СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике в 7 классе « Механическая работа»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:1.познакомить учащихся с новой физической величиной «механическая работа» и выяснить ее физический смысл; условиями, необходимыми для совершения механической работы

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике в 7 классе « Механическая работа»»

МБОУ « Усть-Калманская СОШ»


Урок по физике в 7 классе

Тема: « Механическая работа»








Выполнила : учитель физики

Рогова Елена Анатольевна








Проект урока по предмету

Предмет: физика

Уровень образования: основное образование

Тема: «Механическая работа. Единицы работы»( первый урок по данной теме)

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы организации работы детей урока: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая

Участники: 7класс

Время проведения: 4 четверть

Цель:1.познакомить учащихся с новой физической величиной «механическая работа» и выяснить ее физический смысл; условиями, необходимыми для совершения механической работы;

2.обеспечить условия для получения учащимися знаний о механической работе и о способах ее нахождения;

3.обеспечить условия для закрепления понятия « механическая работа» в устной или письменной речи;

4. формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

-образовательные ,предметные ( формирование познавательных УУД):

Знать определения:

Механическая работа;

единицы измерения механической работы;

обозначения физических величин;

способы нахождения механической работы;

выяснить условия, необходимые для совершения механической работы;

формулы:

механическая работа;

приложенная сила;

пройденный путь;

Уметь: решать задачи, используя формулы механической работы;

рассчитывать приложенную силу;

переводить единицы измерения механической работы.

-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками, полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, воспитывать трудолюбие и ответственность;

-развивающие ( формирование регулятивных УУД):

формирование и развитие мыслительных операций, развитие логического мышления.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД:

планирование своей деятельности, прогнозирование ,контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция .

Личностные УУД:

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Основные понятия: механическая работа,1 Джоуль

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тележка, набор грузов, динамометр, презентация, раздаточный материал




Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД(Ф,И,П,Г)

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Мотивирует класс к активной деятельности на уроке

Добрый день!Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и неисследованного  вокруг?  Интерес ко  всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам.

Хоть выйди ты не в белый свет, а в  поле за околицу,
 Когда идешь за кем - то в след, дорога не запомнится.
 За то куда б ты не попал, и по какой распутице
Дорогу ту, что сам искал, вовек не позабудется! (Cлайд 1 )
Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям  готовы. Нас ждет интересная работа.



Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности, познал самого себя. Покажем умения и навыки при изучении новой темы. Какая же тема урока?



Сначала предлагаю прочитать пословицы и поговорки. (Cлайд 2). Что их объединяет?

Сформулируйте тему урока. «Механическая работа.»(Cлайд 3)

Что говорят о « работе» мудрые люди?

( Слайд 4)

Сформулируйте цели урока.























Сопоставьте вами предложенные цели с моими. ( Слайд 5)



Термин «механическая работа» был введен в физику в 1826 г. французским ученым Ж. Понселе(слайд 6).

А какой может быть работа?


А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры?
Из словаря В.Даля: ( Слайд 7)

  • Работа - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье.

  • Египетская работа - тяжкая и долгая.

  • Черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье.

  • Срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок.

 

Значить цель нашего урока Узнать что такое работа с научной точки зрения .



Может быть, мы чего-то  не знаем о работе? А с точки зрения науки физики?  Значит, нам это нужно узнать! Будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в вашей будущей работе, по выбранной профессии.
Для хорошего настроения предлагаю послушать Б.Окуджаву.


Эмоционально настраиваются на работу


Фронтальная. Цели обучающихся: Я хочу! Я могу! Формулируют цели урока. Изучить механическую работу ;

в каких единицах измеряется механическая работа; выяснить, когда совершается положительная работа, отрицательная и равная нулю;
формулы: для нахождения работы; равнодействующей силы; перемещения тела.

обобщить знания о равнодействующей силы; перемещения тела, закрепить изученный материал;

проверить полученные знания




Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи.


Отвечают на вопросы учителя.



Предлагают тему урока.



Читают, обдумывают.




Предлагают, учитель фиксирует на доске.

Постановка цели занятия перед учащимися:
- дать понятие механической работы,
-  в каких единицах  измеряется работа;   
- выяснить способы совершения положительной, отрицательной работы;
- выяснить условия необходимые для совершения работы;
- обобщить  знания о работе, закрепить изученный материал;

 - проверить и закрепить полученные знания.


Сравнивают.







умственной, физической, творческой , срочной и т.д.



Предлагают варианты.

Сопоставьте.
























Слушают песню.








