СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе раздела "Мифы и легенды других народов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок для изучения зарубежной мифологии. Урок разработан по изучению произведения Т.Мэлори "Смерть Артура" и произведения "Робин Гуд".

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе раздела "Мифы и легенды других народов"»

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, 6 класс

ТЕМА: Т.Мэлори «Смерть Артура», «Робин Гуд».

ЦЕЛЬ: изучение литературы средних веков.

ЗАДАЧИ: ознакомить с историей создания и исторической основой баллад о Робин Гуде, выучить содержание одной из баллад, развивать умение давать характеристику герою, высказывать личное отношение к проблеме, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста; выучить понятие «фольклорная баллада», закрепить понятие "народная баллада".

Выявить жанровые особенности баллады "Робин Гуд и золотая стрела".

Научить ребят проводить самостоятельное исследование текста.

Пробудить интерес к истории и культуре английского народа.

Словарная работа: народная баллада, сюжет, главный герой, повествователь, синекдоха.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, тетрадь.

ТИП УРОКА: чтение и обсуждение.

МЕТОДЫ: чтение, беседа, анализ и синтез.



ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Доклад учащегося.

Рыцарский роман. Рыцарство как новый социально-культурный феномен сложилось в XI–XII веках и процветало до середины XVI века. В 1095 году папа Урбан II провозгласил первый крестовый поход для освобождения гроба Господня от неверных. В 1097 году крестоносцы взяли Иерусалим и учредили в Палестине государство крестоносцев. В эту эпоху религиозного воодушевления, в эпоху первых крестовых походов и возникли в Палестине первые духовно-рыцарские ордена: тамплиеров и госпитальеров (1119 г.), в 1198 году — Тевтонский орден в Германии. Одновременно с этими военно-религиозными организациями появляется светское рыцарство. Рыцарственность — это кодекс чести высшего сословия, ориентированного на военную профессию. Рыцарский культ военных добродетелей был необходим в эпоху войн, когда еще не было регулярных армий. Относительная слабость центральной королевской власти в период сложения национальных государств сказалась в рыцарском культе индивидуализма, в опоре только на свои силы. Христианские мотивы рыцарства объясняются тем, что рыцари были элитой общества, где христианство было основой социальной и религиозной жизни.

Так как в средние века понятие "государственная граница" было очень зыбким и несравненно менее важным, чем сейчас, рыцарство быстро распространилось со своей родины, Франции, по всей Европе и превратилось в интернациональную культуру со сложной светской этикой (куртуазный культ Прекрасной Дамы, верность сюзерену), собственной мифологией (легенды о поисках Грааля, о короле Артуре и рыцарях Круглого стола), со своей наукой геральдикой, со своими собственными ритуалами (обряд посвящения в рыцари, обязательное участие в турнирах).

В XII веке вместе со становлением рыцарства возникает и новый эпический жанр рыцарской литературы — рыцарский роман. Сам термин "роман" появился в XII веке и первоначально обозначал стихотворный текст на живом романском языке, в отличие от текста на латыни. Роман возник на севере и в центральной части Франции, а также на территории Анжуйского герцогства, принадлежавшей английским Плантагенетам. Дворы королевских особ из этой династии были прославленными центрами рыцарской культуры, а сами они — прославленными рыцарями, такими, как Ричард Львиное Сердце.

Первые романы были, как уже сказано, стихотворными, их объем достигал пятидесяти тысяч строк. С середины XIII века стали появляться прозаические переработки основных сюжетов. Рыцарские романы представляют мир, неведомый историкам: в нем победы над злыми волшебниками и великанами одерживаются одной левой рукой; здесь над озерами воздвигаются невидимые мосты, по которым можно пройти к руке, держащей над водой волшебный меч, а реки иногда можно перейти лишь по лезвию меча; здесь в лесных скитах обитают мудрые отшельники; здесь странствующие рыцари галантно помогают прекрасным дамам в беде. То есть очевидно, что по материалу рыцарский роман решительно размежевался с героической эпопеей. Он относится к эпическим жанрам прежде всего потому, что сохраняет объемность повествования о прошлых событиях, но "эпичность" в смысле спокойствия, объективности, общественной значимости описываемых событий он утрачивает. На заре рыцарской эпохи в Западной Европе зарождается личностное самосознание, и в рыцарском романе молодой исключительный герой действует в совершенно исключительных обстоятельствах. Жанровое содержание рыцарского романа отражает и прославляет идеологию рыцарства. Это всегда увлекательное, авантюрное повествование о преданной любви молодых героев, об их испытаниях и приключениях, о воинских поединках и подвигах во славу отечества и церкви. Герой действует ради соответствия высшему идеалу рыцарской чести.

