Тема: Животный мир лесной зоны
Задачи: Дать учащимся представление и понятие о животном мире лесной зоны; расширить и уточнить знания учащихся о животных леса; дать понятие хищник, травоядное, всеядное животное; объяснить их отличительные особенности; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием растительного и животного мира; корригировать зрительное и слуховое восприятие, устойчивое внимание, связную устную речь; воспитывать бережное отношение к природе; прививать интерес к предмету, формировать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: учебник «география», тетради, ручки, ноутбук, презентация.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания (слайды 2 – 4)
В зоне, каких лесов находится Республика Беларусь?
А) смешанный лес
Б) широколиственный лес
В) тайге
Какое хвойное дерево самое распространённое в наших лесах?
А) пихта
Б) сосна
В) кедр
Упражнение «Найди ошибку»
В лиственных лесах растут: ель, береза, дуб, сосна, клён.
В смешанных лесах растут: ель, сосна, осина, берёза, дуб.
Ягодные кустарники: черника, брусника, клубника, голубика.
Тест «ДА-НЕТ»
1. Леса занимают примерно третью часть территории Республики Беларусь. +
2. Ель растёт чаще на юге страны. -
3. Среди лиственных деревьев в наших лесах преобладает берёза. +
4. Леса увлажняют и очищают воздух. +
5. Леса разрушают почву. -
6. Наши предки из дерева возводили крепости, дома. +
7. Древесина используется для изготовления мебели, бумаги. +
8. В лесах люди заготавливают грибы и ягоды. +
3. Сообщение темы урока
4. Изучение нового материала
(Слайд 5) Природные условия лесной зоны Евразии благоприятны для жизни многих животных. Лес весь год обеспечивает своих обитателей разнообразными кормами. Животные в лесу могут питаться хвоей, листьями деревьев, их почками, семенами, корой, стеблями, побегами и листьями травянистых растений, ягодами и грибами. Лес предоставляет множество удобных укрытий и мест для устройства нор, гнёзд. Поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.
(Слайд 6) Многие животные лесной зоны питаются исключительно растительной пищей. Это такие травоядные животные, как лоси, олени, косули, зайцы.
(Слайд 7) Лось является одним из самых крупных животных лесной зоны. Длина его тела может достигать 3 метров, а высота – более 2 метров. Весит лось около 500 – 600 килограммов. Питается он листьями и побегами деревьев, мхами и грибами. Широкие копыта помогают животному хорошо передвигаться по топким лесным болотам и по глубокому снегу.
(Слайд 8) Очень разнообразна группа хищных животных. Они питаются исключительно животной пищей. К ним относятся волк, лисица, ласка, хорёк.
(Слайд 9) В некоторых районах встречается самая крупная кошка европейских лесов – рысь. Рысь – отличный охотник. Днём она отлеживается в логове, а в сумерках выходит на охоту. Основу её питания составляют зайцы, тетерева, куропатки, грызуны, мелкие копытные. Рысь хорошо лазает по деревьям, может прыгать с ветки на ветку. Однако пищу себе этот хищник добывает именно на земле. Из органов чувств у неё лучше всего развиты зрение и слух. Рысь слышит зайца, грызущего веточку, за 60 метров.
(Слайд 10) На Дальнем Востоке, в Уссурийской тайге, водятся тигры.
(Слайд 11) Некоторые животные в зависимости от времени года и наличия пищи могут питаться как животной пищей, так и растительной. Это всеядные животные. К ним относятся бурый медведь и кабан.
(Слайд 12) В лесной зоне немало пушных зверей. Это белка, куница, соболь, горностай. Соболь – наиболее ценный пушной зверёк. Его мех нежный, черно – бурого цвета, ценится очень высоко.
(Слайд 13) Обилие в лесу растительной пищи и насекомых привлекает сюда много птиц. Это маленькие певчие птички – соловьи, дрозды, зяблики, синицы.
(Слайд 14) Это и крупные птицы – рябчики, тетерева, глухари. В лесу можно встретить кукушку, сороку, ворону.
(Слайд 15) Из хищных птиц в лесу живут сова и филин.
(Слайд 16) Настоящим лесным доктором является дятел. Эта птица уничтожает опасных вредителей леса.
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
А) Заполните в тетради таблицу. Подберите названия животных к каждой группе. Используйте текст учебного пособия.
Группы животных | Названия животных |
Травоядные | |
Хищные | |
Всеядные | |
Пушные | |
Б) Пройди тест (Слайды 17 – 25)
В лесу обитает много животных, потому что ….
А) много друзей
Б) много корма
В) много деревьев
Самый грозный хищник леса - …..
А) рысь
Б) тигр
В) волк
Животные, которые питаются растительной пищей – это ….
А) хищники
Б) всеядные
В) травоядные
К травоядным животным относятся. Выбери правильный ответ:
А) заяц
Б) кабан
В) олень
Г) лось
Д) рысь
Хищники – это звери, питающиеся ….
А) растениями
Б) животными
В) насекомыми
6. К хищникам относятся:
А) тигр
Б) волк
В) косуля
Г) соболь
Д) кабан
7. Звери с ценным мехом:
А) пуховые
Б) пушные
В) пушистые
8. К всеядным зверям относятся:
А) медведь
Б) ёж
В) волк
Г) кабан
Д) лось
Е) бобр
9. Лесным доктором является:
А) ворона
Б) дятел
В) сова
10. Крупные птицы – это …
А) рябчики, тетерева, глухари
Б) соловьи, дрозды, зяблики
В) сова, филин, сыч
Домашнее задание: п. 38, с. 147 – 151
Рефлексия. Итог урока.
Природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с вами,
Навеки родная земля.
На ней мы с вами родились,
Живем мы с вами на ней.
Так будем же люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Что особенно запомнилось вам на уроке?
Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни?