд 7) — чрезвычайно богаты белками. Если в пшенице содержится белковых веществ до 26,3 процента от сухого веса, а во ржи до 17 процентов, то у хлореллы содержание белка достигает 85 процентов, а у сценедесмуса — около 40 процентов. Зеленые водоросли богаты и другими питательными веществами. Получена, например, хлорелла. содержащая до 82 процентов жира. А содержание витамина С в хлорелле такое же, как и в лимоне; микроводоросли в значительном количестве содержат и другие витамины.
Хотя возможность пищевого использования водорослей должна еще исследоваться, несомненно, что эти растения имеют большую кормовую ценность и могут применяться как корм для рыб и скота. Немецкие ученые производили опытное кормление крыс сценедсмусом и установили, что этот необычный корм не вызвал у них никаких заболеваний (в частности, не развилось заболеваний печени, как это происходит, например, при кормлении их дрожжами, шампиньонами, плесневыми грибками и некоторыми другими бактериями). По опытам, произведенным в США, зеленые водоросли могут использоваться и в пище человека (в качестве приправы к супу). Еще более очевидна возможность использования микроскопических водорослей в разнообразных технических целях.




Учащиеся предлагают свои предположения.






Учащиеся приводят примеры, которые позволят составить определенное мнение по этому поводу

3 этап. Актуализация знаний


Теперь обратимся к нашему природному явлению.

Какой цвет приобрела вода?

Чем это можно объяснить?

Посмотрите на пробирку с водой, в которую я набрала воды из емкости, в которой вода простояла более месяца. Что мы видим? Какого цвета? У каких организмов мы уже встречали такую окраску и с чем она была связана?

Выполняют задание №1 (работа в группах)

Проанализируйте стихотворение, в котором говорится о знакомом вам процессе.

Листок зеленый-

Труженик хваленый.

Лучик света он поймал

И в сахар упаковал.

Предположение: есть свет, вода и углекислый газ (воздух)



Предположение: водоросли


Предположение: водная среда
Предположение: растут в воде.

Ответ учащихся

- фотосинтез — это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света.

- наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа условие протекания фотосинтеза.

- в клетках растений для этого процесса есть специальные органы хлоропласты.


4 этап.

Целеполагание

и планирование













Беседа с учащимися.

Какое предположение следует сделать из ваших выводов о тех объектах, которые мы видим на слайдах 1-6?

  • Как называют растения, которые обитают в воде?

  • Какое предположение можно сделать?

  • Значит все растения, которые растут в воде, водоросли?

  • Как это можно доказать или опровергнуть?

- Как думаете, как можно сформулировать тему урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока? (Слайд 8)











Формулируют тему урока «Водоросли»

Узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Изучить строение водорослей

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)














клетка хламидомонады


Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве.

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки. (Слайд 9)

Выполните задание №2

У меня есть приз для самых активных и внимательных (банка морской капусты). Он достанется тому, кто ответит на все вопросы по фильму «Водоросли»

Если мы посмотрим видеофрагмент учебного фильма «Водоросли», мы увидим, что разнообразие водорослей очень большое.

С чем это связано?

На какие группы мы можем разделить водоросли по строению?

Какое строение имеет тело многоклеточной водоросли? Физминутка.

Выполните задание №3: заполните в бланке ответов терминологические понятия «слоевище».

Подпишите части слоевища многоклеточных водорослей. Какие части вы выделили, какую роль играют выросты? К чему они крепят водоросли?

Если растения прикреплены к дну, как мы можем их назвать? Сформулируйте понятие донные водоросли. Вспомните, где в воде находится известная нам хламидомонада, спирогира? Как можно назвать такие водоросли?

Учащиеся сравнивают строение клетки водорослей и растительной клетки, и приходят к выводу, что хламидомонада растение.

Выполняют задание №2 в тетради. Составить схему «Строение хламидомонады».

  1. оболочка – прозрачная, целлюлозная, защитная функция;

  2. цитоплазма – вязкая;

  3. ядро – наследственная информация;

  4. хроматофор – чашеобразный, содержит хлорофилл (пиреноид – запас крахмала);

  5. светочувствительный глазок.


6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)


В хлорелле насчитывается 13 разных витаминов (по их содержанию она приравнивается к лимону). В процессе фотосинтеза хлорелла способна выделять объем кислорода, в 200 раз превышающий ее
собственный объем. Имеет широкое практическое применение. В 1960г хлорелла облетела вокруг Земли на советском корабле-спутнике. Широко обсуждалась возможность использования этой неприхотливой и быстро размножающей водоросли во время космических полетов, где она смогла бы выделять кислород для дыхания космонавтов, очищать использованную воду, служить им пищей.

Сейчас хлореллу часто добавляют в корм для скота.

По содержанию белка урожай хлореллы с 1 га равен урожаю пшеницы с 25га и урожаю картофеля с 10 га.

Рассматривают воду из пруда, делают выводы. Рассматривают морскую капусту.

7 этап. Рефлексия и оценивание


Проводится тестирование по теме «Водоросли».

