СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по литературному чтению А.С. Пушкин

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе»


«А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами…

Средства художественной выразительности для создания образа весны»

Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности.

Планируемы результаты:

-предметные:  определять в изучаемом лирическом тексте средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет);

 - сравнивать произведение литературы и произведение живописи (тема, настроение).

-личностные:           

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник «Перспектива» 2 часть, презентация.

п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна. Встали все красиво возле своих рабочих мест. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. Молодцы!

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап:

Метод – словесный;

Приём – словесный опрос

Метод – наглядный;

5

Сейчас мы с вами поработаем со скороговоркой:.

Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра. 
Если ты без бобра добр, 
Значит сам ты в душе бобр!

Читают вместе с учителем.

Шёпотом. Тихим голосом.

Вслух. Тренируются в быстроте и правильности чтения.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Постановка учебной задачи

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

3 мин

Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми.

- Кто-нибудь из вас поддержит меня, прочитав стихотворение о весне? (2-3 чел.)

- Какие это разные стихотворения, хотя тема одна. А если бы они все были одинаковы, было бы скучно.

- А почему эти стихотворения все хорошие, но все разные? От чего это зависит? (свободные высказывания учащихся)

- Ребята, давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны? (ученики перечисляют приёмы и приводят примеры)

Учитель вывешивает на доске карточки со словами:

  • Олицетворение

  • Эпитеты (для передачи настроения)

  • Повторы (используются поэтами)

  • Сравнение

  • Противопостваление

- С какой целью поэты применяют эти средства?

Те средства, которые мы с вами назвали, используют многие поэты. А стихи не бывают одинаковыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.

(На доске закрепляется портрет поэта)

Тема нашего урока "А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:)

Какие поставим перед собой задачи на урок?

Слушают учителя.

Рассказывают стихотворение о весне по желанию.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят задачи на урок.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.

Решение учебной задачи

Метод – словесный;

Прием – диалог.

Метод – практический.

Приём – анализ стихотворения.

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

Метод – практический;

Приём – анализирование.

15

1.Чтение учителем стихотворения наизусть.

- Какой вы представили весну Пушкинскую?

(солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)

2.Самостоятельное чтение.

- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова,

- Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз)

3. Проверка. Словарная работа.

- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?

(На дополнительной доске:

Келья - отдельная комната монаха в монастыре.

Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В безмолвии - в полной тишине).

- Какие изобразительные средства он использует?

- А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно?

Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение.

VII. Идейно-художественный анализ произведения.

а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?

- Кто нашел?

- Прочитайте.

- С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи)

На доске: ": на залитые водой луга", " весенними лучами."

- Подбери синонимичные выражения у Пушкина к записанным на доске выражениям.

- Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ).

"Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.

Одно слово вмещает целую картину природы.

Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//

- Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью - ученики делают пометку на полях учебника)

- Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется. Движение.)

Построчное чтение строфы (хором)

(Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом)

- Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег)

Слушают чтение учителя.

Находят незнакомые слова в тексте.

Словарная работа.

Называют изобразительные средства.

Анализируют стихотворение.

Читают отрывки.

Называют художественные образы.

Построчное чтение стихотворения

Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

Физминутка

2 мин

Показывает движения.

Повторяют движения.


6.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный;

Приём – чтение выразительное

Метод – частично-поисковый;

Приём – анализ стихотворения.

Метод – словесный;

Приём – анализ стихотворения.

Метод – словесный;

Приём – анализ стихотворения.

Метод – словесный;

Приём – анализирирование

15 мин

 

Отработка выразительного чтения в парах.

- Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили.

Чтение в парах.

2-3 ученика читают вслух.

- Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили?

- Какую следующую картину весенней природы рисует А.С.Пушкин?

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года

- Какое настроение создают эти строчки?

- Какими изобразительными средствами пользуется А.С.Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора)

- А картина ли это? Прочтите еще раз.

- Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.

- Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса)

- Как вы понимаете выражение "блещут небеса"? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной).

- С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением -дети делают пометку на полях учебника)

- На какие слова падает логическое ударение?

- Найдите ключевое слово (небеса)

- Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах)

Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух).

- Кукую еще картину рисует А.С.Пушкин?

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.

- А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся)

- С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной)

- Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом).

- Какая из фотоиллюстраций наиболее созвучна со словами

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Как они подаются Пушкиным? (последовательно)

- С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении)

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин)

- Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. Не в этом ли мастерство поэта?

- Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты?

- А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них?

- Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости.

- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)

                                                                         

Чтение в парах. Чтение вслух.

Называют средства художественной выразительности.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения.

Выразительное чтение в парах.

Описывают чувства поэта.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

7.

Рефлексия и итог урока

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

3 мин

Итог урока.

- Творчеству, какого поэта был посвящен наш урок? Что нового для себя вы узнали на уроке?

Оценивание учащихся. Домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».