2. | Мотивационный этап: Метод – словесный; Приём – словесный опрос Метод – наглядный; | 5 | Сейчас мы с вами поработаем со скороговоркой:. Как известно бобры добры, Добротою бобры полны, Если хочешь себе добра, Надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, Значит сам ты в душе бобр! | Читают вместе с учителем. Шёпотом. Тихим голосом. Вслух. Тренируются в быстроте и правильности чтения. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. |
3. | Постановка учебной задачи Метод – словесный Приём – подводящий диалог. | 3 мин | Нет ни одного известного поэта, чью душу не затронула бы картина природы, оживающей весной. И мы с вами знаем много стихотворений о весне, многие из которых являются нашими любимыми. - Кто-нибудь из вас поддержит меня, прочитав стихотворение о весне? (2-3 чел.) - Какие это разные стихотворения, хотя тема одна. А если бы они все были одинаковы, было бы скучно. - А почему эти стихотворения все хорошие, но все разные? От чего это зависит? (свободные высказывания учащихся) - Ребята, давайте вспомним, какими изобразительными средствами пользуются поэты при создании образа весны? (ученики перечисляют приёмы и приводят примеры) Учитель вывешивает на доске карточки со словами: - С какой целью поэты применяют эти средства? Те средства, которые мы с вами назвали, используют многие поэты. А стихи не бывают одинаковыми. Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин. (На доске закрепляется портрет поэта) Тема нашего урока "А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами:) Какие поставим перед собой задачи на урок? | Слушают учителя. Рассказывают стихотворение о весне по желанию. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Ставят задачи на урок. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
4. | Решение учебной задачи Метод – словесный; Прием – диалог. Метод – практический. Приём – анализ стихотворения. Метод – словесный; Приём – рассказ. Метод – практический; Приём – анализирование. | 15 | 1.Чтение учителем стихотворения наизусть. - Какой вы представили весну Пушкинскую? (солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.) 2.Самостоятельное чтение. - Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова, - Попытайтесь определить, какими изобразительными средствами пользуется Пушкин, рисуя картины весны, какой мы её увидели? (дети читают, подчёркивают непонятные слова, определяют места пауз) 3. Проверка. Словарная работа. - Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении? (На дополнительной доске: Келья - отдельная комната монаха в монастыре. Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа. В безмолвии - в полной тишине). - Какие изобразительные средства он использует? - А как вы думаете, тот набор языковых средств, который назван, гарантирует, что стихотворение будет удачно? Для того, чтобы разобраться в особенностях мастерства Пушкина, нужно проанализировать стихотворение. VII. Идейно-художественный анализ произведения. а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить? - Кто нашел? - Прочитайте. - С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега? (снега, ручьи) На доске: ": на залитые водой луга", " весенними лучами." - Подбери синонимичные выражения у Пушкина к записанным на доске выражениям. - Можно ли заменить этими выражениями строчки в стихах? (нет, так как нет рифмы, исчезает поэтический образ). "Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас. Одно слово вмещает целую картину природы. Гонимы вешними лучами,/ С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями/ На потопленные луга.// - Вчитайтесь еще раз. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу? ( с радостью - ученики делают пометку на полях учебника) - Что бы вы хотели еще передать в своем чтении? (Природа живая, она изменяется. Движение.) Построчное чтение строфы (хором) (Учащиеся определяют слово, несущее в себе логическое ударение и подчеркивают его карандашом) - Найдите ключевые слова для этой картины (ручьями снег) | Слушают чтение учителя. Находят незнакомые слова в тексте. Словарная работа. Называют изобразительные средства. Анализируют стихотворение. Читают отрывки. Называют художественные образы. Построчное чтение стихотворения | Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. | Решение частных учебных задач. Метод – словесный; Приём – чтение выразительное Метод – частично-поисковый; Приём – анализ стихотворения. Метод – словесный; Приём – анализ стихотворения. Метод – словесный; Приём – анализ стихотворения. Метод – словесный; Приём – анализирирование | 15 мин | Отработка выразительного чтения в парах. - Вчитайтесь еще раз. Попробуйте передать в своем чтении всё то, о чем мы сейчас говорили. Чтение в парах. 2-3 ученика читают вслух. - Кому наиболее точно удалось передать в своем чтении то, о чём мы говорили? - Какую следующую картину весенней природы рисует А.С.Пушкин? Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года - Какое настроение создают эти строчки? - Какими изобразительными средствами пользуется А.С.Пушкин, чтобы передать это? (олицетворение, метафора) - А картина ли это? Прочтите еще раз. - Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной. - Какую следующую картину рисует поэт? (Синея блещут небеса) - Как вы понимаете выражение "блещут небеса"? (небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной). - С каким чувством поэт рисует небеса? (с радостью, с восхищением -дети делают пометку на полях учебника) - На какие слова падает логическое ударение? - Найдите ключевое слово (небеса) - Подготовьте выразительное чтение этой картины ( чтение в парах) Проверка чтения (1-3 уч-ся читают вслух). - Кукую еще картину рисует А.С.Пушкин? Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. - А какую образную картину вы представили? (словесное рисование учащихся) - С каким чувством поэт описывает леса? (с нежностью, он любуется этой картиной) - Какой прием использует поэт, чтобы передать это? (сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом). - Какая из фотоиллюстраций наиболее созвучна со словами - Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин) - Как они подаются Пушкиным? (последовательно) - С какой целью поэт использует последовательную смену картин? (он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении) - Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин) - Что же представляет собой стихотворение поэта? (цепь картин) - Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. Не в этом ли мастерство поэта? - Ребята, какие картины мы с вами увидели как бы с высоты? - А какие картины, нарисованные поэтом, можно увидеть, если только как следует вглядеться в них? - Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости. - Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика) | Чтение в парах. Чтение вслух. Называют средства художественной выразительности. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Выразительное чтение в парах. Описывают чувства поэта. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: контролировать действия партнёра. |