СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Истории Древнего мира "Индийские касты"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Индийские касты. Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах. Задачи урока: А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией. Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях; В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии. Технологии: Технология проблемно-диалогического обучения Ход урока: 1. Организационный момент. 1. Актуализация знаний в форме фронтального опроса. Блиц – опрос. А) В какой удивительной стране мы побывали на прошлом уроке? Б) Где находится эта страна? ( Показать на карте). В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте). Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте). Д) Почему эта страна называется Индия , а не Гандия? Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте). Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях? З) Священное животное для древних индийцев? И) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии? Л) В каких богов верили древние индийцы? М) Как называется эта древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм). 1. Изучение новой темы. Обращение к классу: Яркое пятно: Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым? Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке. - Запись в тетради числа и темы урока. Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»). - Запись в тетради определения «касты». Учитель: Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен. Главный бог – Брахма. Из частей его тела и произошли касты Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду. Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета. Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду. А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета. Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином. Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог. А можно ли было заключать браки между представителями разных каст? И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия. Рисунок: (человек со стрелками – из каких частей какие касты произошли) Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы: Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым? Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу. Название касты Что имели Чем занимались Права 1. Жрецы (брахманы)       2.Знатные воины (кшатрии)       3.Земледельцы (вайшьи)       4. Слуги (шудры)       -Что же мы узнали о положении каждой касты? / Выступление с использованием  заполненной таблицы./ - Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/ Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье? Чтение п. 21 – Неприкасаемые. В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/. В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными. - Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? - Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/. И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям. Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы: А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым? 4. Закрепление нового материала в форме игры «Да-нет». 1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да. 2. Из ступней бога вышла каста воинов.  Нет. 3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.  Да. 4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет. 5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.  Да. 6. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране. 5. Домашнее задание: параграф 21, найти материал о культуре Индии .