В центре кельтского эпоса — полулегендарная фигура короля Артура. Скорее всего, реально существовал британский король Арториус, который на рубеже V–VI веков возглавил кельтов в борьбе против захватчиков англосаксов. Память о нем сохранилась в кельтском эпосе "Мабиногион" (Х в.), в свидетельствах средневековых хронистов, самым популярным из которых был валлийский монах Гальфрид Монмаутский, автор "Истории королей Британии" (около 1136 г.). Для бретонского цикла характерен сплав фантастики, эротики и куртуазной атрибутики, который ярко проявился в творчестве французского автора XII века Кретьена де Труа ("Эрек и Энида", "Ланселот, или Рыцарь телеги"). Кретьен в своих стихотворных романах обрабатывал отдельные эпизоды из артуровских легенд, а наиболее полный их свод и художественную обработку дал английский рыцарь сэр Томас Мэлори.

О нем известно немногое. Он родился, скорее всего, в начале XV века, был воином и искателем приключений, вступил в конфликт со своим королем и последние двадцать лет жизни провел в тюрьме. В заточении он перевел с французского на английский и при этом значительно переработал находившиеся в его распоряжении многочисленные французские книги о рыцарях Круглого Стола. Первоисточники, которыми пользовался Мэлори, сохранились, но сегодня они представляют интерес только для специалистов и вообще на традицию французской литературы повлияли незначительно, тогда как Мэлори удалось создать книгу, живую до сих пор и очень важную для традиции английской литературы. Труд Мэлори был завершен в 1469 или в 1470 году, а пятнадцать лет спустя, в июле 1485 года, английский первопечатник Уильям Кэкстон опубликовал его одной книгой — "Смерть Артура". Она и лежит в основе всей последующей артуровской традиции.

Мэлори объединил разрозненные предания в целостную историю, перенеся действие из "темного времени" в высокое средневековье. В отличие от петляющих, полных композиционных повторов французских источников, Мэлори создает сюжет последовательный и стройный, изложение ведется сжато и сочно, читатель переносится в волшебный мир, не имеющий ничего общего с миром реально-историческим.

Артур — сын короля Британии Утера Пендрагона, который влюбляется в жену герцога Корнуэльского — прекрасную Игрену — и проникает к ней в замок Тинтагель в ночь убийства герцога, с помощью волшебника Мерлина приняв обличье ее мужа. За эту услугу Мерлин выговаривает себе право воспитывать их будущего сына, и тайно передает младенца одному из баронов, в чьем доме вырастает Артур.

После смерти короля Утера Артур положил конец междоусобицам, сумев извлечь из камня меч, чем подтвердил пророчества и свои права на престол. Начинаются долгие славные годы его правления: женитьба на прекрасной Гвиневре, за которой он берет в приданое Круглый Стол и устанавливает его в своем замке Камелот. Камелот — центр и образец идеала рыцарства, Круглый Стол наглядно воплощает идею равенства, братского духа рыцарства. Вокруг Артура собираются благородные рыцари Круглого Стола. Самые славные из них — сэр Ланселот Озерный, племянники Артура сэр Гэвейн и сэр Гэрет, его названный брат сэр Кей, сэр Бедивер. Позже к ним примыкает сын и одновременно племянник Артура (поскольку он сын короля и его сестры) Мордред, — и в этом грехе славного правителя заложено зерно его гибели.

Ланселот верно служит своей даме сердца, королеве Гвиневре. Агравейн и Мордред обвиняют их перед лицом Артура в измене, из-за чего вспыхивает война между рыцарями Круглого Стола: часть из них становится на сторону Артура, часть защищает Ланселота. Во время осады замка Ланселота во Франции Артур узнает, что Мордред, оставленный управлять Британией, поднял против него мятеж и собирается жениться на королеве. Артур возвращается и вступает в поединок с Мордредом, в котором гибнут оба, отец и сын. Корабль с тремя скорбящими королевами увозит умирающего Артура на остров мертвых Авалон.

Артуровский цикл утверждает идеальный мир с идеальным правителем во главе, воспевает доблестных героев, которые наперекор судьбе защищают добро и справедливость. Артур-правитель устанавливает порядок в Британии и неустанно воюет, поддерживая его. Он сам воплощение духа рыцарства и окружает себя цветом рыцарства. Характерно, что, узнав об измене Гвиневры, он говорит: " Я больше горюю о моих добрых рыцарях, чем о моей доброй королеве, потому что у меня может быть новая королева, а такого содружества доблестных рыцарей не будет уже никогда".

