Открытый урок по литературному чтению
М. М. Пришвин "Выскочка" 4 класс("Школа России")
I. Организационный момент
С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
2. Речевая разминка
– Мы начнем наш урок с речевой разминки. (Слайд 1)
- Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
- Думаю, что наш урок пройдёт так же весело и занимательно.
- Я предлагаю вам послушать трель соловья, но в то же время вашему вниманию будут предложены слайды с иллюстрациями. Слушайте и смотрите внимательно (на доске плакат «М.М.Пришвин – певец природы!»
-Что объединяет музыку, иллюстрации и слова, которые вы услышали и увидели?
(Дети слушают, рассматривают иллюстрации.
- Природа говорит с нами на особом языке, и понять его могут только те, кто знает законы этого удивительногомира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя. М.М.Пришвин прекрасно понимал этот язык и хотел, чтобы его научились понимать и мы, читатели его книг.
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» Константин Паустовский. (Слайд 3)
3. Методический прием “Корзина понятий”
Посмотрите внимательно на портрет писателя. (Слайд 4-10)
Глядя на его портрет, что вы можете сказать об этом человеке?
(Ответы детей)
4. Биография М. М. Пришвина
- А более подробный рассказ о замечательном человеке, писателе, авторе многих интересных произведений нам расскажут ребята нашего класса.
– В произведениях М. М. Пришвина можно найти и точные знания натуралиста, и глубину раздумий над жизнью, и поэтический язык, питаемый народной жизнью. Посмотрите на книги нашей выставки (Слайд 11)
– Как они называются? (Прочитайте)
– Из названия книг видно, о чём писал автор? (О животных, природе.)
- Какие рассказы Пришвина Вы читали?
- В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее Этого человека по праву можно назвать «Певцом природы» Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу
- М.М. Пришвин был влюблён в свою Родину, её красоту, в леса, поля, реки и озёра, её птиц и зверей.
Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Посмотрите на книги Пришвина
Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием.
А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
5.Работа над новым материалом с текстом.
а) О ком мы будем читать сегодня, узнаем, отгадав загадки. (Слайд 12)
С хозяином дружит,
Дом сторожит
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака.)
Трещала с самого утра:
«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…. ( Сорока.)
Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А вот что вы знаете о сороках? (Слайд 13)
(Высказывания детей о сороке)
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Михаила Пришвина, помещённым им в книгу для детей «Золотой луг».
6. Методический прием “Предположение”.
- Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (на экране – рисунки собаки и сороки). (Слайд 14)
Тема: О животных.
- Рассказ, который мы будем читать, называется «Выскочка» (Слайд 15)
- По названию произведения предположите, о чем пойдет речь?
(Прием «предположение")
- Ребята, а как вы думаете, кого называют в народе “выскочкой”?
(Выскочка – это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.Кто лезет вперед).
Словарная работа.
Обратимся к толковому словарю Ожегова(со словарём работает сегодня 2 парта).
Словарь: (Слайд 16)
Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.
- Что может произойти в рассказе с таким названием? (трагедия, неприятный случай).
– Работая в парах, определите цели урока, используя опорные слова.
У вас на партах лежат листочки голубого цвета.
Прочитайте и выберите главное.
Итак, сегодня на уроке мы будем...
1. Знакомиться | -с учебником -с автором литературного произведения -с новым произведением |
2. Читать и | -не понимать понимать прочитанное |
3. Высказывать и доказывать | недовольство собственное мнение пожелание |
(Проверяем, исправляем. Проверка устно.)
- Правильно. Мы будем учиться понимать образный язык художественного произведения, отстаивать свою точку зрения и выясним основной смысл этого произведения.
А в помощь возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Работа над произведением
1. Первичное восприятие текста. Прослушивание аудиозаписи произведения
Учитель: Сейчас вы послушаете аудиозапись произведения и скажите, почему автор назвал свой рассказ «Выскочка».
(Прослушивание произведения. Аудиозапись. Слайд 17)
2. Беседа, выявление первичного восприятия. (Сайд 18)
Учитель: Почему рассказ называется « Выскочка»?
Ученик: Потому что одна сорока решила выделится среди других.
Учитель: Какой это рассказ, веселый или грустный?
Ученик: Веселый.
Учитель: Назовите героев этого рассказа.
Ученик: Вьюшка, Выскочка и стая сорок.
Учитель: Кто из героев вам понравился больше всего? А почему?
(Дети высказывают свое мнение.)
Учитель: От чьего имени ведется рассказ?
Ученик: От имени автора.
Учитель: Какова главная мысль рассказа?
Ученик: Не считать других глупее себя.
Учитель: Приходилось ли вам самим наблюдать за жизнью животных?
(Ответы детей)
3. Словарно - лексическая работа
- Нам встретились незнакомые выражения, предлагаю поработать над ними.
(Работа в парах.Белые листы для заданий на столе.)
Кто закончит, покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему сигналу. Правило «Стоп».
А) Соедините слова и выражения с их значением: (Слайд 19)
- нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова )
– искоса
– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
– не умная, глуповатая
- не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)
- постоянное настороженное внимание
(Проверка с экраном)
Б) Подберите синонимы к словам:
срам- разноцветный.
бдительность- стыд, позор
радужный –зоркость, настороженность
(Проверяем, исправляем. Проверка устно.)
ВТОРИЧНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
4. Методический приём «Чтение с остановками».
- На сколько частей можно поделить рассказ, и какие?
1. Весёлая собачка Вьюшка.
2. В семье не без урода. Замысел Выскочки.
3. Выскочка без хвоста. Где хвост?