Регулятивные: целеполагание, саморегуляция

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя, умение строить понятные для партнеров высказывания

Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

2. Актуализация опорных знаний

-Воспроизведение знаний, необходимых для усвоения нового знания;

У вас на столах лежат листы контроля и самопроверки. Ответьте на вопросы.

1.Что является причиной изменения скорости?
  / Причина изменения скорости является сила/
 2.Как заставить тело двигаться?
/  действовать на него с какой - то  силой./
3.Что такое сила? 
 /  Сила – мера взаимодействия тел./
 4. От чего зависит результат действия силы на тело?
/ Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения./
5.Какие типы сил Вам известны? 
/ F упр; F тяж, Fтр./

Проведите самопроверку по слайду 8

Оцените свою работу по критериям: 1 правильный ответ-1 балл.


Давайте подробнее вспомним о каждой силе.

Предлагаю посмотреть слайд. О какой силе идет речь?

Расскажите, что Вы знаете о силах упругости?(Слайд 9-10).











Теперь посмотрите слайд 11

Какая сила исчезла? (Слайд12)
/Сила тяжести? Что это за сила? (Слайд13)
/






Теперь посмотрите слайд 14

О какой силе я вам говорю?
Сила трения. Что это за сила?(Слайд15)









Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют самостоятельную работу

Фронтальная, индивидуальная









Проверяют.

Оценивают.





Смотрят.


Силы упругости:
             -   возникают при деформации;
             -  одновременно у двух тел;             
             -   перпендикулярны поверхности;
             -   противоположны  смещению;
             -  при малых деформациях выполняется закон Гука   F упр = -к х/
Смотрят.

Сила тяжести

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело. Формула для нахождения силы тяжести    Fт =mg, направлена по радиусу  к         центру Земли./



О силе трения.


Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, и  направлена  против движения. Различают силы трения покоя, скольжения, качения.









Познавательные :,

осознанное и произвольное построение речевого высказывание в письменной форме, использование необходимой информации для выполняют задания , систематизация и организация информации о силе и давлении.

.Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия, учитывают правила контроля и способа решений, умение оценивать правильность выполнения действий

Личностные: осознание учащимися своих знаний

3.Постановка проблемы

- создание проблемной ситуации.

Басня «Мартышка и очки» вспомнить и ответить на вопрос: «Можно ли «возню» мартышки с очками назвать механической работой?»

(задание с удивлением, с затруднением)


Формулируем проблему.

Фронтальная. Ответы учащихся. Высказывают свои предположения.




Мы не знаем от чего зависит работа.


Регулятивные(определяют цель своей деятельности на уроке, учатся высказывать свои предположения(версии), понимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия, умение планировать иоценивать правильность выполнения действий.)

Познавательные: делают выводы, отличая факт от гипотезы в результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способы решения познавательных задач(анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию.

Личностные: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности, развитие мотивов учения

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, уметь слушать и использовать речь учителя и учащихся для регуляции своего действия, строить монологические высказывания, понятные для

учителя и учащихся




4. Физическая пауза

«Гимнастика для глаз»

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз

Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторите 10 раз

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвигая обратно. Повторите 5 раз

Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.(Слайд16)

Учащиеся выполняют «Гимнастику для глаз»

5.Открытие нового знания

Как физическая величина, работа обозначается буквой А. Запишите это в тетради. (слайд 17).

Так как это физическая величина, ее можно измерить и вычислить. А для этого нужно знать, когда совершается механическая работа и от чего она зависит? Посмотрим следующий слайд (слайд 18).

Что общего на этих фотографиях?



Значит, на всех картинах что совершается?


В парах попробуйте дать определение работе.

Послушаем каждую пару. Предлагает проверить.

Проведите Опыт . Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.

В каком случае совершена большая работа?

Установите зависимость между работой и перемещением тела.

Проведите в парах Опыт .   Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы. 

Сделайте вывод.
Какая зависимость работы от силы?

.



Предлагаю обсудить и сформулировать понятие работа.


Механическая работа совершается, только когда на него действует сила, и оно движется. Механическая работа физвеличина,прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути




Молодцы. Мы можем записать формулу работы.( Слайд 19)

Формула А=FхS

А-работа;

F-сила ;S-пройденный путь. (Слайд)


Установим единицу измерения .

( Слайд 19 -20)

Единица работы в системе СИ:

1Дж=1Н х м

1Дж-это работа,совершаемая силой в 1Н, на пути, равном 1м


Как вы думаете 1 Дж – это большая работа? Я вам продемонстрирую работу в 1 Дж на опыте. Беру груз, массой 100 г. На этот груз действует сила тяжести . Значит, чтобы поднять равномерно на высоту 1 м, я должна приложить силу 1 Н, то есть совершить работу в 1 Дж. Большую ли работу я совершила?.

Производные единицы:

1кДж=1000Дж;

1гДж=100Дж; 1Дж=0,001кДж; 1Дж=0,01гДж. (Слайд)


Поработаем с формулой .( Слайд 21)


Предлагаю посмотреть ситуации:


( Слайды 22-25)Сделайте вывод.

Слайд 26






Рассмотрите три случая: а)направление силы совпадает с направлением движения;

б)движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы;

в) направление силы, действующей на тело,перпендикулярно направлению движения(Слайд 27 )

Формула А=Fхs применима в том случае, когда сила постоянна и совпадает с направлением движения тела.

Сделайте выводы.




















Подведем итог. Слайд 28


Записывают.









На всех фотографиях действуют силы, и тела перемещаются.

Работа .




Проговаривают.









Во втором.


Прямая. Вывод:    Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа.








Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа


Работают в парах.

Работа- это величина, котораяпрямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути


Записывают.




Записывают в тетради.




















Нет.










Механическая работа равна нулю в случае, когда равны нулю либо силы, действующие на тело, либо под действием сил тело не перемещается.














Если направление силы совпадает с направлением движения, то данная сила совершает положительную работу


Если движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы,то данная сила совершает отрицательную работу.

Если направление силы, действующей на тело,перпендикулярно направлению движения, то эта сила работы не совершает, работа равна нулю


Записывают.









6. Закрепление

Фронтальная работа по выполнению заданий на применение нового знания с проговариванием в громкой речи, с разбором плана выполнения задания, сравнения с образцом.

Решение задач Рассмотрим пример решения задачи из учебника с.130-131

Рассматривается способ выполнения

Запишем условие и решим ее.


По образцу решим задачу № 679/В.И.Лукашик.Сборник задач по физике /


Способ выполнения


Фронтальная

Способ выполнения .

Решают самостоятельно Сравнивают с образцом



Регулятивные: работают по предложенному учителем плану(контроль способа решения, коррекция, оценка правильности выполнения действий)

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; строят понятное для учителя и учащихся высказывание, внимательно слушают и понимают речь учителя и сверстников, используют ее для регуляции своего действия

Личностные: развитие мотивов учения. формирование границ собственных знаний и незнаний


Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания

7.Коррекция знаний, работаcсамооценкой

Разбор дополнительных заданий на корректировку знаний учащихся

1.Петя, масса которого 35 кг, залез на самую верхушку берёзы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя?











 

Решение качественных задач

1.Автомобиль равномерно движется по шоссе. Совершает ли при этом работу сила тяжести? (Не совершается)

2.Совершается работа при подъеме по лестнице, при подъеме на лифте?        (По лестнице да, в лифте нет)

3.Слайд ы 29-30

Ребята, завершит наш сегодняшний урок небольшой тест по теме: « Механическая работа.». Вам предстоит выбрать (обвести кружком) правильный ответ на каждый вопрос из 3-х предложенных вариантов.

Слайды32-34

Взаимопроверка теста: Обменяйтесь, пожалуйста, листами и давайте проверим, как вы справились с тестом. За каждый правильный ответ ставьте по 1 баллу.

Оценивание результатов работы на уроке.

А теперь подсчитаем баллы за тест

Если у вас 10баллов, то поставьте оценку «5».

Если вы набрали 8-9 баллов, то оценка за урок «4».

Если у вас 5=7 баллов, то ваша оценка «3».

Но если у вас меньше 3 баллов, то вам предстоит много потрудиться, чтобы завтра справиться с самостоятельной работой.



Оцените себя по шкале Слайд 35,36

Самостоятельное выполнение заданий и участие в разборе способов решения

1.Дано:

m=35кг СИ

h= 12м

А-?

Решение:

1.А=FS

2.F=mg=35кгх10Н/кг

=350Н

3.А=350Нх12м=

=4200 Дж





Индивидуальная, самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации




Познавательные (структурирование знаний, использование алгоритмов, умение осуществлять анализ объектов, строить рассуждения)

Коммуникативные ( инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками с целью регуляции своего действия, умение строить понятное высказывание, владение монологической и диалогической формами речи, формулировать собственное мнение и позицию )

Регулятивные (умение оценивать правильность выполнения действий, умение вносить коррективы в действия после его завершения)

Личностные (осознание учащимися границ своих знаний и незнаний)


10.Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание. §53.

Упр.28(2,3),стр.131

Слайд 31

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Фронтальная.