Король Артур узнает, что власть приносит не только свободу, но и ответственность, не только привилегии, но и необходимость жертвовать собой.

В образе Артура у Мэлори критика находит слияние трех типов источников:

  1. Кельтская мифология и народные предания Уэльса. Выдвигались предположения о происхождении образа Артура от общекельтского божества плодородия по имени Artor. Волшебные элементы его истории — самый древний пласт образа.

  2. Первые письменные упоминания об Артуре содержатся в латинских хрониках средневековых британских историков, из прочих персонажей они упоминают только Мордреда. Здесь Артур – военный вождь одного из британских племен, возглавивший сопротивление захватчикам англосаксам. К этому кругу источников восходит представление об Артуре как о великом воине и государе.

  3. Средневековые французские романы, основанные на устной кельтской традиции. Здесь впервые появляются Камелот, Круглый Стол, меч Калибурн (или Экскалибур), поиски священного Грааля. Самостоятельную роль начинают играть Гвиневра и Ланселот, определенней вырисовываются характеры остальных рыцарей Круглого Стола.

Король Артур у Мэлори поставлен в один ряд с такими идеальными в представлениях средневековья правителями, как Карл Великий и Александр Македонский. Изображение Камелота отвечает извечной человеческой потребности идеализировать прошлое, создавать утопию золотого века, и в конце ХV столетия, на закате рыцарской эпохи, Мэлори создал братство Круглого Стола как воплощение золотого века рыцарства.

Крупнейший исследователь артурианы, английский ученый Ю. Винавер писал: "Мэлори изобразил в Артуре самый совершенный и достойный образец рыцарства, основоположника его славных традиций. Под водительством Артура рыцарство превратилось в практику, следование которой делает ее приверженцев неуязвимыми для врагов. Помимо техники боя, понятие "рыцарство" включало в себя хорошее воспитание, доброту, верность и честь — эти качества создают, как показывает пример Артура, совершенного рыцаря, который готов к любым жертвам и осознает важность своей миссии".

Но, помимо захватывающих подвигов на поле боя и во имя отыскания Святого Грааля, в "Смерти Артура" углубляются психологические мотивировки взаимоотношений персонажей. Несмотря на всю куртуазность идеальных рыцарей, обрисовка женских образов в романе не дает оснований усмотреть в Гвиневре, Моргане, Даме Озера черт, восходящих к средневековому культу Девы Марии, а именно в культе Богородицы лежит начало культа Прекрасной Дамы. У Мэлори ярче выражен другой, значительно более старый литератур-ный мотив (вспомним Одиссея в плену у Цирцеи и Калипсо) — мотив разрушительной силы женских чар. Ведь в конечном счете именно неверность Гвиневры становится причиной гибели могущественной державы Артура, и с ней связан трагический конфликт романа, обеспечивающий современность его звучания, — конфликт между идеалом рыцарской мужской дружбы Артура и Ланселота и идеалом куртуазной любви Ланселота и Гвиневры.

Роман Мэлори обладает настолько яркими характерами, увлекательным сюжетом, обаянием рассказа, что как бы на второй план отходит его жанровая принадлежность. Из всех рыцарских романов это единственный, не утративший популярности и по сей день, тогда как большинство из них уже в средневековье воспринимались как пустые сказки, а к исходу XVI века мода на рыцарские романы стала общественно опасной, как показывает великая пародия на рыцарский роман — "Дон Кихот" М. Сервантеса.

По мере утверждения артиллерии в качестве решающей военной силы, по мере возникновения регулярных войск рыцарство превращалось в офицерство, угасала притягательность образцов, предлагаемых рыцарским романом, но рыцарский кодекс чести наложил сильнейший отпечаток на этику позднейшей аристократии. Артуровская тема не исчезала ни в один из периодов развития английской литературы, и подлинный взрыв интереса к сюжетам и образам артуровского цикла произошел в ХХ веке. Из более чем двухсот романов об Артуре самые известные — роман американца Т. Х. Уайта "Король былого и грядущего" и трилогия об Артуре и Мерлине англичанки М. Стюарт. Кроме того, существует около сорока экранизаций артуровского цикла, лучшая из которых пока — "Экскалибур" (1981 г.) американского режиссера Дж. Бурмана. Даже в "Звездных войнах" Люк Скайуокер и Оби Ван Кеноби восходят к Ланселоту и Мерлину, этим архетипам странствующего рыцаря и могучего волшебника. По количеству вдохновленных ею произведений искусства артуровская традиция уступает разве что библейской.

