СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Водоросли"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с учетом требований ФГОС. На уроке используется групповая, индивидуальная, практическая работа, самооценка, взаимопроверка. Изучаются общие признаки отдела водоросли, их места обитания, строение и размножение. По ходу урока разбираются также одноклеточные водоросли, по результатам знакомства с которыми проводится практическая работа.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Водоросли"»

Урок по теме: «Водоросли»

в 5 классе по ФГОС

Учителя МБОУ «СОШ №11» НМР РТ первой квалификационной категории Моряшовой О.П.


Технологическая карта урока


Предмет

биология

Класс

5

Тема урока

Водоросли

Тип урока

Освоение новых знаний

Цели

Создать условия для:

- систематизации знаний учащихся о строении и многообразии водорослей;

- знакомства учащихся с водорослями как представителями древних растений;

- формирования знания об их среде обитания;

- раскрытия особенности строения тела водорослей;

- изучения строения одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

- знакомства с многообразием одноклеточных водорослей;

- формирования умений работать с рисунками, тренажёрами, микроскопами;

- развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней.

Задачи

Образовательные: актуализировать знания учащихся о водорослях; показать особенности строения, питания, размножения; показать многообразие.

Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.

Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать речь других людей

- развивать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познавательные УУД:

- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор

микроскоп (1 на 2 учащихся), микропрепараты водорослей, изображения различных групп водорослей, рабочая карта учащегося.

Формы работы:

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы проведения урока:


практический метод - лабораторная работа учащихся, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа.

Технологии:


проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие;

элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися микроскопического строения водорослей;

  2. Умения находить и распознавать виды водорослей на рисунках, электронных носителях, работать с ЭОР;

  3. Решать задачу по описанию водоросли в процессе выполнения практической работы;

  4. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования естественнонаучной картины мира;

  5. Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов, взаимосвязи всего живого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;




  1. Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных водорослей;

  2. Использовать практические методы познания (наблюдение), рационально используя выделенное время;

  3. Способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы.

  4. Контролировать результат работы и сравнивать с эталоном;

  5. Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и т.д.;



  1. Сформирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  2. Способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии;

  3. Формирование личностных представлений о целостности природы.

  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке

водоросли, хламидомонада, хлорелла, хроматофор

Организационная структура урока

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Время,

мин



учителя

учащихся

1

Организационный этап

Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного.

Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов

Добрый день, друзья!


Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? Настраиваемся на урок и начинаем работу


Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах, парах и индивидуально

1

2

Этап актуализации субъектного опыта учащихся


Познавательные:

слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.






Сегодня вам предстоит совершить открытие в области ботаники.

Вы уже знаете, что изучает эта наука, но для того, чтобы двигаться дальше, вам необходимо выполнить следующее задание:

Перед вами лежат тексты с пропущенными словами, вам необходимо правильно заполнить пропуски, воспользовавшись словами, находящимися под текстом (даны два варианта текста, учащиеся заполняют свой вариант, а затем обмениваются текстами для проверки).

Учитель объявляет критерии оценок, которые написаны на доске:

5-нет ошибок или 1 ошибка,

4-2 ошибки,

3 -3 ошибки


Ребята, кто догадался, какая у нас тема урока?

Что мы на уроке будем изучать? (Низшие и высшие растения)

А какие растения относятся к низшим? (Водоросли)

Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока.

Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока:

- Изучить строение, среду обитания и многообразие водорослей.

Слушают учителя.

Выполняют задания в инструктивных карточках.

Проводят взаимопроверку













Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока.

Записывают тему урока в тетради. Ставят перед собой цели.




5


3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности






Познавательные:

извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков,

обобщения и синтезирования;

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

формировать умение способности к саморазвитию.

Ребята, сейчас мы немного поработаем по группам. Я  раздам задания каждой группе.

1. Где обитают водоросли?

2.Какой способ питания у водорослей?

3. Как устроены водоросли?

4. Как размножаются водоросли?

5. Какие бывают водоросли?

Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.93

Обсуждение ответов.

1. Место обитания.

Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.

Записывают в тетрадях: в воде, во влажных местах, на камнях и древисине.

2. Питание.

Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами.

Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ.

3. Строение.

Относятся к низшим растениям, не имеют корней, стеблей и листьев.

4.Размножение

Бесполым путем (деление пополам) и половым

5. Группы водорослей

Одноклеточные и многоклеточные


Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы.

Сегодня мы с вами изучим только одну группу водорослей. Многие из вас часто наблюдали такое явление, как “цветение” воды в природных водоёмах и аквариумах.

Подумайте, а с чем это может быть связано? Какова причина цветения воды летом в водоёмах и в наших аквариумах?

Посмотрите на экран, какие водоросли мы будем изучать сегодня?

Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы. Они имеют очень простое строение. А вот какое, вам предстоит сейчас выяснить.


Для этого предлагаю вам в группах заполнить таблицу в инструктивной карточке, пользуясь текстом на с.93-95

«Сравнительная характеристика

хламидомонады и хлореллы»


Работают учащиеся в группах. Представитель каждой группы дает ответ на вопрос. Слушают учителя.


4

Этап первичной проверки понимания изученного

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков,

обобщения и синтезирования.


Личностные: сформированность здоровьесберегающих мотивов

Проверка правильного заполнения таблицы + физкультминутка


Проверяют правильность заполнения таблицы


Активно участвуют в физкультминутке

3



5

Этап закрепления изученного

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации







А теперь давайте попробуем самостоятельно, без учебника выполняют практическую работу по инструктивной карточке.

После выполнения работы сверяем результат с рисунком в учебнике и проводим самооценку.

Критерии:

5-нет ошибок или 1 ошибка,

4-2 ошибки,

3 -3 ошибки


Выполняют лабораторную работу.

После выполнения работы сверяем результат с рисунком в учебнике и проводим самооценку.

Критерии:

5-нет ошибок или 1 ошибка,

4-2 ошибки,

3 -3 ошибки


5




6

Этап обобщения и систематизации

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Беседа:

  1. Дайте определение, что такое водоросль?

  2. Где обитают водоросли?

  3. Какой способ питания у водорослей?

  4. Как устроены водоросли?

  5. Как размножаются водоросли?

  6. На какие две группы делят водоросли?

  7. Какие одноклеточные водоросли вы сегодня изучили?

Участвуют в беседе (отвечают на вопросы учителя)

5


7

Этап информации о домашнем задании


Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: прочитать с.93-95, ответить на в.1-3 с.101, подготовить сообщения о зеленых, бурых, красных водорослях или их значении для человека.

Фиксируют информацию, участвуют в беседе

2

8

Этап подведения итогов учебного занятия


Анализирует работу учащихся на уроке, выставляет оценки.

Участвуют в подведении итогов урока

2

9

Рефлексия

Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.


На доске вы видите пруд. Он пока пустой. У вас на столах лежат одноклеточные водоросли, грустные и веселые. Предлагаю вам заселить ими наш пруд. Если вам все понравилось на уроке и было интересно и легко, вы клеите веселую зеленую водоросль, если вам было трудно и непонятно – желтую, грустную

Оценивают свою работу и эмоциональное состояние на уроке

2