СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по инклюзии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по инклюзии»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в условиях инклюзивного образования по теме «Синонимы»

( учитель русского языка Зубова Н. Н.)

Класс 5

УМК М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В.Львов.

УМК Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.

Состав класса: в классе 4 человека, из них с нормой развития – 3, с ЗПР – 1 человек


Тема: Синонимы.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, коллективная

Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал.

Содержание урока


Структура урока


Взаимодействие в образовательном процессе

УУД

Действия учителя

Действия обучающегося

с нормой развития

Действия обучающегося

с ОВЗ

  1. Мотивация.
















2.Актуализация знаний.













Приветственное слово учителя:

-   Громко прозвенел звонок,

 Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 

(проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).


Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.

- Все слова языка (лексика). - Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению (фразеологизмы). 

- Это слова, из которых строится наша обыденная речь (общеупотребительные слова).

- Это слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы).

- Это слова, вышедшие из активного повседневного употребления (устаревшие слова).

- Это слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные слова).

- Это слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова)

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.





















Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют взаимопроверку.

Приветствует учителя, делает записи в тетрадях.





















Требуемые слова написаны на карточке-помощнике, выбирает нужное и записывает, проверяет учитель.

УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
















Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.Проблемная ситуация.

































Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для наблюдений предлагаю отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

- Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы?

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя?

Об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.















Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.










Собрались, сбежались, приплелись


Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.














Работа со словарными словами: даны слова, найти близкие по смыслу среди словарных:

Радостно (весело), труд (работа), друг (товарищ), торжество (праздник), путь (дорога), дети (ребята), наряд (одежда), холод (мороз).




Представляет результат своей работы

 УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).
























4.Определение темы и целей урока.






- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Формулируют тему и цель урока.

Участвует в общем обсуждении.

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)


5.Открытие новых знаний.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж).

Дом - общеупотребительное слово и является стилистически нейтральным синонимом, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово, коттедж -заимствованное, пришедшие из другого языка.

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.


2. Работа с текстом учебника.

Прочитайте определение синонимов в учебнике.









Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.


























Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.









Участвует в общем обсуждении




























Работа с опорной схемой, правилом в учебнике, стр. 58.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).










6.Закрепление знаний.

У доски выполним задание.

А теперь поиграем. Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.

1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.

Выполняют задание (коллективная работа).

Работает вместе с классом.

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)


Индивидуальная и парная работа.

– Найдите синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на карточках). (Выходят учащиеся и берут карточки).

-1 ученик.

Гляди, поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.

- 2 ученик.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

-3 ученик.

ЧуДНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ДИВНЫЙ, ШИКАРНЫЙ,
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ, НЕОРДИНАРНЫЙ.
Льётся звучание здесь разнолико
Но смысл всё тот же. А там, где черника...

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы?



– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей?

– Что сильнее - метель или буран?

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?

– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду?


На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее?

– Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?Ряды синонимов могут быть одной частью речи или разными?

Проверяем ответы на доске:

СИНОНИМЫ-братцы одной части речи
С похожим значением (жизнь нам облегчат)
И с ними все образы станут всё ярче,
А речь выразительней, гибче, богаче.

Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

В словаре синонимов стержневое (главное) слово стоит первым в синонимическом ряду.

Знакомство с определением синонимического ряда

-Распределите слова синонимического ряда по степени усиления признака по группам:

-Тревожиться, беспокоиться, горевать, волноваться, переживать.

-Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.








Разбиваются индивидуально и в пару с учащимся ОВЗ, выполняют задание, отвечают индивидуально и один в паре с ОВЗ отвечает.























Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи.




Существительные, глаголы, прилагательные.






Силою ветра.


Пурга




Лишнее слово печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи.









Рассматривают словари.








Выполняют задание, предложенное учителем, взаимопроверка.
















Работает в паре с сильным учеником, выполняет задание и отвечает.











































Работает со всеми. Рассматривает запись на доске. Изучает её.












Рассматривает словарь.








Выполняет задание, предложенное учителем:

нади «лишнее» слово:

а) огонь, осень, пламя;

б) шалун, конница, кавалерия;

в) бросать, кидать, прыгать;


Контроль учителем выполненной работы.



Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регулятивные (анализ текстов)




























































Познавательные


8.Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать!

Потягивания.

Наклоны вниз.

Руки в стороны.

Повороты головой влево-вправо.

Встают на носочки.

Потягивания.

Наклоны вниз.

Руки в стороны.

Повороты головой влево-вправо.

Встают на носочки.


9.Закрепление знаний.

Определение роли синонимов в речи в группах.

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? 

Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? 



















Работают с текстом, делают выводы: синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок.



















Работает с текстом и опорными словами, делает выводы.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)






















  1. Выберите подходящее слово.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте подходящие в скобках слова

Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели,щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли,слезли, слетели,спустились) с крыши. Они ... (бегали,ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки.




Записывают предложения в тетради, вставляя слова.. Проводят взаимопроверку.

  1. Замени имена прилагательные синонимами.(Даны слова-ответы на карточках,но не по порядку)

правильный ответ - ...  бесстрашный летчик - занимательный рассказ - ..... 

Карточки: (интересный)

(безошибочный) (отважный)


Проверяет учитель.


Регулятивные: контролируют, оценивают.


Коммуникативные: выражают свои мысли.

10.Контроль усвоения материала

Групповой мини-тест.

1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов: а)зной;б)метель;в)буран;

г)пурга.

2. Подберите синоним к слову кроткий:а)смирный; б)долгий;в)короткий; г)недолгий.

3. Укажите синонимы:а)горячий-жаркий;б)тёплый-холодный;в)пруд-прут;г)бежать-ходьба.


Участвуют в тестировании.



Проводят взаимопроверку.

Участвует в тестировании.



Контроль учителя.


11.Итог урока. Рефлексия.

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Ребята,выберите верное утверждение.

-Я сам не смог справиться с затруднением.

-У меня не было затруднений.

-Я только слушал предложения других.

-Я выдвигал идеи.

В конце урока обращаем внимание на доску:

Такие словечки- СИНОНИМЫ
В учёбе нам всё усложняют,
Но в жизни, поверь,помогают!

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.


Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке


Выражает личное отношение к процессу и результатам урока.

Коммуникативные: выражение своих мыслей,

понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

12.Домашнее задание


Записывают домашнее задание.

Записывает домашнее задание.