Рыцарский роман создавал мифологию рыцарства, прославлял его ценности и образ жизни, то есть наследовал функции героического эпоса при всех очевидных отличиях в материале. На переходе от феодализма к Возрождению возникает следующий, менее монументальный эпический жанр — новелла.





.         Историческая справка.

События, отображенные в балладах, относятся к ХІ ст., когда Англию захватывают войска норманцев во главе с Вильгельмом, прозванным Завоевателем. Победители конфискуют землю и замки многих зажиточных англичан и передают норманским рыцарям.

Тысячи свободных крестьян теряют свои земли. Норманские рыцари беспощадно издеваются над ними, не считая за людей, надевают ошейники с надписью «раб».

Свободолюбивый английский народ не покоряется и поднимается на освободительную борьбу. Люди бросают дома и убегают в леса. Там образовываются отряды, которые возглавляют благородные, хорошо воспитанные, умные, ловкие, смелые предводители. Один из них становится героем английских баллад - Робин Гуд.

Литературная справка.

Учитель. О Робин Гуде, благородном разбойнике, мастере в стрельбе из лука, готового в любой момент прийти на помощь, находчивом защитнике обиженных и обездоленных, рассказывает цикл английских баллад.

Словарная работа.

Баллада - (фр. от прованс. - танцевать) - стихотворные рассказы XIV-XVI ст., в основу которых положен необыкновенный исторический, легендарный, фантастический или бытовой сюжет.

Цикл (от гр. - круг) - группа произведений, которые образовывают определенное единство. Между этими произведениями существует связь, важная для понимания общего замысла цикла.

Жанр народной баллады сложился в английском и шотландском фольклоре в XIV-XVI ст. Народные баллады воссоздавали широкую картину жизни общества. В них немало выдумки, но в целом они отображали историческую борьбу крестьянства против жестоких феодалов.

Баллады интересны не только по смыслу, а привлекают и художественной ценностью. Напряженный сюжет, эмоциональность, яркий язык, выразительность характеров героев. По смыслу баллады делятся на исторические, фантастические и бытовые. В фольклорных балладах о Робин Гуда воспевалась справедливость героя, его любовь к простому народу

Цикл баллад о Робине Гуда насчитывает 36 произведений, события которых достигают конца XII - начала XIII ст. Эти баллады представляют своеобразное жизнеописание народного героя. В них рассказывается о том, как юноша стал сиротой, как, направляясь шервудским лесом в Ноттингем на турнир лучников, он отомстил главному лесничему за смерть отца. Оказавшись вне закона, Робин Гуд разыскал свободное лесное братство, которое со временем выбрало его своим предводителем. Народные мстители грабили богатеев, отдавали деньги беднякам, защищали обиженных, спасали невиновных людей от тюрьмы и виселицы.

3-й ученик. В балладах робин-гудовского цикла рассказывается и о друзьях героях: о Крошке Джоне, который получил свое шутливое прозвище благодаря исполинскому росту, веселом монахе Туке, странствующем менестреле Алане Дейле и других храбрых бойцах шервудского леса. В других сказах изображаются стычки веселого отряда Робин Гуда  с главными врагами простого люда - шерифом Ноттингема и епископом Герфорда.

Существует баллада и о том, как Робин Гуд погиб. Его убила монахиня из женского монастыря Керклис, куда раненный герой обратился за помощью. Она пустила Робину кровь якобы желая его спасти. Крошка Джон похоронил товарища под дубом, где упала последняя стрела Робин гуда, и на могиле поставил камень с надписью:

Под камнем тяжелым тут Отдыхает на века Робин Гуд. Он доблестно и честно жил, Он несправедливости сердцем не любил. С ним гуляли молодцы - Бесстрашные вольные стрельцы, Среди которых он первым был, Чем славу в Англии получил.

(Пер. Ю. Юры).

Откуда же взялось имя Робин Гуд? В одном из рассказов цикла есть объяснения относительно происхождения имени Робин Гуд. Сначала главного героя звали иначе - Роб из Локсли, или просто Локсли (Локсли - это название города, в котором он якобы родился). Имя Робин Гуд получил во время одного турнира лучников. Чтобы принять в нем участие, Роб, в то время объявленный «человеком вне закона», хорошо замаскировался: переоделся нищим и прикрыл голову капюшоном. Но все эти ухищрения не обманули его любимую девушку. Приняв из рук юноши добытый им главный приз турнира - золотую стрелу, Мариан с лукавой улыбкой промолвила: «Благодарю Вас, Роб в капюшоне». На английском это обращение прозвучало так: «Rob in hood». С того времени Роб из Локсли превратился в Робин Гуда.

