СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению "Саша Чёрный "Воробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению в 3 классе "Саша Чёрный "Воробей"

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Саша Чёрный "Воробей"»

Урок литературного чтения. 3 класс.

УМК «Школа России»

Учитель: Михайлова Наталия Александровна

МБОУ СОШ №1


Тема: Саша Черный. «Воробей»


Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала

Цели урока:

-познакомить учащихся со стихотворением Саши Черного «Воробей»;

-способствовать формированию навыка правильного чтения;

-способствовать формированию УУД;

-создать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся

Оборудование:

-учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» 2 часть, 3класс,

-портрет Саши Черного,

-информационный материал,

-презентация «Саша Черный « Воробей»»,

-аудиозапись «Воробей», музыкальная композиция «Воробьиная песенка»,

-иллюстрации, фотографии с изображением воробья,

-технические средства для демонстрации учебных материалов.

Приложение (Карточки с заданиями)


ХОД УРОКА:


I.Организационный момент: мотивация к учебной деятельности

Приветствие

-Настроение

-Желание работать на уроке и узнать новое

II.Речевая разминка

На доске (Слайд1):

Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять- пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

1)Беседа

-Ребята, прочитайте строки с доски про себя, затем:

-вслух медленно

-с интонацией – восклицательной

(Самостоятельное чтение учащихся)

А сейчас прочитаем все вместе певуче. Начнём медленно, затем, с каждой строчкой, будем увеличивать скорость.

-Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали? (дети отвечают)

- К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»?

- Эта русская народная песенка.

А какие песни бывают?

Русские народные песни разнообразны. Есть и колыбельные песни, песенки - потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.

-Как вы думаете,а к какой песне, можно соотнести нашу песню? Почему?

-Правильно.Молодцы!

- Какие еще литературные жанры вы знаете?

- Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.

III.Актуализация знаний. Постановка цели.

1)Работа в парах. (Карточка 1)(Слайд 2)

Отгадайте загадку в пословицах. Установите соответствие.

Найдите пару и соедините линией.

Подумайте над смыслом пословиц.


1) За обедом соловей, небо - когда пьёт.

2) Он под кровлю, там и он.

3) Где просо, а после обеда он.

4) Нет такой веточки, а сова на ловлю.

5) Он землю видит, когда ест, чтоб он не сидел.


-О ком идёт речь? (Слайд 3)

(о воробье)

2) Предварительная беседа.

- Рябята, что вы можете сказать о воробьях.

( Ответы учащихся) (Слайд 4)

Воробьи - это самые многочисленные птицы. Ведут стайный образ жизни. Птенцов выкармливают только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредителей. Любит эта птица и семечки, и зерно, и ягоды.

- Сегодня мы ознакомимся с ещё одним стихотворением Саши Чёрного «Воробей» (Слайд 5)

IV. Изучение нового материала. Работа с текстом.

1) Первичное восприятие текста. Чтение стихотворения учителем.(с.47)

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки – бисер, лапки – врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…


Прыгай, прыгай, я не трону,-

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь- ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?


Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.


Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…


Ближе, ну еще немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.


-Понравилось ли вам это стихотворение? (Учащиеся делятся своими впечатлениями)

2) Словарно-лексическая работа

Прежде чем вы начнёте читать стихотворение, выясним значение нескольких непонятных слов:

Юркий - быстрый, увёртливый.

Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зёрнышки со сквозным отверстием.

Врозь - отдельно, не вместе.

Вкось - не прямо.

Пичужка - птичка.

Вьюшка. Что означает это слово?

Обратимся к словарю учебника – страница 216.

(Учащиеся читают из словаря и сопоставляют со своими предположениями)

вьюшка- крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

V. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Звучит песня « Воробьиная песенка» Дети под музыку выполняют танцевальные движения стоя на местах: повороты и качания туловища, головы, легкие приседания, рукопожатия в паре; подпевают (если знают)

VI. Чтение стихотворения учащимися. (с.47)

VII. Работа над стихотворением «Воробей» С.Чёрного.

1) Работа по учебнику. (Вопросы на с. 48.)

Читаем вопросы по цепочке.

Кто герои этого стихотворения?

-Воробей и автор.

- Каким вы представили себе воробья?

-Серый, юркий, маленький, точно мышка, глазки – бисер, как маленькие черные бусинки; шаловливый: переступает лапками - ставит их врозь, боком, вкось.

- Второй вопрос. Прежде чем ответить на второй вопрос, я предлагаю послушать аудиозапись: Саша Черный «Воробей». Внимательно прислушайтесь к звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей?

- Ритм придаёт определённую музыкальность стихам. (Ритм такой, как будто

воробей скачет.)

- Читаем третий вопрос.

Как поэт относится к воробью?

(Поэт относится к воробью с нежностью и любовью. Он называет

его воробей мой, воробьишка, пичужка.)

- В какое время года воробью накрошили хлебных крошек? Прочитайте.

(Дети находят и зачитывают строчку из стихотворения)

-Зимой птицам холодно и голодно, поэтому надо строить кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

2) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. (Карточка 2).

3)Творческая работа в группах. (Карточка 3).

Каждой группе ребят раздаётся карточка.

А теперь давайте сочиним синквейн т.е стихотворение про воробья, состоящее из 5-ти строк. Форма синквейна напоминает ёлочку. Например,

он

маленький, удаленький.

Прыгает, чирикает, летает.

Самый любимый мой пичужка-

воробей.

4) Чтение синквейна

VIII. Подведение итогов

1)Обобщение

-С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

-Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение?

- В природе все заслуживает внимания. Зимой птицам трудно выжить. Надо подкармливать пернатых друзей.

- К чему надо призывать людей?

2)Рефлексия учебной деятельности

Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки.

Оценивание детей

3)задание на дом.

-выразительное чтение стихотворения С. Чёрного «Воробей»

- Урок окончен. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!










Приложение




Карточка 1. (Работа в парах)



1. Отгадайте загадку в пословицах. Установите соответствие.

Найдите пару и соедините линией.

Подумайте над смыслом пословиц.


1) За обедом соловей, небо - когда пьёт.

2) Он под кровлю, там и он.

3) Где просо, а после обеда он.

4) Нет такой веточки, а сова на ловлю.

5) Он землю видит, когда ест, чтоб он не сидел.


- О ком идёт речь?





Карточка 2. (Индивидуальная самостоятельная работа)


Фамилия Имя_________________________________


С.Чёрный « Воробей»


Задание 1. Зачеркни одинаковые буквы в каждом ряду и узнаешь слово:


ВАОАРАОАБАЕАЙА


Задание 2. Выбери и подчеркни слова, характеризующие воробья.

Смелый, грустный, большой, решительный, серый

маленький, злой, шаловливый, чёрный, любопытный.


Задание 3. Выбери и подчеркни слова, характеризующие автора.

Добрый, понимающий, печальный, заботливый, весёлый,

строгий, красивый, ласковый, серьёзный, внимательный.

























Карточка 3. (Работа в группах)


Сочинить синквейн про воробья

(стихотворение, состоящее из 5-ти строк)


1строка – Заголовок. Существительное или местоимение. (Кто?)


1 слово _____________________________


2строка – Прилагательное. (Какой?)


2 слова ____________________________________________


3 строка – Глаголы. (Что делает?)


3 слова ____________________________________________________


4 строка – Фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

4 слова _______________________________________________________



5 строка – Вывод. Существительное. (Кто?)


1 слово _____________________________