А) С. 92 - 1 часть до слов Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»
Учитель: Мы сегодня на уроке применим один из способов работы с текстом – чтение с остановками. Прочитаем вслух I часть рассказа с.92
Прежде чем прочитать, подумаем, как именно мы будем читать? Какую цель поставим перед чтением рассказа?
Ученик: При чтении будем учитывать трудные слова, ударения в словах. Читаем текст, стараясь представить картину читаемого?
(Читаем по «цепочке»)
Тестирование (Тест напечатан на карточках).(Слайд 21)
- Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы.
1. Какой породы была собака Вьюшка?
А) лайка Б) овчарка
2. Откуда приехала Вьюшка?
А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал
3. Какую службу несла Вьюшка?
А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина
4. Чем хотели завладеть сороки?
а) косточкой б) кусочком мяса
Проверка теста. На слайде ответы. Оцените себя. (Слайд 22)
Б) -Читаем по «цепочке» вслух II часть (Чтение 2 части до слов с.93 «наступали шесть умных сорок»)
Вопросы после 2 остановки.
Мы прочитали II часть. Что же случилось?
Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость?
Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась?
А как про таких говорят?
Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Но ведь среди людей тоже встречаются такие сороки?
А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия?
Чем заканчивается II часть?
Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события, на ваш взгляд?
Физкультминутка для глаз, стоя (Слайд 23)
В) Работаем над III частью рассказа. Прочитайте шепотом рассказ до конца. «Жужжащее» чтение»
Выборочное чтение.
- Какой момент в рассказе вам кажется самым напряженным? Прочитайте его.
- Найдите в ходе чтения, отрывок, который подходит к иллюстрации данной в учебнике на стр. 94.
- Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Прочитайте этот эпизод.
Анализ произведения.
Давайте вспомним литературные приёмы, смотрим на экран. (Слайд 24)
Сравнение
Описание
Противопоставление
Метафора
- Обратимся к тексту. Прочитайте описание Вьюшки.
- Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки?
(Автор использует сравнение: «...ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок».)
- Как автор относится к Вьюшке?
(Писатель относится к Вьюшке с любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
- Какие художественные средства использует автор для описания Выскочки?
Эпитеты:
Радужный, длинный сорочий хвост; блестящая, пестрая, проворная.
- Найдите в тексте противопоставление.
– Противопоставление: «шесть сорок и одна».
– Какую роль играет метафора?
(Метафора используется для создания ярких образов).
Метафора: «повели правильное наступление».
Метафоры: Воровка яиц; острый кинжал (хвост); с пыльцой в голове.
Самостоятельная работа учащихся в группах (3 мин)
-А теперь я предлагаю вам поразмышлять о героях этого рассказа. Работать, ребята, вы будете в группах. Перед вами схема составления синквейна и две темы «Вьюшка» и «Выскочка» (с составлением синквейна обучающиеся уже знакомы).
в). Составление “синквейна” Работа в группах. (Слайд 25)
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Осуждение для сороки)
Приложение 1
Синквейн «Выскочка» (примерный)
1 Выскочка.
2. Легкомысленная, глупая.
3. Подскакала, извернулась
4. Да не тут-то было!
5 Где хвост?
1. Сорока.
2. ловкая, глупая, проворная
3. Летала, потеряла, воровала.
4. Выскочка осталась без хвоста.
5. Выскочка.
Вьюшка.
Сторожевая, умная.
Охраняла, охотилась, слушалась.
Вьщка обхитрила сороку.
Собака.
ОБОБЩЕНИЕ:
- Вспомним начало урока. Почему М.М. Пришвина называют певцом природы.(Писатель понимал язык природы и воспевал её красоту в своих произведениях.
- За что же автор назвал сороку Выскочкой?
(Писатель назвал главного героя – сороку «Выскочкой», так как она была самой смелой, ловкой, сообразительной (как она себя считала) среди других сорок.)
- Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли быть таким?
- Давайте сравним, какой была Выскочка до схватки с Вьюшкой и после нее.
(В начале – заносчивая, гордая, храбрая.
В конце – жалкая, общипанная, без хвоста.)
- Какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? (Стыд)
- М. М. Пришвин желал показать нам характер главных героев. Кто из героев вызывает сострадание? (Сорока)
- Ребята, кто из вас знает, что такое сострадание? (Свободные высказывания детей)
- Вот какое определение дает нам толковый словарь:
Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь
- Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость.
- Считаете ли вы, что сорока – глупая птица? Почему? (Ответы детей))
- Сорока совсем не глупая птица, хотя её поведение нельзя назвать хорошим.
- Как вы думаете, почему писатель написал этот рассказ? Что хотел автор донести до читателей этим произведением? Над чем ты задумался на уроке.
Вывод: - (Нужно действовать в определенных ситуациях сообща, а не так как тебе самому нравится)
- Нужно быть всегда вместе, держаться друг за друга.
(Главная мысль рассказа. Не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак.)
- Выберите наиболее точную пословицу для раскрытия смысла этого рассказа.
«Один якал, якал, да и заплакал».(Слайд 26)
Работа над выразительностью
1.
- Приготовьтесь еще раз прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.
- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? (они были недовольны, возмущены, им было досадно).
- Что они ей сказали?
- Попробуйте передать это настроение при чтении.
- А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо).
2.
- А сейчас игра на внимание и память
- Зубки у Вьюшки беленькие, как (чеснок).
- В какое время года происходят события, описанные в произведении М. М. Пришвина (поздняя осень).
- На что стала похожа сорока без хвоста? (пестрый шарик с головкой)
- Сколько всего было сорок? (7)
VI. Домашнее задание: разноуровневое (Слайд 27).
Оценки
Предлагаю оценить свою работу на уроке «Интересно», (Слайд 28)
Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».