Проводится взаимопроверка по формуле

Ку= a/p где Ку – коэффициент усвоения а – количество правильных ответов в тесте р – количество вопросов

Оценки выставляют из расчета:

Ку = 7 - «отлично»

Ку = 6 - «хорошо»

Ку = 5 - «удовлетворительно»

Ку =4 - «плохо» 

8 этап. Домашнее задание


п.34 , 35 Сделать контурный рисунок к теме стр. 131 рис. 68














Просмотр содержимого документа
«Итоговый контроль»

Задание для итогового контроля:

Оценка качества освоения слушателями дополнительной профессиональной программы «Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода в контексте требований ФГОС ООО» осуществляется в виде зачетной работы

– конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО (с использованием одной из современных технологий).

Итоговая зачетная работа включает:

  • Титульный лист.

  • Технологическая карта урока.

Требования к разработке конспекта урока

  • Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

  • Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

  • Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся.

  • Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.


Требования к оформлению итогового задания

Материалы (объем конспекта урока – от 5 до 7 страниц) в формате текстового процессора Microsoft Word. Формат страницы – А 4, поля: 2 см; шрифт Times New Roman, 14; интервал –1,5, абзацный отступ – 1,25 см, форматирование по ширине страницы.

Зачетная работа должна быть написана с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.

Ссылки на литературные источники оформляются в соответствии с правилами библиографического описания и с требованиями к научным публикациям. В тексте ссылки оформляются в квадратных скобках, с указанием порядкового номера источника и страницы.













Просмотр содержимого документа
«Проверка изученного материала Тест Половое размножение растений»

Тест по биологии в 6 классе «Полое размножение растений»

Вариант 1

1.Органами полового размножения цветка являются …

А) Чашелистик и пестик Б) Чашелистик и тычинка

В) Пестик и тычинка Г) Тычинка и лепесток

2.Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика называется …

А) Оплодотворение Б) Опыление В) Созревание Г) Обогащение

3. Слияние спермия и яйцеклетки называется …

А) Оплодотворение Б) Опыление В) Созревание Г) Обогащение

4.Внутри зародышевого мешка у растений развиваются …

А) Яйцеклетки Б) Спермии В) Пыльцевые зерна Г) Пыльники

5.У цветковых растений оплодотворение является ….

А) Одиночным Б) Двойным В) Тройным Г) Все ответы верны

6.Яркие лепестки растений служат для …

А) Украшения растения Б) Привлечения насекомых-опылителей

В) Являются органами бесполого размножения

Г) Являются органами полого размножения

7. Семязачаток находится в …

А) Пыльнике Б) Яйцеклетке В) Завязи Г) Спермии

8. Из зиготы с диплоидным набором хромосом развивается …

А) Эндосперм Б) Запас питательных веществ для будущего зародыша

В) Семена Г) Зародыш

9. Из зиготы с триплоидным набором хромосом развивается …

А) Эндосперм Б) Споры В) Семена Г) Зародыш


Тест по биологии в 6 классе «Полое размножение растений»

Вариант 2

1. Размножение – это:

А - увеличение числа особей Б - увеличение размера организма

В - образование новых побегов

2. Различают два способа размножения растений:

А – половое и бесполое Б – спорами и черенками В – побегами и листьями

3. Женскую половую клетку цветкового растения называют:

А – спермий Б – пыльцевое зерно В - яйцеклетка

4. Оплодотворение – это:

А - перенос пыльцы насекомыми Б - слияние мужской и женской гамет

В - попадание пыльцы на рыльце пестика

5. Плод образуется из:

А - рыльца пестика Б – пестика В - завязи пестика

6. Яркая окраска и наличие нектарников характерны для цветков, опыляемых:

А – ветром Б – искусственно В - насекомыми

7. Цветки, в которых есть тычинки и пестики называют:

А – обоеполыми Б – двудомными В - раздельнополыми

8. Перенос пыльцы с одного растения на другое называется:

А - искусственное опыление Б - перекрёстное опыление В – скрещивание

9. У растений в пыльцевых зернах развиваются …

А) Яйцеклетки Б) Спермии В) Завязи Г) Семязачатки




Просмотр содержимого документа
«Тест водоросли»

Тест водоросли

Выберите ОДИН верный ответ:

1. Одноклеточной водорослью является

А) спирогира б) улотрикс в) хлорелла г) ламинария

2. Хроматофор имеет форму незамкнутого кольца у

А) спирогиры б) хламидомонады в) улотрикса г) ульвы

3. Во время «цветения» мелких водоемов в воде часто встречается

А) спирогира б) хламидомонада в) улотрикс г) ламинария

4. В хроматофорах хлореллы и спирогиры происходит

А) фотосинтез б) образование гамет в) клеточное дыхание

5. При неблагоприятных условиях хламидомонада размножается

А) половым путем б) бесполым путем

6. Зеленые морские водоросли не обитают на больших глубинах из-за

А) низких температур б) недостатка органических веществ

в) недостатка минеральных веществ г) недостатка света

7. Хлореллу используют при биологической очистке сточных вод, потому что она

А) выделяет много кислоты б) активно поглощает органические вещества

В) выделяет особые секреты, разрушающие вредные вещества



Просмотр содержимого презентации
«Цветущий водоем»

«Цветущий водоем»

«Цветущий водоем»

Хлорелла Сценедесмус

Хлорелла

Сценедесмус

Тема: Водоросли Задачи: 1. Узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей 2. Изучить строение водорослей

Тема: Водоросли

Задачи:

1. Узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

2. Изучить строение водорослей

Тема: Водоросли Растительная клетка Хламидомонада

Тема: Водоросли

Растительная клетка

Хламидомонада