Предмет | биология | Класс | 5 |
Тема урока | Водоросли |
Тип урока | Освоение новых знаний |
Цели | Создать условия для: - систематизации знаний учащихся о строении и многообразии водорослей; - знакомства учащихся с водорослями как представителями древних растений; - формирования знания об их среде обитания; - раскрытия особенности строения тела водорослей; - изучения строения одноклеточных водорослей на примере хламидоманады; - знакомства с многообразием одноклеточных водорослей; - формирования умений работать с рисунками, тренажёрами, микроскопами; - развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; - воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней. |
Задачи | Образовательные: актуализировать знания учащихся о водорослях; показать особенности строения, питания, размножения; показать многообразие. Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся. Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся. Личностные УУД: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы (пары). Регулятивные УУД: - сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. - сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: - развивать умение слушать и понимать речь других людей - развивать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Познавательные УУД: - сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию - сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий) - сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Оборудование: | компьютер, мультимедийный проектор микроскоп (1 на 2 учащихся), микропрепараты водорослей, изображения различных групп водорослей, рабочая карта учащегося. |
Формы работы: | индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. |
Методы проведения урока: | практический метод - лабораторная работа учащихся, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа. |
Технологии: | проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие; элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися микроскопического строения водорослей; Умения находить и распознавать виды водорослей на рисунках, электронных носителях, работать с ЭОР; Решать задачу по описанию водоросли в процессе выполнения практической работы; Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования естественнонаучной картины мира; Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов, взаимосвязи всего живого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;
| Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных водорослей; Использовать практические методы познания (наблюдение), рационально используя выделенное время; Способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы. Контролировать результат работы и сравнивать с эталоном; Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и т.д.; | Сформирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; Способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии; Формирование личностных представлений о целостности природы. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | водоросли, хламидомонада, хлорелла, хроматофор |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | Время, мин |
учителя | учащихся |
1 | Организационный этап | Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов | Добрый день, друзья! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? Настраиваемся на урок и начинаем работу | Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах, парах и индивидуально | 1 |
2 | Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Сегодня вам предстоит совершить открытие в области ботаники. Вы уже знаете, что изучает эта наука, но для того, чтобы двигаться дальше, вам необходимо выполнить следующее задание: Перед вами лежат тексты с пропущенными словами, вам необходимо правильно заполнить пропуски, воспользовавшись словами, находящимися под текстом (даны два варианта текста, учащиеся заполняют свой вариант, а затем обмениваются текстами для проверки). Учитель объявляет критерии оценок, которые написаны на доске: 5-нет ошибок или 1 ошибка, 4-2 ошибки, 3 -3 ошибки Ребята, кто догадался, какая у нас тема урока? Что мы на уроке будем изучать? (Низшие и высшие растения) А какие растения относятся к низшим? (Водоросли) Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока. Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока: - Изучить строение, среду обитания и многообразие водорослей. | Слушают учителя. Выполняют задания в инструктивных карточках. Проводят взаимопроверку Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока. Записывают тему урока в тетради. Ставят перед собой цели. | 5 |
3 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования; Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. | Ребята, сейчас мы немного поработаем по группам. Я раздам задания каждой группе. 1. Где обитают водоросли? 2.Какой способ питания у водорослей? 3. Как устроены водоросли? 4. Как размножаются водоросли? 5. Какие бывают водоросли? Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.93 Обсуждение ответов. 1. Место обитания. Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет. Записывают в тетрадях: в воде, во влажных местах, на камнях и древисине. 2. Питание. Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами. Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза. Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ. 3. Строение. Относятся к низшим растениям, не имеют корней, стеблей и листьев. 4.Размножение Бесполым путем (деление пополам) и половым 5. Группы водорослей Одноклеточные и многоклеточные Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Сегодня мы с вами изучим только одну группу водорослей. Многие из вас часто наблюдали такое явление, как “цветение” воды в природных водоёмах и аквариумах. Подумайте, а с чем это может быть связано? Какова причина цветения воды летом в водоёмах и в наших аквариумах? Посмотрите на экран, какие водоросли мы будем изучать сегодня? Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы. Они имеют очень простое строение. А вот какое, вам предстоит сейчас выяснить. Для этого предлагаю вам в группах заполнить таблицу в инструктивной карточке, пользуясь текстом на с.93-95 «Сравнительная характеристика хламидомонады и хлореллы» | Работают учащиеся в группах. Представитель каждой группы дает ответ на вопрос. Слушают учителя. | |
4 | Этап первичной проверки понимания изученного | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования. Личностные: сформированность здоровьесберегающих мотивов | Проверка правильного заполнения таблицы + физкультминутка | Проверяют правильность заполнения таблицы Активно участвуют в физкультминутке | 3 |
5 | Этап закрепления изученного | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений Познавательные: поиск и выделение необходимой информации | А теперь давайте попробуем самостоятельно, без учебника выполняют практическую работу по инструктивной карточке. После выполнения работы сверяем результат с рисунком в учебнике и проводим самооценку. Критерии: 5-нет ошибок или 1 ошибка, 4-2 ошибки, 3 -3 ошибки | Выполняют лабораторную работу. После выполнения работы сверяем результат с рисунком в учебнике и проводим самооценку. Критерии: 5-нет ошибок или 1 ошибка, 4-2 ошибки, 3 -3 ошибки | 5 |
6 | Этап обобщения и систематизации | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений | Беседа: Дайте определение, что такое водоросль? Где обитают водоросли? Какой способ питания у водорослей? Как устроены водоросли? Как размножаются водоросли? На какие две группы делят водоросли? Какие одноклеточные водоросли вы сегодня изучили? | Участвуют в беседе (отвечают на вопросы учителя) | 5 |
7 | Этап информации о домашнем задании | | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: прочитать с.93-95, ответить на в.1-3 с.101, подготовить сообщения о зеленых, бурых, красных водорослях или их значении для человека. | Фиксируют информацию, участвуют в беседе | 2 |
8 | Этап подведения итогов учебного занятия | | Анализирует работу учащихся на уроке, выставляет оценки. | Участвуют в подведении итогов урока | 2 |
9 | Рефлексия | Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии. | На доске вы видите пруд. Он пока пустой. У вас на столах лежат одноклеточные водоросли, грустные и веселые. Предлагаю вам заселить ими наш пруд. Если вам все понравилось на уроке и было интересно и легко, вы клеите веселую зеленую водоросль, если вам было трудно и непонятно – желтую, грустную | Оценивают свою работу и эмоциональное состояние на уроке | 2 |