Регулятивные (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами)

Личностные (нравственный аспект поведения)

11.Подведение итогов. Рефлексия

Какую тему мы сегодня изучали?

Какие цели были поставлены?

Какой получили результат?

Соответствует ли результат поставленной цели?

Что называют механической работой?

Дайте определение.

Какие два условия необходимы для совершения механической работы?

От каких двух величин зависит совершенная работа?

Что принимают за единицу работы? Дайте определение единицы механической работы1 Дж.

Какие еще единицы работы вы знаете?


Я рада, что в классе так много хороших отметок. Спасибо за работу.

Рефлексия(Слайд)

Понравился ли тебе урок?

Что понравилось на уроке? Какой фрагмент урока был самым и интересным?

Поставь отметку учителю.

Оцени свою деятельность

Ваше настроение в конце урока. Проанализируйте, пожалуйста, движение своих мыслей,чувств,ощущений, которые возникли у вас в течение урока:

удивлен,безразличен,радостно восхищен,

встревожен,раздражен,спокоен.Спасибо за урок.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самооценка. Фронтальная.

Регулятивные (оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы, умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности.) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, строят понятные высказывания для окружающих в соответствии с поставленными задачами)

Личностные (самооценка личностных достижений и результатов деятельности, границ знаний и незнаний)

Познавательные(обобщают имеющие знания по теме)







Приложения

Лист самопроверки и самоконтроля

Фамилия

Повторение

Ответ

Оценка за ответы

Определение работы

тест

Итоговое кол-во баллв.

1. Что является причиной изменения скорости?




1

2

3 ---------

4

5

6 Оценка

7

8 _______

9

10

Баллов-

2.Как заставить тело двигаться?


3.Что такое сила? 


4. От чего зависит результат действия силы на тело?


5. Какие силы вы знаете?




Лист самопроверки и самоконтроля Фамилия

Повторение

Ответ

Оценка за ответы

Определение работы

тест

Итоговое кол-во баллв.

1. Что является причиной изменения скорости?




1

2

3 ---------

4

5

6 Оценка

7

8 _______

9

10

Баллов-

2.Как заставить тело двигаться?


3.Что такое сила? 


4. От чего зависит результат действия силы на тело?


5. Какие силы вы знаете?






Лист самопроверки и самоконтроля Фамилия

Повторение

Ответ

Оценка за ответы

Определение работы

тест

Итоговое кол-во баллв.

1. Что является причиной изменения скорости?




1

2

3 ---------

4

5

6 Оценка

7

8 _______

9

10

Баллов-

2.Как заставить тело двигаться?


3.Что такое сила? 


4. От чего зависит результат действия силы на тело?


5. Какие силы вы знаете?




Фамилии учеников:

Задание 1. Обнаружить зависимость совершенной работы от действующей силы.

  1. Прикрепите динамометр к бруску и равномерно переместите его на расстояние s = 30см

  2. Запишите показание динамометра: F1= ______

  3. Вычислите совершенную работу А1 = F1 s = ________________

  4. Положите на брусок два груза и снова равномерно переместите их на расстояние s = 30см

  5. Запишите показание динамометра F2 = _________

  6. Вычислите совершенную работу А2 = F2 s = ________________

  7. Сравните А1 и А2.

Сделайте вывод









Задание 2 Обнаружить зависимость механической работы от пройденного пути.

  1. Прикрепите к динамометру брусок с двумя грузами.

  2. Переместите равномерно на расстояние s1 = 10 см, запишите показание динамометра F= ___________

  3. Вычислите совершенную работу А1 = Fs1 = ________________

  4. Переместите брусок с грузами на s2 = 50 см, запишите показания динамометра F = _____________

  5. Вычислите совершенную работу А2 = Fs2 = ________________

  6. Сравните А1 и А2.

  7. Сделайте вывод.



















ТЕСТ.


1. В каких из приведенных ниже примеров тела совершают механическую работу

А. Рабочий складывает детали в ящик.

Б. Штангист удерживает над головой штангу.

В. Гиря стоит на столе.

Г. Ученик сидит за столом и решает задачу.

2. Укажите единицы измерения, которые не являются единицами измерения работы.

А. кДж.
Б. МДж.
В. Дж.
Г. Н.

3. Для вычисления силы надо работу …

А. умножить на время.
Б. разделить на путь.
В. умножить на путь.
Г. разделить на время.

4. Определите работу, совершаемую при подъеме груза весом 4 Н на высоту 40 см.

А. 0,1 Дж.
Б. 10 Дж.
В. 1,6 Дж.
Г. 80 Дж.

5..В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
        А. Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
        Б. Автопогрузчик поднимает груз        В.Кирпич лежит на земле