Работа с учебником. Обобщение материала

1.         Какие события стали источником сюжетов англо-шотландских баллад?

2.         Кому посвящен популярнейший цикл английских баллад?

3.         Что вам известно о Робине Гуда и его отряде?

4.         Какое происхождение имени Робина Гуда?

IV.       Работа над текстом баллады о Робин Гуде.

1.         Выразительное чтение баллады

2.         Обсуждение и анализ прочитанного

•          Почему Робин Гуд хотел встретиться с гончаром?

•          Что рассказал Крошка Джон о гончаре?

•          Зачитайте, что предъявил гончару Робин Гуд?

•          Как проходил бой Робина Гуда и гончара?

•          Почему гончар и Робин Гуд побратались?

•          О чем попросил гончара Робин Гуд?

•          Какие отношения были между Робин Гудом и шерифом Ноттингема?

•          Почему Робин Гуд оказался хорошим продавцом?

•          Как Робин попал в дом шерифа?

•          Какими ухищрениями удалось герою попасть на соревнование лучников?

•          Как ему удалось заманить шерифа в лес? Как это характеризует героя?

•          Почему Робин Гуд подарил жене шерифа коня? Ответ аргументируйте.

V.        Анализ и обобщения прочитанного материала.

      Работа в группах.

Группа 1.

Выскажите и аргументируйте мысль, можно ли назвать Робин Гуда народным мстителем и защитником.

Группа 2.

Можно ли с современного взгляда назвать Робин Гуда рыцарем и оправдать его разбой?

Группа 3.

Исследуйте, какие черты фольклорной баллады присущи произведению «Робин Гуд и гончар».

Группа 4.

Не мог бы Робин Гуд, по вашему мнению, другим способом, кроме разбоя, защищать народ от несправедливости? Ответ аргументируйте.

Перед нами старинный замок Ноттингема. По преданию, здесь проходил суд над предводителем лесных разбойников Робином Гудом

Свидетельство того, что Робин Гуд -разбойник.

Свидетельство того, что Робин Гуд -благородный герой.

. Вывод. Таким образом, мы уже определили план и методы своей работы. Целью вашей работы является ответ на вопрос: Робин Гуд разбойник или герой?

Дополнения: В латинской "Истории Великобритании" 1521 года Джона Мэра встречаются указания, что Робин Гуд и его славный помощник Маленький Джон жили во времена Ричарда Львиное Сердце. По утверждению историка, Робин Гуд стоял во главе сотни вольных стрелков, которые были совершенно недосягаемы для поисков государя. Разбойники грабили только богатых, сирых и слабых защищали, не причиняли никакого зла женщинам. Воспевались подвиги Робин Гуда по всей стране Английской

Вопрос. Как вы думаете, какой сюжет у этой баллады? Сюжет: участие Робин Гуда в состязаниях стрелков из лука, организованных шерифом для поимки разбойника (записывают в протоколы).

Кто главный герой баллады? Главный герой баллады - находчивый стрелок Робин Гуд (записывают в протоколы).

Найдите строки, которые выражают идею (основную мысль) баллады? Идем на славную игру,

Потешим добрый люд.

Основная идея: баллада учит смелости и находчивости (записывают в протоколы).

Кто является автором баллады? Найдите строки, в которых выражается отношение к главному герою? Сочинил балладу народ, который считает Робин Гуда героем, благородным, честным, смелым и находчивым защитником бедных.

Какие средства художественной выразительности используются в балладе? Эпитет: добрый люд, добрый час, крылатая молва.

Фразеологизмы: свести счеты, лететь во весь опор, сойти с ума.

Архаизмы: люд, молва, потешим, дивился.

Посмотрите внимательно на строки: "но красный плащ их превзошел:". Как это понять? Речь идет о стрелке, который одел красный плащ.

То есть повествователь называет плащ (часть одежды) вместо человека? Вспомним, как называется этот прием?

Ответ. Такой прием называется синекдоха - когда название части выступает в значении целого.

3.ИТОГ УРОКА.

Итак, чем сегодня мы занимались, какие выводы вы сделали в процессе работы. Далее выставляются оценки за работу на уроке.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Прочитать «Смерть Артура»