Урок литературного чтения. 3 класс.
УМК «Школа России»
Учитель: Михайлова Наталия Александровна
МБОУ СОШ №1
Тема: Саша Черный. «Воробей»
Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала
Цели урока:
-познакомить учащихся со стихотворением Саши Черного «Воробей»;
-способствовать формированию навыка правильного чтения;
-способствовать формированию УУД;
-создать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся
Оборудование:
-учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» 2 часть, 3класс,
-портрет Саши Черного,
-информационный материал,
-презентация «Саша Черный « Воробей»»,
-аудиозапись «Воробей», музыкальная композиция «Воробьиная песенка»,
-иллюстрации, фотографии с изображением воробья,
-технические средства для демонстрации учебных материалов.
Приложение (Карточки с заданиями)
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент: мотивация к учебной деятельности
Приветствие
-Настроение
-Желание работать на уроке и узнать новое
II.Речевая разминка
На доске (Слайд1):
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять- пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
1)Беседа
-Ребята, прочитайте строки с доски про себя, затем:
-вслух медленно
-с интонацией – восклицательной
(Самостоятельное чтение учащихся)
А сейчас прочитаем все вместе певуче. Начнём медленно, затем, с каждой строчкой, будем увеличивать скорость.
-Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали? (дети отвечают)
- К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»?
- Эта русская народная песенка.
А какие песни бывают?
Русские народные песни разнообразны. Есть и колыбельные песни, песенки - потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.
-Как вы думаете,а к какой песне, можно соотнести нашу песню? Почему?
-Правильно.Молодцы!
- Какие еще литературные жанры вы знаете?
- Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.
III.Актуализация знаний. Постановка цели.
1)Работа в парах. (Карточка 1)(Слайд 2)
Отгадайте загадку в пословицах. Установите соответствие.
Найдите пару и соедините линией.
Подумайте над смыслом пословиц.
1) За обедом соловей, небо - когда пьёт.
2) Он под кровлю, там и он.
3) Где просо, а после обеда он.
4) Нет такой веточки, а сова на ловлю.
5) Он землю видит, когда ест, чтоб он не сидел.
-О ком идёт речь? (Слайд 3)
(о воробье)
2) Предварительная беседа.
- Рябята, что вы можете сказать о воробьях.
( Ответы учащихся) (Слайд 4)
Воробьи - это самые многочисленные птицы. Ведут стайный образ жизни. Птенцов выкармливают только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредителей. Любит эта птица и семечки, и зерно, и ягоды.
- Сегодня мы ознакомимся с ещё одним стихотворением Саши Чёрного «Воробей» (Слайд 5)
IV. Изучение нового материала. Работа с текстом.
1) Первичное восприятие текста. Чтение стихотворения учителем.(с.47)
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось…
Прыгай, прыгай, я не трону,-
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь- ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…
Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
-Понравилось ли вам это стихотворение? (Учащиеся делятся своими впечатлениями)
2) Словарно-лексическая работа
Прежде чем вы начнёте читать стихотворение, выясним значение нескольких непонятных слов:
Юркий - быстрый, увёртливый.
Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зёрнышки со сквозным отверстием.
Врозь - отдельно, не вместе.
Вкось - не прямо.
Пичужка - птичка.
Вьюшка. Что означает это слово?
Обратимся к словарю учебника – страница 216.
(Учащиеся читают из словаря и сопоставляют со своими предположениями)
вьюшка- крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.
V. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Звучит песня « Воробьиная песенка» Дети под музыку выполняют танцевальные движения стоя на местах: повороты и качания туловища, головы, легкие приседания, рукопожатия в паре; подпевают (если знают)
VI. Чтение стихотворения учащимися. (с.47)
VII. Работа над стихотворением «Воробей» С.Чёрного.
1) Работа по учебнику. (Вопросы на с. 48.)
Читаем вопросы по цепочке.
Кто герои этого стихотворения?
-Воробей и автор.
- Каким вы представили себе воробья?
-Серый, юркий, маленький, точно мышка, глазки – бисер, как маленькие черные бусинки; шаловливый: переступает лапками - ставит их врозь, боком, вкось.
- Второй вопрос. Прежде чем ответить на второй вопрос, я предлагаю послушать аудиозапись: Саша Черный «Воробей». Внимательно прислушайтесь к звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей?
- Ритм придаёт определённую музыкальность стихам. (Ритм такой, как будто
воробей скачет.)
- Читаем третий вопрос.
Как поэт относится к воробью?
(Поэт относится к воробью с нежностью и любовью. Он называет
его воробей мой, воробьишка, пичужка.)
- В какое время года воробью накрошили хлебных крошек? Прочитайте.
(Дети находят и зачитывают строчку из стихотворения)
-Зимой птицам холодно и голодно, поэтому надо строить кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.
2) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. (Карточка 2).
3)Творческая работа в группах. (Карточка 3).
Каждой группе ребят раздаётся карточка.
А теперь давайте сочиним синквейн т.е стихотворение про воробья, состоящее из 5-ти строк. Форма синквейна напоминает ёлочку. Например,
он
маленький, удаленький.
Прыгает, чирикает, летает.
Самый любимый мой пичужка-
воробей.
4) Чтение синквейна
VIII. Подведение итогов
1)Обобщение
-С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
-Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение?
- В природе все заслуживает внимания. Зимой птицам трудно выжить. Надо подкармливать пернатых друзей.
- К чему надо призывать людей?
2)Рефлексия учебной деятельности
Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки.
Оценивание детей
3)задание на дом.
-выразительное чтение стихотворения С. Чёрного «Воробей»
- Урок окончен. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
Приложение
Карточка 1. (Работа в парах)
1. Отгадайте загадку в пословицах. Установите соответствие. Найдите пару и соедините линией. Подумайте над смыслом пословиц. 1) За обедом соловей, небо - когда пьёт. 2) Он под кровлю, там и он. 3) Где просо, а после обеда он. 4) Нет такой веточки, а сова на ловлю. 5) Он землю видит, когда ест, чтоб он не сидел. - О ком идёт речь? |
Карточка 2. (Индивидуальная самостоятельная работа)
Фамилия Имя_________________________________ С.Чёрный « Воробей» Задание 1. Зачеркни одинаковые буквы в каждом ряду и узнаешь слово: ВАОАРАОАБАЕАЙА Задание 2. Выбери и подчеркни слова, характеризующие воробья. Смелый, грустный, большой, решительный, серый маленький, злой, шаловливый, чёрный, любопытный. Задание 3. Выбери и подчеркни слова, характеризующие автора. Добрый, понимающий, печальный, заботливый, весёлый, строгий, красивый, ласковый, серьёзный, внимательный. |
Карточка 3. (Работа в группах)
Сочинить синквейн про воробья (стихотворение, состоящее из 5-ти строк) 1строка – Заголовок. Существительное или местоимение. (Кто?) 1 слово _____________________________ 2строка – Прилагательное. (Какой?) 2 слова ____________________________________________ 3 строка – Глаголы. (Что делает?) 3 слова ____________________________________________________ 4 строка – Фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 4 слова _______________________________________________________ 5 строка – Вывод. Существительное. (Кто?) 1 слово _____________________________ |