Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.
2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).
3. Формировать умение работать с тестами, с учебником.
Планируемые результаты:
предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства;
метапредметные: самостоятельная работа в группах, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, решать тестовые задания;
личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; воспитание сознательного отношения к труду.
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.
Оборудование:
Карта мира
Компьютер
проектор
Экран
Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
Дидактический раздаточный материал для работы групп
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая История Древнего мира, 5кл., М. Просвещение, 2014
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»
1. Как была открыта пещерная живопись?
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей?
3. Какую роль играли эти звери в жизни людей?
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?
Примерные ответы уч-ся: В пещере Альтамира в Испании археологи вели раскопки. Маленькая дочь одного их археологов заметила в пещере на потолке изображения быков. Оказалось, что эти рисунки делали древние люди. Так появилось живопись и искусство. Почему эти рисунки помещены в пещерах? Ученые не знают пока. Чтобы охота была удачной, человек наносил удары на изображения животных, веря, что тем самым его охота на них будет удачной.
Человек не мог объяснить сложные явления природы. Поэтому появилась религия, т. е. вера в сверхъестественные силы.
Учитель: Ребята, попробуем угадать тему нашего урока. Я думаю, вы справитесь, если ответите на следующие вопросы:
Какими продуктами питания мы пользуемся каждый день?
Что у вас вчера было к ужину?
Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
Откуда брали пищу самые первые люди?
Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
Какие же ваши предположения по поводу нашей темы?
Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)
Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?
Мотивация
Учитель: Давайте представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 тысяч лет назад в Западную Азию.
Закройте глаза. Мы перенеслись! Откройте. Что же мы видим? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания.
Мы должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения их от гибели.
Изучение нового материала:
Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины Что такое родовая община?
Давайте разделимся на три группы. Каждая группа будет помогать родовой общине.
(учащиеся делятся на 3 группы).
Учитель: Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. В одиночку человек не мог прожить. Человек от природы существо коллективное, он нуждается в общении с себе подобными. Но не только поэтому? Примитивными орудиями труда было трудно и охотиться, и обрабатывать землю. Поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин.
Рисуем схему на доске, а учащиеся работают с тетрадями.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.
Работа в группах:(10 мин).
Группы | Содержание плана урока | Проблемное задание |
Род Мамонта | Мотыжное земледелие | Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники: Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому… Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1 |
Род Лошади | Приручение животных | Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники: Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ……………….. Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо. Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2 |
Род Медведя | Возникновение ремесел | Возникновение ремесел. Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду. 1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину , мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__. 2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____. 3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________. Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4 |
О работе групп отчитываются старейшины.
Учитель: Старейшины! Перечислите, пожалуйста, новые виды занятий, которые вы открыли (земледелие. скотоводство, ремесло).
Учитель: Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.
После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.
1. Земледелие возникло из:
а) охоты
б) собирательства
в) рыболовства
г) ремесла
2. Скотоводство возникло из:
а) охоты
б) собирательства
в) рыболовства
г) ремесла
3. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
а) тигр
б) лошадь
в) корова
г) собака
4. Найдите лишнее:
В земледельческих работах применяли:
а) мотыгу
б) серп
в ) каменный топор
г) гончарный круг
5. Выберите неправильный ответ:
Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
а) составляли племя
б) состояли из больших семей
в) управлялись советом старейшин
Проверяется правильность ответов, подсчитываются баллы. За каждый правильный ответ - 1 балл. Подсчет общего балла рода, у какого «рода» больше – больше способность к выживанию.
Обсуждение проблемной ситуации.
Учитель: Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.
1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство
3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом
4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.
Рефлексия:
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового я узнал на уроке?
Домашнее задание:
п.4,
Приложение
Род Мамонта
Мотыжное земледелие.
Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:
Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю… ., поэтому…
Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1
Род Лошади
Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:
Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..
Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2
Род Медведя
Возникновение ремесел.
Вставьте пропущенные слова:
Мы научились изготавливать посуду и одежду.
Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.
2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.
3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.
Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3